Дело № 2- 1326 (2013)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2013 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И.,
с участием представителя истца Емельяненко Н.П. – Казаков Е.В., действующий на основании доверенности, выданной 01.11.2012 г. на срок три года (л.д. 4),
при секретаре Слепуха Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяненко Н П к Матвееву Е В о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Емельяненко Н.П. первоначально обратилась в суд с иском к ФБГУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. Просил снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, микрорайон, напротив дома №, площадью 47 кв.м., с разрешенным использованием для использования временного сооружения-магазина с прилегающей территории, мотивируя тем, что согласно распоряжения № 2557 –р от 16.07.2012 года о предварительном согласовании места размещения нежилого здания торгового назначения был утвержден и согласован акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 11.04.2012 года нежилого здания торгового назначения по адресу Красноярский край г. Ачинск, м-н 5, с северной стороны жилого дома №, общей площадью -850 кв.м. Однако, из утвержденной администрацией г. Ачинска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что образуемый земельный участок ( площадью 850 кв.м., разрешенный для использования- для строительства нежилого здания торгового назначения и местоположения – Красноярский край, г. Ачинск, м-н в, 6 м на северо-запад от жилого дома № ) накладывается на существующий ГКН земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, 5-й микрорайон, напротив жилого дома №, площадью 47 кв.м., с разрешенным использованием для использования временного сооружения – магазина с прилегающей территорией. Фактически при образовании нового земельного участка с кадастровым номером расположенный на территории образуемого участка, становиться преобразуемым и подлежит снятию с кадастрового учета, что определено п. 2 ст. 25 Закона о кадастре. В связи с тем, что орган кадастрового учета в соответствии с п.3 ст. 24 Закона о кадастре, снимает с учета земельные участки только по истечении 3-х дней с даты государственной регистрации права на образованные из них объекты недвижимости, а постановка на учет образованного земельного участка невозможна в соответствии с п.п.2, п.2 ст. 26 Закона о кадастре, истец вынуждена обратиться в суд. (л.д. 3).
В дальнейшем истицей уточнены исковые требования путем обращения их к ответчику Матвееву, которому под размещение временного обьекта ранее был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, –й микрорайон, напротив дома № площадью 47 кв.м. и который в настоящее время истец просит снять с кадастрового учета в связи с преобразованием земельного участка. ( л.д. 72).
В судебное заседание истец Емельяненко Н.П. не явилась, о дате, месте и времени была извещена (л.д.л.д.80,81), просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель истицы Емельяненко Н.П. – Казаков Е.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования о снятии земельного участка с кадастрового учета, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Ответчик Матвеев Е.В., о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом ( л.д. 80,82), просил дело рассмотреть в его отсутствие. ( л.д.82),, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом ( л.д.80), просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д.30). Согласно представленному отзыву по заявленным исковым требованиям возражает, т.к. подтверждений того, что земельный участок с кадастровым номером является преобразуемым объектом недвижимости на сегодняшний момент истцом не представлено. Истец с заявлением о преобразовании земельного участка с кадастровым номером в орган кадастрового учета не обращался. В связи с чем, требование о снятии данного участка с кадастрового учета не основан на законе. (л.д.15-16).
Представитель третьего лица Администрации города в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом ( л.д. 80). Согласно представленному отзыву по заявленным исковым требованиям не возражает, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя ( л.д. 77).
На основании вышеизложенного, учитывая, что о дате, месте и времени судебного заседания участники процесса были извещены, суд полагал возможным, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 35 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением определенных законом случаев.
Как установлено ч. 1, 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В статьях 40, 43 Земельного кодекса РФ закреплены права собственников на использование своего земельного участка, осуществление прав на земельный участок по своему усмотрению.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда, лицо виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Статьей 70 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Как установлено ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Из положений ст. 14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что моментом возникновения или прекращения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах, является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположения границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка (ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок – часть поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. К уникальным характеристикам земельного участка, согласно ст. 7 указанного закона отнесены его кадастровый номер, дата внесения его в кадастр, описание местоположения границ и площадь участка. Статье 16 этого же закона определено, что учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости.
Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» установлены правила оформления межевого плана. В соответствии с п. 70, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 01 февраля 2012 года, согласно выписки из протокола № 1 заседания архитектурно-планировочной комиссии при Администрации г. Ачинска, решением архитектурно-планировочной комиссией, Емельяненко Н.П. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 850 кв.м. по адресу г. Ачинск, м-н с восточной стороны жилого дома № для строительства нежилого здания торгового назначения, при условии предоставления согласований органов контроля и надзора, проектной документации, опубликования в СМИ. ( л.д. 5).
На основании акта выбора и обследования земельного участка под строительство от 11 апреля 2012 года, земельный участок расположенный по адресу Красноярский край, м-н, с северной стороны жилого дома №, площадью 850 кв.м., по санитарным и пожарным основаниям пригоден для размещения нежилого здания торгового назначения ( л.д.7).
Согласно распоряжения Администрации г. Ачинска, 16 июля 2012 года предварительно согласовано Емельяненко Н.П. место размещения нежилого здания торгового назначения по адресу Красноярский край, г. Ачинск, м-н, с северной стороны жилого дома №. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 11 апреля 2012 года. ( л.д.6).
Однако, при обращении Емельяненко Н.П. в ООО «Атлас» для межевания предоставленного ей земельного участка, выяснилось, что образуемый земельный участок накладывается на существующий на ГКН земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, -й микрорайон, напротив жилого дома №, площадью 47 кв.м., с разрешенным использованием для использования временного сооружения – магазина с прилегающей территорией ( л.д.9).
ООО «Атлас» представлена карта (план) границ земельного участка по адресу: г. Ачинск, микрорайон в м на северо-запад от жилого дома № с указанием геодезических данных, с указанием каталога координат. ( л.д. ).
Из межевого плана схемы расположения земельных участков, карты ( плана ) земельных участков действительно усматривается, что ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером, накладывается на земельный участок, выделенный Емельяненко Н.П. (л.д. 83).
Вместе с тем, судом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, 5-й микрорайон, напротив жилого дома №, площадью 47 кв.м., был предоставлен Администрацией г. Ачинска по договору аренды от 16.03.2006 года ООО «ОптПродТорг» ( л.д.57-63). Впоследствии, 20 декабря 2007 года ООО «ОптПродТорг», КУМИ администрации г. Ачинска и Матвеев заключили трехсторонний договор о передачи прав аренды указанного земельного участка Матвееву Е.В. ( л.д.64), в связи с продажей ему нежилого помещения ( л.д.65)
14.02.2013 года Администрация г. Ачинска направила Матвееву Е.В. предупреждение об отказе от договора аренды земельного участка ( л.д.56,67).
В настоящее время, 17 июня 2013 года, КУМИ при администрации г. Ачинска заключило с Матвеевым Е.В. соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № от 16 марта 2006 года с кадастровым номером, расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, -й микрорайон, напротив жилого дома №, площадью 47 кв.м., с разрешенным использованием для использования временного сооружения – магазина с прилегающей территорией ( л.д.84).
Таким образом, судом достоверно установлено, что права и законные интересы Емельяненко Н.П. нарушаются, поскольку она в настоящее время не имеет возможности произвести межевание и постановку на учет земельного участка, согласованного ей для дальнейшего оформления в аренду для строительства нежилого здания торгового назначения, поскольку ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу Красноярский край г. Ачинск, 5-й микрорайон, напротив жилого дома № 6, площадью 47 кв.м., налагающийся на предоставленный земельный участок истцу, препятствует Емельяненко Н.П. реализовать свои права.
При этом, поскольку администрация г. Ачинска и Матвеев Е.В. достигли соглашения о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером суд приходит к выводу, что удовлетворением исковых требований Емельяненко Н.П. ничьи права нарушены, не будут.
Судом оценены доводы представителя третьего лица ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета не имеется. При этом суд учитывает, что наложение ранее учтенного земельного участка на образуемый земельный участок влечет за собой приостановление в осуществлении государственного кадастрового учета такого земельного участка п.п.2 п.2 ст.26 Федерального закона 221-ФЗ, до устранения причин такого наложения. Образуемый земельный участок площадью 850 кв.м формируется с целью предоставления его физическому лицу- Емельяненко Н.П. в аренду для строительства нежилого здания торгового назначения и реализации им прав в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса. Фактически при образовании нового земельного участка, земельный участок с кадастровым номером, расположенный на территории образуемого участка, становиться преобразуемым и подлежит снятию с кадастрового учета, что определено п. 2 ст. 25 Закона о кадастре. В связи с тем, что орган кадастрового учета в соответствии с п.3 ст. 24 Закона о кадастре, снимает с учета земельные участки только по истечении 3-х дней с даты государственной регистрации права на образованные из них объекты недвижимости, а постановка на учет образованного земельного участка невозможна в соответствии с п.п.2, п.2 ст. 26 Закона о кадастре, истец и вынуждена была обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями, поскольку во внесудебном порядке разрешить возникшую проблему не имела возможности.
Статьей 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрены основания, позволяющие органу кадастрового учета снимать земельные участки с кадастрового учета.
Согласно разъяснений Министерства экономического развития (письмо от 28.02.2011 г. № Д23-760), земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до дня вступления в законную силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 1 марта 2008 г.), согласно ст. 45 этого закона, считаются ранее учтенными земельными участками, и сведения государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений). Таким образом, положения ч.4 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применяются. В настоящее время ранее учтенный земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета в результате образования из него новых земельных участков, или на основании решения суда о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что в результате удовлетворения исковых требований Емельяненко Н.П. – будут устранены вышеуказанные нарушения прав и охраняемых законом интересов истца, и в то же время не будут нарушены права третьих лиц.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, -й микрорайон, напротив жилого дома №, площадью 47 кв.м., с разрешенным использованием для использования временного сооружения – магазина с прилегающей территорией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Емельяненко Н П удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, -й микрорайон, напротив жилого дома №, площадью 47 кв.м., с разрешенным использованием для использования временного сооружения – магазина с прилегающей территорией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: Лазовская Г.И.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2013 года.
Согласовано на сайт
Федеральный судья: Лазовская Г.И.