РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Требунских Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Горбуновой Галины Алексеевны об оспаривании решения Государственной жилищной инспекции <адрес>,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону предписание Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции <адрес> в пользу Горбуновой Галины Алексеевны расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Государственной жилищной инспекции <адрес>,
установил:
Горбунова Г.А. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Государственной жилищной инспекции <адрес>. В обоснование заявления указывает, что вместе с дочерью Горбуновой В.А. являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключён договор бытового подряда № с ООО «Русская водопроводная компания» о выполнении работ по замене старых труб отопления. Перед проведением работ была уведомлена управляющая организация МП <адрес> «Коммунальник» о планируемой замене труб. В квартире была произведена замена трубы отопления с металлической на полипропиленовую армированную диаметром 0,15. В связи с жалобой соседки из <адрес> ФИО6 была проведена проверка Государственной жилищной инспекцией <адрес>, по результатам проверки составлен акт № результатов проверки по жилищному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому состояние помещения соответствует техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ Однако одновременно ей выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на самовольное переоборудование системы отопления, чем нарушен п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, предписано «привести в первичное состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ». Никаких конкретных нарушений не установлено, не указано, что привести в соответствие. Просит признать недействительным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе разбирательства дела заявительница ходатайствовала о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Латышкин Е.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Государственной жилищной инспекции <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №№ Овчинников К.В. против удовлетворения заявления возражал. Пояснил, что действия заявительницы по замене трубы системы отопления представляют собой переоборудование жилого помещения, которое являлось самовольным. Сама по себе установка полипропиленовых отопительных труб не представляет опасности для здоровья людей и имущества дома при должном качестве работ, поскольку полипропиленовые трубы по надежности превосходят стальные и металлопластиковые.
Заинтересованное лицо Горбунова В.А. полагала заявление подлежащим удовлетворению.
Заинтересованное лицо Орехова Т.В. возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что дала согласие соседям сверху (Горбуновым) на замену трубы отопления с устройством стыка в её квартире. Старая труба была проржавевшей. Она сама также собиралась вместе с соседями снизу менять трубу в своей квартире. Однако она предполагала, что Горбуновы поставят вместо старой трубы новую стальную, а не полипропиленовую. Она бы не дала согласия на производство работ, если бы знала о том, что планируется установка полипропиленовой трубы. Возражения против полипропиленовых труб обусловлены тем, что управляющая организация отказывается их обслуживать.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Заявительница является собственницей квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 6).
По договору бытового подряда о ДД.ММ.ГГГГ Горбунова Г.А. заказала ООО «Русская водопроводная компания» замену трубы отопления в своей квартире на новую, изготовленную из полипропилена (л.д. 8-9). В ходе работ произведен демонтаж старой трубы и установка новой, при этом нижний край новой трубы соединен со стальным отопительным стояком в <адрес>, расположенной под квартирой №. Установленная ранее труба была стальной, что сторонами не оспаривалось. Работы по замене трубы приняты заявительницей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Собственником <адрес> является Орехова Т.В. (л.д. 50), обратившаяся ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию <адрес> с заявлением, в котором просила проверить законность действий ФИО1 по замене трубы (л.д. 39-40).
Согласно составленному Государственной жилищной инспекцией <адрес> акту результатов мероприятия по жилищному контролю от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18), в ходе проверки выявлено, что в квартирах № и 52 выполнена замена стальных труб на полипропиленовые по обоюдному согласию жильцов этих квартир. Гарантия на выполненные работы составляет 3 года. Жилые помещения соответствуют техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, Государственной жилищной инспекцией <адрес> выдано заявительнице предписание №, в котором указано на факт самовольного переоборудования системы отопления, что является нарушением п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, предписано до ДД.ММ.ГГГГ привести в первоначальное состояние.
Государственная жилищная инспекция <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, действующим на основании Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16-21). В соответствии с п.2.1 указанного Положения, в ведении Государственной жилищной инспекции <адрес> находится осуществление регионального государственного жилищного надзора, в том числе, за соблюдением требований законодательства при проведении переустройства и (или) перепланировки жилых домов и (или) жилых и нежилых помещений. Согласно п.2.2 положения, в рамках закрепленных предметов ведения жилищная инспекция проверяет соблюдение порядка оформления разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых зданиях. В рамках проведенных мероприятий по контролю и в случае выявления правонарушений в соответствии с действующим законодательством Государственная жилищная инспекция <адрес> выдает предписания (п.2.3 Положения).
Предписание Государственной жилищной инспекции <адрес> основывается на выводе о нарушении заявительницей Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.1.7.1 названных Правил, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Однако данный ведомственный нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей жилищному законодательству. Последнее не содержит термина «переоборудование жилого помещения». Статья 25 ЖК РФ определяет понятия «перепланировка» и «переустройство» жилого помещения. Согласно названной норме, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с п.1 ст.26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений предоставлены Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара.
Таким образом, законодатель установил разрешительный порядок для осуществления переустройства и перепланировки жилого помещения. В отношении действий, подпадающих под понятие «переоборудование» в терминологии п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, но не относящихся к перепланировке или переустройству в терминологии ст.25 ЖК РФ, законодатель не установил обязанности собственников помещений получать предварительное разрешение (согласование) на их осуществление. В силу ст.35, 55 Конституции РФ, право частной собственности, как гарантированное Конституцией РФ право человека, может быть ограничено только федеральным законом. Как следствие, правомочия собственника жилого помещения могут быть ограничены, в том числе путем установления разрешительного порядка совершения действий по изменению характеристик объекта права собственности, только федеральным законодателем. Тем самым, ограничения права собственности на жилые помещения, введенные ведомственным нормативным актом, но не предусмотренные жилищным законодательством, не имеют силы. Следовательно, собственник жилого помещения вправе осуществлять без какого-либо разрешения любые виды ремонтных воздействий, не относящиеся к переустройству или перепланировке помещения, хотя бы соответствующие действия и подпадали под понятие «переоборудование» в терминологии п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда.
Ни из акта результатов мероприятия по жилищному контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, ни из самого оспариваемого предписания не следует, что действия Горбуновой Г.А. представляют собой самовольное переустройство помещения.
В силу п.1 ст.25 ЖК РФ замена сетей квалифицируется как переустройство жилого помещения только в том случае, если она требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Как указано в акте результатов мероприятия по жилищному контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение заявительницы соответствует техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ
Указанный технический паспорт сведений о материале труб системы отопления не содержит (л.д. 23-24).
В настоящее время в РФ действует, в части, не противоречащей законодательству и принятым позднее нормативным правовым актам, Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №. Данной Инструкцией утверждена форма технического паспорта жилого помещения (приложение №) и указания по его заполнению (п.9.3 Инструкции). Как явствует из данной формы, в техническом паспорте отражается только вид отопления (п.9 раздела III формы), но не материал конструкций системы отопления. Согласно п.9.3 Инструкции, раздел III технического паспорта жилого помещения (квартиры) «Техническое описание квартиры» заполняется по правилам, установленным приложением № к Инструкции. Согласно этим правилам, в отношении отопления указывается источник поступления тепла: от ТЭЦ, промышленной котельной, квартальной, групповой или местной котельной, АГВ, индивидуального котла заводского изготовления или котла, вмонтированного в отопительную печь. Внесение иных сведений о системе отопления, включая характеристики труб, в технический паспорт жилого помещения (квартиры) не предусмотрено.
Таким образом, произведенная заявительницей замены стальной трубы отопления на полипропиленовую, не подлежит отражению в техническом паспорте и, следовательно, не является переустройством жилого помещения. На выполнение таких работ не требовалось получения разрешения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, в связи с чем выводы Государственной жилищной инспекции <адрес> о нарушении заявительницей норм жилищного законодательства являются ошибочными, а вынесенное предписание – не соответствующим закону.
Кроме того, исходя из п.3 ст.29 ЖК РФ полномочиями выдавать собственнику жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, предписание привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок, устанавливать срок и порядок выполнения этого предписания, наделен исключительно орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки, т.е. Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара. Следовательно, вынося предписание привести жилое помещение в первоначальное состояние, Государственная жилищная инспекция <адрес> в любом случае вышла за пределы своих полномочий. При выявлении в ходе проверки фактов самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, Государственная жилищная инспекция <адрес> вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.21 КоАП РФ, и внести в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара представление о необходимости принятия к собственнику такого жилого помещения мер, предусмотренных п.3 ст.29 ЖК РФ. Государственная жилищная инспекция <адрес> является контролирующим органом в сфере жилищных отношений, ей не предоставлено права согласовывать проведение переустройства (перепланировки) и разрешать вопрос о возможности сохранения жилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии либо необходимости его приведения в первоначальное состояние.
Кроме того, в ходе разбирательства дела установлено, что полипропиленовые трубы обладают, в целом, большей надежностью, чем стальные. Лица, участвующие в деле, не отрицали, что замененная заявительницей труба находилась в неудовлетворительном состоянии. Работы по замене трубы, в том числе в части сопряжения с прежним стояком, выполнены специализированной организацией, обеспечены гарантийными обязательствами. Доказательств ненадлежащего качества выполнения работ суду не представлено.
Суд не оценивает доводы Ореховой Т.В. о нарушении её охраняемых законом интересов заменой трубы, поскольку это не входит в предмет судебного разбирательства в рамках производства об оспаривании решения органа государственной власти. Орехова Т.В. не лишена возможности обратиться за судебной защитой своих интересов в рамках искового производства.
То обстоятельство, что управляющая организация МП г.о. Самара «Коммунальник» не давала согласия на замену трубы, правового значения при разрешении настоящего дела не имеет в силу тех же причин. Законодателем не предусмотрено согласование переустройства, перепланировки, а тем более не относящихся к ним ремонтных воздействий, с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом. В случае нарушения Горбуновой Г.А. договорных обязательств перед управляющей организацией последняя вправе обратиться за защитой своих интересов в рамках искового производства.
Тот факт, что труба отопительного стояка входит в состав общего имущества дома, также не влияет на выводы суда, поскольку замена трубы не означает причинения вреда общему имуществу дома, более того, из материалов дела следует, что проведенные работы не отразились негативным образом на безопасности эксплуатации системы отопления. Лица, считающие свои права или законные интересы нарушенными фактом замены трубы отопительного стояка, вправе обратиться за защитой своих прав в судебном порядке.
Расходы заявительницы на оплату услуг представителя, подтвержденные квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ серии АБ № (л.д. 30), суд, с учетом положений ст.100 ГПК РФ, находит подлежащими возмещению в размере 3 000 рублей, принимая во внимание уровень сложности дела и количество судебных заседаний.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону предписание Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции <адрес> в пользу Горбуновой Галины Алексеевны расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь