Дело № 2-56/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ульянова Ю.В.
при секретаре судебного заседания Михеевой М.А.
с участием
истца Трифоновой Ю.А.,
представителя ответчика Соболева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трифоновой ФИО9 к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о включении имущества в состав наследства, признании факта принятия наследства, признании права собственности,
установил:
Трифонова Ю.А. обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что ее родителям ФИО1 и ФИО2 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала <адрес>, расположенная в <адрес>. После смерти родителей она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, однако, в совершении нотариального действия ей было отказано, поскольку право собственности родителей на названную квартиру не было зарегистрировано в установленном порядке, а также по причине пропуска срока вступления в наследство. Указывая на то, что после смерти родителей она проживала в принадлежащей им квартире, несла расходы по ее содержанию и тем самым приняла наследство, Трифонова Ю.А., ссылаясь на положения ГК РФ, просит суд включить в состав наследства умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ? долю в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, включить в состав наследства умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ? долю в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, установить факт принятия ею наследства после смерти ФИО1, ФИО2, признать за ней право собственности на названную квартиру.
В судебном заседании Трифонова Ю.А. обстоятельства, послужившие основанием обращения в суд, подтвердила, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Аткарского муниципального района Саратовской области в ходе рассмотрения дела не возражал против удовлетворения исковых требований, не оспаривая факт заключения договора приватизации и его легитимность, отметил, что спорная квартира в реестре муниципальной собственности не находится.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из положений ст. 1113 ГК РФ следует, что наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Положениями п. 1 ст. 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Нормами п. 1 ст. 1154 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ПСК «Строитель» с одной стороны и ФИО1 и ФИО2 с другой стороны ФИО1 и ФИО2, не состоящие между сбой в браке, приобрели по ? доле в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>.
Сведения о регистрации права собственности ФИО1 и ФИО2 на названную квартиру в технической документации, а также в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Как следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
Свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 и ФИО2 являлись родителями истца Трифоновой Ю.А.
ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ Трифонова Ю.А. обращалась к нотариусу с заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из права собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>.
Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ Трифоновой ФИО15. отказано в совершении нотариального действия в связи с тем, что право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Вместе с тем, как следует из содержащихся в материалах наследственных дел справки формы № от 2019 года, справки № от 2008 года, как после смерти ФИО1, так и после смерти ФИО6 истец Трифонова ФИО16 продолжила проживание в <адрес>, расположенной в <адрес>, производила оплату коммунальных услуг, что подтверждается сведениями по лицевому счету 2325. Изложенное в соответствии с положениями п. 2 ст. 1153 ГК РФ приводит суд к убеждению о принятии истцом наследства после смерти каждого из родителей, включающего, в том числе ? долю в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру.
Иных наследников первой очереди умершие ФИО1 и ФИО2 не имели.
Поскольку нотариусом отказано истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону применительно к спорной квартире, Трифонова ФИО10 лишена возможности зарегистрировать свое право на объект недвижимого имущества, то есть получить единственное доказательство наличия титула собственника, а как следствие – возможности владеть и распоряжаться принадлежащим ей имуществом.
При этом суд исходит из того, что договор на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не оспорен, его действительность не поставлена под сомнение, а потому один лишь факт того, что право собственности ФИО1 и ФИО2 не было оформлено в установленном законом порядке, не может служить препятствием к реализации истцом своего права собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом (п. 1 ст. 11 ГК РФ), в том числе, посредством признания права (ст. 12 ГК РФ).
Анализируя изложенное, избранный истцом Трифоновой ФИО11 способ защиты права путем его признания суд находит приемлемым, а заявленные требования о включении имущества в наследственную массу и о признании права собственности с учетом обстоятельств дела, подлежащими удовлетворению.
При таком положении, учитывая совокупность установленных в процессе разбирательства гражданского дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Трифоновой Ю.А. к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области удовлетворить.
Включить в состав наследства ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ? долю в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>.
Включить в состав наследства ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ? долю в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>.
Установить факт принятия Трифоновой Ю.А, наследства ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Трифоновой ЮА. в порядке наследования по закону право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Аткарский городской суд Саратовской области.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2020 года.
Судья Ю.В. Ульянов