Дело № 2-958/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2016 года г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего: судьи Рыжовой Т.В.
при секретаре Задворном Е.А.
с участием представителя истца Павловой И.В.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №42 «Аленький цветочек» -
Липатниковой В.Е.,
представителя ответчика Администрации г.Лесосибирска –
Гороховика Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска» и Муниципальному образованию город Лесосибирск в лице Администрации г. Лесосибирска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска» (далее – Учреждение) и Муниципальному образованию город Лесосибирск в лице Администрации г. Лесосибирска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки в отношении Учреждения обнаружено невыполнение в установленный срок как ДД.ММ.ГГГГ пунктов 1, 2 выданного предписания №/с от 13.03.2015г., а именно: пункт № в части нарушения целостности кафельного покрытия в виде сколов, трещин, дефектов и частичного выпадения плитки, используемого для облицовки стен в туалетных, буфетных помещений 3-х групповых ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок», что является нарушением требований п. 5.1, п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; пункт № 2 в части нарушения целостности напольного кафельного покрытия в виде сколов, трещин, выбоин и частичного отсутствия плитки в туалетных помещениях 3-х ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок», что является нарушением требований п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Согласно п.п. 1.1, 1.3, 1.6, 1.7 Устава Учреждение является бюджетным учреждением, его учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование город Лесосибирска, полномочия учредителя от имени муниципального образования города Лесосибирска осуществляет Администрация города Лесосибирска. Нарушения, допущенные Учреждением, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц. Просило признать бездействие Учреждения, выраженное в неисполнении пунктов 1, 2 предписания от 13.03.2015г. №1259/с, противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обязать Учреждение в срок до 31 декабря 2016 года устранить нарушения п. 5.1, п.5.2, п.5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - провести ремонтные работы по замене кафельного покрытия стен в туалетных, буфетных помещений 3-х групповых ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок»; провести ремонтные работы по замене напольного кафельного покрытия в туалетных помещениях 3-х ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок»; обязать Учредителя муниципальное образование город Лесосибирска в лице Администрации города Лесосибирска профинансировать указанные мероприятия.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Павлова И.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представитель ответчика Учреждения Липатникова В.Е. не возражала против удовлетворения исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Представитель ответчика Администрации г. Лесосибирска Гороховик Г.Б. в целом не возражал против удовлетворения исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, при этом показал, что срок до 31 декабря 2016 года слишком мал, его необходимо установить до июня 2017 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 вышеуказанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 24 вышеуказанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.28 вышеуказанного закона в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 утверждены санитарные правила СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы введены в действия с 31.07.2013г.
Пункт 1.4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» гласит, что санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру.
В соответствии со статей 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ в порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Как установлено в судебном заседании и никем не оспаривается, ДД.ММ.ГГГГ истцом ответчику – Учреждению выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении групповых ячеек «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок», «Мальвина» и «Буратино» со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчиком устранены нарушения санитарного законодательства только в группах «Мальвина» и «Буратино». Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении выявлены (по- прежнему имеют место быть, не устранены) нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно нарушения целостности кафельного покрытия в виде сколов, трещин, дефектов и частичного выпадения плитки, используемого для облицовки стен в туалетных, буфетных помещений 3-х групповых ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок», что является нарушением требований п. 5.1. п.5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; а также нарушения целостности напольного кафельного покрытия в виде сколов, трещин, выбоин и частичного отсутствия плитки в туалетных помещениях 3-х ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок» что является нарушением требований п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Суд находит безусловно установленным, что имеющиеся дефекты (сколы, трещины, частичное выпадение) кафельной плитки, используемой для облицовки стен в туалетных, буфетных помещениях 3-х групповых ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок» не позволяют проводить качественную уборку и дезинфекцию, что может привести к нарушению дезинфекционного режима, а также могут стать причиной травмирования как работников, так и детей; имеющиеся дефекты (сколы, трещины, частичное отсутствие) кафельной плитки, используемой для облицовки пола в туалетных и буфетных помещениях 3-х групповых ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок» также не позволяют проводить качественную уборку и дезинфекцию, что может привести к нарушению дезинфекционного режима, а также могут стать причиной травмирования как работников, так и детей, то есть влечет угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений).
Суд категорически считает, что соблюдение требований санитарных норм является обязательным, следовательно, ответчики должны выполнить мероприятия по их устранению вне зависимости от характера допущенных нарушений.
Суд находит совершенно обоснованным и правомерным возложение обязанности по финансированию мероприятий на учредителя как муниципальное образование город Лесосибирска в лице Администрации г.Лесосибирска, поскольку согласно Уставу Учреждения его учредителем является муниципальное образование город Лесосибирск Красноярского края.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, помимо прочего обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Суд учитывает, что допущенные нарушения требований санитарных норм носят длящийся характер, на момент рассмотрения спора не устранены, отсутствует реальная перспектива их устранения при отсутствии финансирования со стороны учредителя. Доказательств иного ответчиком - Администрацией г.Лесосибирска не представлено; напротив, не оспаривается.
В суде установлено, что собственником имущества Учреждения является муниципальное образование город Лесосибирск Красноярского края.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
Суд находит установленным, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.
Поскольку муниципальное образование город Лесосибирск является учредителем и собственником имущества Учреждения, образовательное учреждение и орган местного самоуправления несут самостоятельную обязанность по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, Администрация г.Лесосибирска - в части финансирования мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Суд также учитывает, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Управление образования Администрации г.Лесосибирска, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации г.Лесосибирска к органам местного самоуправления не относятся и соответственно на них не может быть возложена обязанность органа местного самоуправления по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
То обстоятельство, что устранения нарушений, указанных в предписании, не истек, по мнению суда, не имеет значения, поскольку материалами дела установлено, что нарушения требований санитарного законодательства выявлялись неоднократно, однако устранены не было, срок исполнения по ранее выданному предписанию от ДД.ММ.ГГГГ №/с истек. Кроме того, избранный Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю способ защиты гражданских прав отвечает положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и вынесение органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, предписания об устранении выявленных нарушений, не исключает возможность защиты интересов граждан, которые затрагиваются такими нарушениями, в порядке гражданского судопроизводства.
Довод представителя ответчика - Администрации г.Лесосибирска об утверждении бюджета муниципального образования город Лесосибирск на 2016 года, необходимости определения срока устранений нарушений санитарного законодательства до июня 2017 года суд находит неубедительным.
Суд считает, что имеется возможность произвести корректировку бюджета на текущий год, срок устранения нарушений санитарного законодательства, предложенный истцом, достаточно длительный, составляет более полугода, при необходимости ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда (при определенных обстоятельствах и наличии уважительных причин).
При таких обстоятельствах исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю суд находит подлежащими безусловному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С ответчика Учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска» и Муниципальному образованию город Лесосибирск в лице Администрации г. Лесосибирска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, №/с от ДД.ММ.ГГГГ противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска» в срок до 31 декабря 2016 года устранить следующие нарушения п. 5.1. п.5.2, п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: провести ремонтные работы по замене кафельного покрытия стен в туалетных, буфетных помещениях 3-х групповых ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок»; провести ремонтные работы по замене напольного кафельного покрытия в туалетных помещениях 3-х ячеек: «Дюймовочка», «Ласточка», «Колобок».
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №42 «Аленький цветочек» города Лесосибирска» в доход местного бюджета госпошлину в размере по 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.В.Рыжова