--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- -- года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1 к Государственному казенному учреждению -- - Управлению социальной защиты населения по -- о признании необоснованным отказ в принятии заявления от -- о выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за счёт средств областного бюджета, возложении обязанности принять заявление от -- на компенсацию части расходов по оплате процентов для исполнения, произвести расчёт невыплаченной компенсации за период с августа 2015 года по февраль 2016 года и предоставить его --1, возложении обязанности продолжать выплату компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору от -- -- до истечения срока 36 месяцев с даты заключения договора, то есть по август 2017 года, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец --1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что -- -- в рамках реализации подпрограммы «Развития ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения" -- на 2012-2015 годы» принято постановление -- «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» (в редакции от -- --).
Она по кредитному договору от -- -- ОАО «Сбербанк России» является участником программы «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам(займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков» утвержденной Постановлением -- -- --.
В соответствии с указанным Постановлением -- -- от 25.01.2012г. она обратилась в ГКУАО Управление социальной защиты населения по -- с заявлением о компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору -- от --, на что ГКУАО Управление социальной защиты населения по -- приняло решение о принятии расходов к компенсации.
Со дня принятия ответчиком указанного решения она неоднократно обращалась в ГКУ УСЗН по -- с заявлениями о предоставлении ей социальных выплат, которые принимались к исполнению. Часть поданных ею заявлений (по август 2015 года) были исполнены, и по ним ей были перечислены компенсационные выплаты в общей сумме 214 165 руб. 48 коп.
-- она обратилась в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по -- с заявлением о компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору -- за период с августа 2015 г. по февраль 2016 г. в размере 63761,94 рубль, на что ответчиком был дан ответ о возвращении заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным Постановлением -- от -- --. Постановление вступило в законную силу --.
Считает, что ГКУ УСЗН по -- необоснованно оставило её заявление без рассмотрения, фактически допустив бездействие, которым нарушило её права на получение возмещения части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, предусмотренных Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановлением -- -- от -- (далее - Положение).
ГКУ УСЗН по -- обязано было принять заявление о компенсации расходов по уплате процентов к исполнению.
Истец просит суд признать необоснованным отказ в принятии заявления от -- о выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от -- -- за счёт средств областного бюджета, возложить обязанность принять заявление от -- на компенсацию части расходов по оплате процентов для исполнения, произвести расчёт невыплаченной компенсации за период с августа 2015 года по февраль 2016 года и предоставить его --1, возложить обязанность выплачивать компенсацию части расходов по оплате процентов по кредитному договору до истечения срока 36 месяцев с даты заключения договора, то есть по август 2017 года, взыскать судебные расходы, затраченные на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. Просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика ГКУ АО - управление социальной защиты населения по -- в судебное заседание --3 не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представив в суд возражения, в котором Государственное казенное учреждение -- - управление социальной защиты населения по -- считает заявленные истцом требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденным постановлением -- от -- -- (далее - Положение).
Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения -- на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением -- от -- --, затем (в связи с признанием, утратившим силу постановления -- от -- --) в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --», предусмотренной государственной программой -- «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением -- от -- --. Постановлением -- от -- -- установлено, что Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденных постановлением -- от -- --, признано утратившим силу. Пунктом вторым данного Постановления уточнено, что гражданам, по заявлениям которых были приняты решения о предоставлении социальных выплат до --, указанные выплаты производятся в установленном порядке.
Вместе с тем, постановлением -- от -- -- установлено, что пункт второй постановления -- от -- -- утрачивает силу с --, что означает, что у ГКУ АО УСЗН по -- нет оснований к дальнейшему приему заявлений о компенсационных выплатах.
Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Письменные возражения ответчика приобщены к материалам дела.
Представители третьих лиц Министерства социальной защиты --, Министерства финансов -- в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, возражений по заявленным требованиям не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие, истца, ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, -- между ОАО «Сбербанк России» и --1 был заключен кредитный договор --, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в размере 830000 рублей на приобретение квартиры и земельного участка, находящегося в --.
-- ГКУ АО Управление социальной защиты населения по -- было принято решение о принятии к компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору -- от --.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения -- на 2012-2015 годы» (утв. постановлением -- от -- --).
Постановлением -- от -- -- постановление -- от -- -- утратило силу с --.
Постановлением -- от -- -- утверждена государственная программа -- «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --». Государственная программа введена в действие с --.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец --1 является участником государственной программы, введенной с --, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --» государственная программа -- «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы».
Из материалов дела также следует, что с августа 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.
Постановлением -- от -- -- (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (далее Положение).
Постановлением -- от -- -- признано утратившим силу Постановление -- от -- --.
Вместе с тем, закреплено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями -- (в том числе -- от --), до -- были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлениями порядке.
Пунктом 1 Положения закреплены условия, и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из содержания пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению -- к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям --, -- к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГК УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения -- и путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, а также функции государственного казенного учреждения -- – управление социальной защиты населения по --, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) ответчика.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление, как на уполномоченный орган, обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки правомерны.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может иметь надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан, стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти --.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от -- ---П, от -- ---П, от -- ---П, от -- ---П, Определение от -- -- и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
-- --1 обратилась в ГКУ АО управление социальной защиты населения по -- о компенсации за счет средств областного бюджета расходов по уплате процентов по кредиту за период с августа 2015 года по февраль 2016 года.
Письменным отказом начальника УСЗН по -- от -- в рассмотрении заявления --1 было отказано, основанием отказа является постановление -- от -- --.
Вместе с тем в постановлении -- было закреплено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями -- (в том числе -- от --), до -- были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлениями порядке.
Рассматривая возражения ответчика по факту того, что в связи с отменой -- второго пункта Постановления -- от 29 декабря -- у ГКУ АО УСЗН по -- отсутствуют основания к приему заявлений о компенсационных выплатах, суд приходит к следующему.
Поскольку --1 обратилась в суд с требованиями о принятии заявления ГКУ АО УСЗН о взыскании компенсационной выплаты, то её право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору может быть реализовано в судебном порядке.
На момент принятия решения о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору в отношении --1, постановление -- от -- -- было действовавшим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат.
Обратной силы постановлению -- от -- -- не придано. В связи с этим, нормы и предусмотренный порядок Постановления -- от -- -- и нормы Постановлением -- от -- -- (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (далее Положение и Постановлением -- от -- --, подлежат применению при разрешении настоящего спора.
С учетом действия пункта 4 «Положения» - компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом, в связи с чем, истец был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в указанный срок, отсутствие достаточного финансирования, не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд полагает отказ ГКУ АО управление социальной защиты населения по -- в принятии заявления --1 о компенсации за счёт средств областного бюджета расходов по уплате процентов по кредиту за период с августа 2015 года по февраль 2016 года необоснованным, а требование о необходимости возложения обязанности на ГКУ АО управление социальной защиты населения по -- принять заявление --1 о компенсации расходов по уплате процентов по кредиту подлежащим частичному удовлетворению, а требование истицы о возложении обязанности на ГКУ АО управление социальной защиты населения по -- продолжить выплату компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору до истечения 36 месяцев с даты заключения договора, то есть до августа 2017 года, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Постановления -- от -- -- «О внесении изменения в постановление -- от -- --», п.2 постановления -- от -- -- «О признании утратившими силу постановлений --» признан утратившим силу.
Между тем, ни постановление -- от -- --, ни постановление -- от -- --, не содержат положений о том, что действие данных нормативных актов распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
Как следует из материалов дела ответчик, принимая решение о принятии расходов с --, подтвердил право истца на ее получение. С этого периода до спорного периода истец реализовывал свое право, представленное ему социальными программами.
Само по себе обстоятельство, что --1 была включена в список участников подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --» долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 – 2020 годы» в целях предоставления социальной выплаты, не является безусловным основанием для продолжения начисления и получения данных социальных выплат после --.
При анализе действующего регионального законодательства на момент обращения истца в суд следует, что в связи с прекращением действия с -- п.2 постановления -- от -- --, устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, у ответчика не имелось оснований для принятии на себя компенсационных расходов участников программы после --, поскольку полномочиями по принятию таких решений ответчик не наделен. Однако, учитывая, что истица --1 обратилась с заявлением о принятии расходов по уплате процентов за период с августа 2015 года по февраль 2016 года, суд полагает, что до -- в период действия региональных нормативных актов, возлагавших на территориальные ГКУ ЦСЗН спорные обязательства, у --1 имеется право на возмещение расходов до --, то есть с августа 2015 года по декабрь 2015 года (включительно).
Оснований для удовлетворения требований --1 о возложении на ответчика обязанности принять заявление о компенсации за период с января 2016 года по февраль 2016 года, а также, возложении обязанности продолжать компенсационные выплаты до истечения 36 месяцев с даты заключения кредитного договора, а именно до августа 2017 года, то есть после отмены нормативно-правового акта, устанавливающего порядок реализации мер данной социальной поддержки граждан, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий, суд не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско-правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу должен составлять 300 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанная сумма госпошлины в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования --1 удовлетворить частично.
Признать необоснованным отказ Государственного казенного учреждения -- управление социальной защиты населения по -- в принятии заявления --1 от -- о выплате компенсации за счёт средств областного бюджета расходов по уплате процентов по кредитному договору от -- -- ОАО «Сбербак России»
Возложить на Государственное казенное учреждение -- управление социальной защиты населения по -- принять заявление --1 от -- о компенсации за счёт средств областного бюджета расходов по уплате процентов по кредитному договору -- от --, произвести расчет невыплаченной компенсации за период с августа 2015 года по декабрь 2015 года (включительно) и предоставить его --1.
В удовлетворении требования о возложении обязанности на Государственное казенное учреждение -- управление социальной защиты населения по -- продолжить выплату компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору от -- -- до истечения 36 месяцев с даты заключения договора, то есть до августа 2017 года, отказать.
Взыскать с государственного казенного учреждения -- - управление социальной защиты населения по -- в пользу --1 расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А.Потапов