№2-936/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Любытино 28 апреля 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кругловой О.А.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием истца Филипповой К.Г., её представителя Филипповой Н.А.,
представителя третьего лица Григорьевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой ФИО15 к Департаменту образования и молодёжной политики Новгородской области и Администрации Боровичского муниципального района об оспаривании решения и об обеспечении жилым помещением,
у с т а н о в и л :
Филиппова К.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации Боровичского муниципального района, Департаменту образования и молодёжной политики Новгородской области, в обоснование которого указала следующее:
18 ноября 2014 года она обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Департамент образования и молодёжной политики Новгородской области, поскольку она относится к категории лиц из числа детей-сирот, распоряжением Главы Администрации Любытинского района от 21 апреля 2015 года № 89-рг в её отношении было установлено попечительство, попечителем была её тётя ФИО16 До смерти матери с 27 июля 2004 года по 1 апреля 2005 года она с матерью проживала в <данные изъяты>, где матери была предоставлена квартира в связи с её работой в совхозе, в указанной квартире Филиппова К.Г. до сих пор зарегистрирована, однако никаких документов на квартиру не выдавалось. После установления попечительства Филиппова К.Г. проживала в <адрес>, с 2008 года по 27 июня 2012 года она обучалась в Боровичском медицинском техникуме г. Боровичи, за время обучения она вместе с преподавателем неоднократно обращалась в орган опеки и попечительства Администрации Боровичского муниципального района по вопросу обеспечения её жильём, приносила дополнительные документы, которые просили предоставить сотрудники администрации, была уверена, что состоит в списке детей-сирот на получение жилья. Согласно справкам Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Новгородской области у истца в собственности не имеется объектов недвижимости.
28 ноября 2014 года Департаментом образования и молодёжной политики ей было отказано в удовлетворении заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент обращения ей исполнилось 24 года, в списках детей-сирот на получение жилья до достижения 23-летнего возраста не состояла. С указанным решением не согласна, поскольку до достижения 23 лет она неоднократно обращалась в Администрацию Боровичского муниципального района о включении её в указанный список.
На основании изложенного просит суд признать решение Департамента образования и молодёжной политики Новгородской области незаконным, обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения.
В судебном заседании истец Филиппова К.Г., её представитель Филиппова Н.А. исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представил письменные отзывы на иск Филипповой К.Г.
Представитель ответчика Департамента образования, науки и молодёжной политики Новгородской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому исковые требования не признаёт, поскольку до достижения 23-летнего возраста Филиппова ФИО17) К.Г. не состояла на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении и на момент обращения в Администрацию Любытинского муниципального района достигла возраста 24 лет, поэтому утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а, соответственно, и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на получение жилья. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Любытинского муниципального района в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Любытинского муниципального района Григорьева Л.А. возражений против иска не представила.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования Филипповой К.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
К такому выводу суд приходит по следующим основаниям:
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как следует из ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что родители Филипповой (ФИО18 К.Г., родившейся 11 мая 1990 года, умерли: отец Моисеев Г.А. – 11 августа 1997 года, мать Иванова ФИО19 – 22 марта 2005 года.
Распоряжением Администрации Любтытинского района Новгородской области от 21 апреля 2005 года № 89-рг над Моисеевой К.Г. было установлено попечительство, попечителем назначена её тётя Михайлова Н.М. 27 июня 2012 года она окончила обучение ОАОУ СПО «Боровичский медицинский техникум» <адрес>.
По окончании пребывания на государственном попечении истец Филиппова К.Г. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечивалась, нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Филиппова К.Г. жилья в собственности не имеет, жильё на основании договора социального найма ей также не предоставлялось.
18 ноября 2014 года Филиппова К.Г. обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, в удовлетворении которого Департаментом образования и молодёжной политики Новгородской области отказано, поскольку до достижения 23-летнего возраста заявитель не состояла на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении и уже достигла 24 лет, поэтому утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а, соответственно, и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на получение жилья.
Статьей ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.
Статьей 11 Областного закона от 6 мая 2005 года № 468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа», предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закреплённого жилого помещения или жильё которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе, пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области (ч. 1).
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (действующей до 1 января 2013 года) было установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В судебном заседании истец Филиппова К.Г. пояснила, что в 2011 году она обращалась в Администрацию Любытинского муниципального района по вопросу включения её в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, ею были предусмотрены необходимые документы, которые сотрудником отдела опеки и попечительства были направлены в Администрацию Боровичского муниципального района, поскольку она должна была быть обеспечена жильём в Боровичском районе Новгородской области. После этого, в том числе в период обучения в ОАОУ СПО «Боровичский медицинский техникум» <адрес>, она неоднократно приходила в Администрацию Боровичского муниципального районе, где её просили представить дополнительные документы, необходимые для постановки её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
Изложенные обстоятельства подтвердила свидетель Ефимова Г.М., которая до 2012 года являлась специалистом органа опеки и попечительства Администрации Любытинского муниципального района, поэтому ей известно, что в отношении Филипповой К.Г. было установлено попечительство, попечителем стала её тётя Михайлова Н.М., которая проживала в Любытинском районе. В 2011 году Филиппова К.Г. обратилась в орган опеки и попечительства Администрации Любытинского муниципального района по вопросу предоставления ей жилья как ребёнку-сироте. Поскольку Филиппова К.Г. как сирота была выявлена в Боровичском районе, имела регистрацию там, обязанность по обеспечению её жильём лежала на Администрации Боровичского муниципального района, поэтому представленные Филипповой К.Г. документы были направлены в Комитет образования Боровичского муниципального района для постановки Филипповой (ФИО20) К.Г. на учёт как сироты на получение жилья вне очереди.
У суда не возникает сомнений в достоверности сообщенных Филипповой К.Г. и свидетелем ФИО24. сведений, поскольку их показания последовательны, согласуются друг с другом, подтверждаются письменными материалами гражданского дела, в том числе копиями сопроводительных писем, датированных 21 сентября и 14 октября 2011 года, о направлении в Комитет образования Боровичского муниципального района документов на ФИО22 для постановки её на учёт как сироты на получение жилья вне очереди, а также копиями справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» отделение «Любытинское БТИ» об отсутствии у неё объектов недвижимости на праве собственности, Администрации Любытинского муниципального района о том, что ФИО23 на учёте нуждающихся в жилом помещении не состоит, ранее не состояла и жилой площадью на территории муниципального района не обеспечивалась, которые также были составлены в сентябре и октябре 2011 года.
Указанные обстоятельства подтверждены и Администрацией Боровичского муниципального района, которая сообщила, что указанные письма поступали в адрес комитета образования и молодёжной политики Администрации Боровичского муниципального района, были переданы лично Филипповой (ФИО21) К.Г. для предоставления в Администрацию Боровичского муниципального района.
Вместе с тем, Филиппова К.Г. в судебном заседании пояснила, что документы ей в Администрации Боровичского муниципального района не возвращались, наоборот, она приносила в Администрацию дополнительные документы, которые просил представить сотрудник Администрации.
Учитывая, что обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагается на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие), принимая во внимание, что Администрацией Боровичского муниципального района не представлено доказательств возвращения Филипповой К.Г. поступивших документов о постановке её на учёт как сироты, нуждающейся в обеспечении жилым помещением, законности таких действий, суд обосновывает свои выводы объяснениями истца Филипповой К.Г., и полагает установленным в судебном заседании, что Филиппова К.Г. осенью 2011 года (до достижения 23 лет) обращалась в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о постановке её на учёт как ребёнка-сироты, нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями, однако гарантированная государством социальная поддержка граждан из числа детей-сирот по предоставлению жилого помещения в отношении Филипповой (ФИО25) К.Г. не была реализована.
Таким образом, истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, своевременно, еще до достижения возраста 23 лет на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не была поставлена по вине уполномоченного органа, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Филипповой (ФИО26) К.Г. требований.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На территории Новгородской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Новгородской области от 5 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей».
На основании ст. 11 Областного закона № 618-ОЗ право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно положениям ч. 3 ст. 22 названного Закона, реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер по социальной поддержке, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от 23 декабря 2008 года № 455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки».
В силу приведенных положений закона суд приходит к выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
Таким образом, требования Филипповой К.Г. подлежат удовлетворению, отказ Департамента образования и молодёжной политики Новгородской области в удовлетворении заявления о включении Филипповой К.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, следует признать незаконным; на Администрацию Боровичского муниципального района необходимо возложить обязанность предоставить Филипповой К.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░27 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1104 ░░ 25 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░28 – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░29, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ 5 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░