Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2017 года Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи: Ермаковой О.А.,
с участием осужденного Лаптева А.С.,
при секретаре: Рябовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело № 2а-2275/2017 по административному исковому заявлению начальника ФКЛПУ ОТБ ГУФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Лаптева АС, <дата> года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ФКЛПУ ОТБ ГУФСИН России по Самарской области полковник внутренней службы Губанов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Лаптева А.С., осужденного приговором <данные изъяты> от <дата> по ч.1 ст. 159, ч.2 ст. 159 (3 эпизода), ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 159, ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 159 (2 эпизода), ч.3 ст. 69, ст. 70 УК РФ к наказанию в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. <дата> осужденный Лаптев А.С. освобождается из ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по Самарской области и следует к месту жительства по адресу: <адрес>, имея не снятую судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве. Осужденный Лаптев А.С. <данные изъяты>. С целью предупреждения совершения им повторных преступлений, административный истец в соответствии с Федеральным законом РФ № 64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Лаптева А.С. административный надзор сроком на 8 лет, с применением ограничений и обязанностей в виде запрещения пребывания осужденного вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой или учебой; запрещения выезда за пределы территории Самарской области без уведомления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; обязательной явки до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель административного истца ФКЛПУ ОТБ ГУФСИН России по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении административного иска в его отсутствие, заявление об установлении в отношении Лаптева А.С. административного надзора и ограничений, поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.
Осужденный Лаптев А.С. в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, возражал против удовлетворения заявления об установлении в отношении него административного надзора сроком на 8 лет, пояснив, что преступления он совершил в период с марта по май 2013 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в ч.3 ст. 86 УК РФ, следовательно, административный надзор в отношении него подлежит установлению сроком на 6 лет. Также просил уменьшить количество явок на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства, а также установить запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой или учебой.
Представитель прокуратуры Красноглинского района г. Самары в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с ч.4 ст. 272 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Выслушав осужденного Лаптева А.С., изучив и проверив материалы личного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление начальника ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по Самарской области подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступившим в законную силу – 01.07.2011 года) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ч.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных части 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждено материалами личного дела, что Лаптев А.С. осужден приговором <данные изъяты> от <дата> поч.1 ст. 159, ч.2 ст. 159 (3 эпизода), ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 159, ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 159 (2 эпизода), ч.3 ст. 69, ст. 70 УК РФ к наказанию в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Указанный приговор вступил в законную силу. Из данного приговора следует, что в действиях Лаптева А.С. имеется особо опасный рецидив.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для установления в отношении осужденного Лаптева А.С. административного надзора, как лица освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение преступлений при особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления при наличии в действиях опасного или особо опасного рецидива на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
Согласно ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 10 УК РФ).
Изменения, внесенные в часть третью статьи 86 УК РФ Федеральным законом РФ от 23.07.2013 года № 218-ФЗ, о погашении судимости за тяжкие преступления по истечении восьми лет после отбытия наказания, вступили в силу 03.08.2013 года, то есть после совершения Лаптевым А.С. преступлений.
На основании п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость погашается по истечение шести лет после отбытия наказания.
Таким образом, срок административного надзора в отношении Лаптева А.С. не может составлять более шести лет. Оснований для установления срока административного надзора менее шести лет не имеется, поскольку для лиц, указанных в ч.1 п. 3 и ч.3 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», к числу которых относится административный ответчик, срок административного надзора определен законодателем сроком погашения судимости и не может быть изменен судом в зависимости от личности поднадзорного, его поведения, образа жизни и иных обстоятельств.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, суд считает необходимым установить в отношении Лаптева А.С. административный надзор сроком до погашения судимости, т.е. на шесть лет.
Кроме того, административный надзор не относится к мерам ответственности за нарушения порядка отбывания наказания и согласно статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, имеющий цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Согласно ст. 272 ч.8 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по Самарской области полковником внутренней службы Губановым Ю.В., осужденный Лаптев А.С. в период отбывания наказания <данные изъяты>
При определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Лаптева А.С., суд учитывает обстоятельства совершения им преступлений, данные характеризующие личность Лаптева А.С., его поведение как до, так и после осуждения, учитывает, что преступления, за которые в настоящее время Лаптев А.С. отбывает наказание, были им совершены в период отбывания наказания по предыдущему приговору. Принимая во внимание вышеизложенное, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, для оказания на осужденного индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает необходимым установить в отношении Лаптева А.С. следующие ограничения и обязанности: запретить пребывание осужденного вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой.
В силу требований ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона РФ, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. С учетом данных характеризующих личность Лаптева А.С., обстоятельства совершенных преступлений, суд считает необходимым установить периодичность его явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Установленные в отношении Лаптева А.С. ограничения являются временным ограничением права и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона РФ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКЛПУ ОТБ ГУФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Лаптева АС, <дата> года рождения – удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Лаптева АС, <дата> года рождения, административный надзор сроком до погашения судимости, т.е. на шесть лет.
Установить в отношении осужденного Лаптева АС, <дата> года рождения, следующие ограничения и обязанности:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой;
- являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий О.А. Ермакова