УИД 28RS0008-01-2019-001339-50
Дело № 2-919/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2019 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Зейского района Парыгина С.П., представителя третьего лица – отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области – Стрюкова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района и администрации Зейского района о возложении обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МАОУ Береговая СОШ о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности: привести в соответствие с требованиями действующих нормативных документов систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией муниципального автономного общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района, а также к администрации Зейского района о возложении обязанности финансирования расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности МАОУ Береговая СОШ, в обоснование требований указал, что прокуратурой Зейского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности МАОУ Береговая СОШ по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки было установлено, что 30 мая 2019 года в период с 09.00 часов до 11.00 часов заместителем главного государственного инспектора г. Зея и Зейского района по пожарному надзору - заместителем начальника ОНДПР по г. Зея и Зейскому paйону УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Стрюковым Е.Ю. совместно с директором ФИО3 была проведена внеплановая проверка помещений МАОУ Береговая СОШ, расположенная по адресу: <адрес>.
В ходе названной внеплановой проверки были обнаружены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. Система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара не соответствует требованиям нормативных документов, что является нарушением п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390; ст. 42, 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Своду правил (СП) 5.13130.2009 :Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; главе 3, таблице 1, п.17 таблицы 2 Свода правил (СП) 3.13130.2019 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В связи с выявленными нарушениями 30.05.2019 года директору МАОУ Береговая СОШ было выдано предписание <Номер обезличен> об устранении нарушении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в котором установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности - 01.08.2019.
Согласно ответу на запрос отдела образования администрации Зейского района Амурской области от 07.08.2019 <Номер обезличен> по состоянию на 08.08.2019 предписание отдела надзорной деятельности по г. Зея и Зейскому району ГУ МЧС России по Амурской области <Номер обезличен> от 30.05.2019 не исполнено. В администрацию Зейского района направлено ходатайство о выделении дополнительных бюджетных средств на приведение системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара и в нормативное состояние, изучаются коммерческие предложения организаций, осуществляющих данный вид деятельности.
Из ответа, представленного отделом образования администрация Зейского района вр.и.о начальника ОНДПР по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области 13.08.2019 следует, что по предписанию <Номер обезличен> от 30.05.2019 МАОУ Береговая СОШ в администрацию Зейского района направлено ходатайство о выделении дополнительных средств на сумму 924067 руб. для приведения АПС и СОУЭ в МАОУ Береговая СОШ в нормативное состояние. Согласно записи в журнале регистрации работ по ТО и ППР, учета неисправностей, проведения периодического инструктажа персонала АСПС, СОУЭ техническое состояние частично исправно. Согласно акту проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта, шлейфы АУПС, СОУЭ работают частично, требуют капитального ремонта.
Таким образом, до настоящего времени указанные нарушения МОАУ Береговая СОШ не устранены.
Определением суда от 21 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области, отдел образования администрации Зейского района Амурской области, финансовое управление администрации Зейского района, комитет по управлению муниципальным имуществом Зейского района, министерство образования и науки Амурской области.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Не возражает против установления срока исполнения решения суда до 31 декабря 2019 года.
Представитель ответчика МАОУ Береговая СОШ Зейского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Представитель ответчика – администрации Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Стрюков Е.Ю. в судебном заседании требования прокурора поддержал, из его объяснений следует, что в августе 2019 года проводилась проверка Береговой школы, установлено, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара в надлежащее состояние не приведена, уставлен срок для исполнения предписания – до 10 января 2020 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования администрации Зейского района в судебное заседание не явился, из отзыва на иск следует, что с целью приведения системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара в соответствие требованиям нормативных документов, отделом образования администрации Зейского района в организации, осуществляющие установку и обслуживание средств пожарной сигнализации, были направлены запросы коммерческих предложений на установку системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара. Учитывая необходимость получения сведений от возможных подрядных организаций о стоимости выполнения работ по установке системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара, решения вопроса о финансировании данных работ, а также учитывая отдаленность образовательного учреждения, просит суд предоставить время до 01 сентября 2020 года для оборудования МАОУ Береговая СОШ системой автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора финансового управления администрации Зейского района, в судебное заседание не явился, из представленного отзыва следует, что МАОУ Береговая СОШ является автономным учреждением. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора комитета по управлению муниципальным имуществом Зейского района, министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причине неявки в судебное заседание не уведомили.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 26.07.2019), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим Законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления. Вышеуказанные нарушения органом местного самоуправления и образовательным учреждением правил пожарной безопасности создают непосредственную угрозу распространения и развития пожара, могут послужить в дальнейшем созданием чрезвычайной ситуации, следствием которого могут наступить тяжкие последствия и нарушением ряда конституционных прав граждан, в том числе обучающихся в учреждении несовершеннолетних детей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций.
Поскольку законодательство не устанавливает критериев для разграничения ответственности собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, вина лица определяется в каждом конкретном случае, исходя их вида и характера вменяемого правонарушения и конкретных обстоятельств дела.
Владение и пользование имуществом предполагает соблюдение должностными и юридическими лицами установленных законодательством требований пожарной безопасности при использовании этого имущества.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; применение первичных средств пожаротушения; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390.
Согласно п. 61 названных Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы: 1) первичные средства пожаротушения; 2) мобильные средства пожаротушения; 3) установки пожаротушения; 4) средства пожарной автоматики; 5) пожарное оборудование; 6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре; 7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный); 8) пожарные сигнализация, связь и оповещение.
Согласно ст.46 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, средства пожарной автоматики предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов. Средства пожарной автоматики подразделяются на: 1) извещатели пожарные; 2) приборы приемно-контрольные пожарные; 3) приборы управления пожарные; 4) технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные; 5) системы передачи извещений о пожаре; 6) другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.
Согласно ст.54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:
1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;
2) устройством для контроля работоспособности установки;
3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;
4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;
5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Способ подачи огнетушащего вещества в очаг пожара не должен приводить к увеличению площади пожара вследствие разлива, разбрызгивания или распыления горючих материалов и к выделению горючих и токсичных газов.
В проектной документации на монтаж автоматических установок пожаротушения должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания и сооружения после его подачи.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара.
Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст.91 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно ст.103 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать электрическую и информационную совместимость друг с другом, а также с другими взаимодействующими с ними техническими средствами.
Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Приборы управления пожарным оборудованием автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать принцип управления в соответствии с типом управляемого оборудования и требованиями конкретного объекта.
Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием на время выполнения ими своих функций.
Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть устойчивы к воздействию электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта, при этом данные технические средства не должны оказывать отрицательное воздействие электромагнитными помехами на иные технические средства, применяемые на объекте защиты.
Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать электробезопасность.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В судебном заседании установлено, что ответчик МАОУ Береговая СОШ осуществляет владение нежилым зданием (зданием школы), расположенным по адресу: <адрес>, площадью 3273,60 кв.м на праве оперативного управления с 14 мая 2008 года, что подтверждено представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области, запись регистрации в ЕГРН <Номер обезличен>.
Как следует из Устава МАОУ Береговая СОШ, учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности, по типу реализуемых основных программ является общеобразовательной организацией (п. 1.3-1.4), организационно-правовая форма ОУ: автономное учреждение (п. 1.5). Учредителем и собственником имущества ОУ является муниципальное образование Зейский район Амурской области. Функции и полномочия учредителя ОУ в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами администрации Зейского района Амурской области осуществляет отдел образования администрации Зейского района Амурской области. Функции и полномочия собственника имущества ОУ в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами муниципального образования Зейский район Амурской области осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Зейского района (п. 1.6). ОУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в соответствии с действующим законодательством, печать со своим наименованием, бланки, штампы. ОУ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами (п. 1.7).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности МАОУ Береговая СОШ по адресу: <адрес>, 18 июня 2018 года в период с 09.30 часов по 11.30 часов заместителем главного государственного инспектора г. Зея и Зейского района по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Стрюковым Е.Ю. были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией в случае возникновения пожара не соответствует требованиям нормативных документов, что является нарушением п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; ст.42,46,54,83,91,103 Федерального закона от 22 июля 2008 г.. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своду правил (СП) 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования», главе 3, таблице 1, п.17 таблицы 2 Свода правил (СП) 3.13130.2019 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В связи с выявленными нарушениями 18 июня 2018 года директору МАОУ Береговая СОШ было выдано предписание <Номер обезличен> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в котором установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности – 01 марта 2019 года.
В ходе проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности МАОУ Береговая СОШ по адресу: <адрес>, 30 мая 2019 года в период с 09.00 часов по 11.00 часов заместителем главного государственного инспектора г. Зея и Зейского района по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Стрюковым Е.Ю. были обнаружены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не выполнен п.1 предписания <Номер обезличен> от 18 июня 2018 г., срок исполнения которого истек 01 марта 2019 г., а именно: система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией в случае возникновения пожара не соответствует требованиям нормативных документов, что является нарушением п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; ст.42,46,54,83,91,103 Федерального закона от 22 июля 2008 г.. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своду правил (СП) 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования», главе 3, таблице 1, п.17 таблицы 2 Свода правил (СП) 3.13130.2019 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В связи с выявленными нарушениями 30 мая 2019 года директору МАОУ Береговая СОШ было выдано предписание <Номер обезличен> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в котором установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности – 01 августа 2019 года.
Согласно ответу на запрос отдела образования администрации Зейского района Амурской области от 07 августа 2019 года <Номер обезличен> по состоянию на 08 августа 2019 года предписание отдела надзорной деятельности по г. Зея и Зейскому району ГУ МЧС России по Амурской области <Номер обезличен> от 30 мая 2019 года не исполнено. В администрацию Зейского района направлено ходатайство о выделении дополнительных бюджетных средств на приведение системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в случае возникновения пожара в нормативное состояние, изучаются коммерческие предложения организаций, осуществляющих данный вид деятельности.
Из ответа, представленного отделом образования администрации Зейского района вр.и.о. начальника ОНДПР по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области 13.08.2019 года, следует, что по предписанию <Номер обезличен> от 30 мая 2019 года МАОУ Береговая СОШ в администрацию Зейского района направлено ходатайство о выделении дополнительных средств на сумму 924067 руб. для приведения АПС и СОУЭ в МАОУ Береговая СОШ в нормативное состояние. Согласно записи в журнале регистрации работ по ТО и ППР, учета неисправностей, проведения периодического инструктажа персонала АСПС, СОУЭ техническое состояние частично исправно. Согласно акту проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта, шлейфы АУПС, СОУЭ работают частично, требуют капитального ремонта.
В материалы дела представлено ходатайство директора МАОУ Береговая СОШ от 06 июня 2019 г., адресованное начальнику отдела образования администрации Зейского района о рассмотрении возможности выполнения предписания <Номер обезличен> отдела надзорной деятельности по г. Зея и Зейскому району ГУ МЧС России по Амурской области от 30 мая 2019 года.
В ходе проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности МАОУ Береговая СОШ по адресу: <адрес>, 21 августа 2019 года в период с 11.00 часов по 12.00 часов заместителем главного государственного инспектора г. Зея и Зейского района по пожарному надзору - заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Стрюковым Е.Ю. были обнаружены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не выполнен п.1 предписания <Номер обезличен> от 30 мая 2019 г., срок исполнения которого истек 01 августа 2019 г., а именно: система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией в случае возникновения пожара не соответствует требованиям нормативных документов, что является нарушением п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390; ст.42,46,54,83,91,103 Федерального закона от 22 июля 2008 г.. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своду правил (СП) 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования», главе 3, таблице 1, п.17 таблицы 2 Свода правил (СП) 3.13130.2019 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В связи с выявленными нарушениями 21 августа 2019 года директору МАОУ Береговая СОШ было выдано предписание <Номер обезличен> об устранении нарушения требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в котором установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности – 10 января 2020 года.
Согласно представленному отделом образования администрации Зейского района Амурской области отзыву на иск от 02 сентября 2019 года с целью приведения системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара в соответствие требованиям нормативных документов, отделом образования администрации Зейского района в организации, осуществляющие установку и обслуживание средств пожарной сигнализации, были направлены запросы коммерческих предложений на установку системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара.
Вышеизложенное свидетельствует об осуществлении образовательным учреждением деятельности, сопряженной с пребыванием в здании, расположенном по адресу: <адрес> не только работников учреждения, но и детей, с нарушением установленных требований пожарной безопасности. Факт наличия выявленного нарушения ответчиками не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что непринятие мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга граждан, в том числе, несовершеннолетних детей в связи с чем, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика устранить нарушений требований пожарной безопасности: привести в соответствие с требованиями действующих нормативных документов систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией Муниципального общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из Устава МАОУ Береговая СОШ учредителем общеобразовательного учреждения и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Зейский район Амурской области (п.1.6.)
Свидетельством о государственной регистрации права от 14 мая 2008 года подтверждается закрепление муниципального имущества за МАОУ Береговая СОШ на праве оперативного управления.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, возложение обязанности на администрацию Зейского района Амурской области по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующих нормативных документов системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией Муниципального общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа за счёт средств бюджета муниципального образования Зейского района Амурской области, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции органа местного самоуправления.
Несоответствие требованиям пожарной безопасности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в МАОУ Береговая СОШ создает непосредственную угрозу распространения и развития пожара, могут послужить в дальнейшем созданием чрезвычайной ситуации, следствием которого могут наступить тяжкие последствия, а также влечет за собой нарушение ряда конституционных прав граждан, в том числе обучающихся в учреждении несовершеннолетних детей.
Для проведения указанных мероприятий МАОУ Береговая СОШ необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального образования финансирование на указанные цели не производилось.
Доводы о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования на выполнение данных мероприятий не могут быть основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями, а отдаляет реализацию необходимых мер пожарной безопасности, что недопустимо, поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в условиях нарушения вышеназванных требований может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования к администрации Зейского района о возложении обязанности профинансировать расходы, связанные с устранением нарушений требований пожарной безопасности МАОУ Береговая СОШ основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. N 7 разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом длительности нарушения требований пожарной безопасности, всех заслуживающих внимания обстоятельств, объективно влияющих на возможности ответчиков по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений законодательства в области противопожарной безопасности объёма (особенности финансирования, объем и стоимость требуемых работ), срока устранения нарушений, установленного предписанием отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области (10 января 2020 года), принципов разумности и соблюдения баланса сторон, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района в срок до 31 декабря 2019 года устранить в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, нарушения требований пожарной безопасности, а именно: привести в соответствие с требованиями действующих нормативных документов систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией.
Обязать администрацию города Зеи Амурской области в срок до 31 декабря 2019 года обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования Зейского района Амурской области финансирование расходов на выполнение мероприятий по устранению в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района, расположенном по адресу: <адрес>, нарушений требований пожарной безопасности, а именно: приведение в соответствие с требованиями действующих нормативных документов системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 11 сентября 2019 года.
Судья О.Б. Ворсина