РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Красный Яр Астраханской области 14 января 2013г
Красноярский районный суд Астраханской области в составе судьи Камзенова Е.Б.
с участием истца Марченко В.М. и ее представителя Разумейко А.В.
ответчиков Невдашевой Н.К. и Невдашевой Н.К.
при секретаре Бездетнове М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Марченко В.М. к Невдашевой Н.К., Невдашевой Н.К., Рахматуллиной В.К. о признании права собственности на 1/2 долю недвижимого имущества
УСТАНОВИЛ:
Марченко В.М. обратилась с иском к Невдашевой Н.К., Невдашевой Н.К., Рахматуллиной В.К. о признании земельного участка и жилого дома по № совместно нажитым имуществом супругов и признании за ней права собственности на 1/ 2 долю данного недвижимого имущества.
Марченко В.М. и ее представитель иск поддержали полностью и пояснили, что истица с <адрес> состояла в браке с Марченко К.Г. В период брака в <адрес> совместными усилиями и на совместные средства построили на выделенном им земельном участке жилой дом. В <адрес> Марченко К.Г. сельсовет выдал свидетельство о праве собственности на приусадебный земельный участок. В <адрес> брак между ними был расторгнут по решению суда. При расторжении брака, судебного спора о разделе имущества не имели, так как, устно сами договорились между собой разделить в натуре совместное имущество, состоящее из земельного участка и жилого дома. Внутри дома поставили перегородку, которая разделила жилые помещения внутри дома на две равные половины. В одной половине жила истица, в другой половине жил бывший супруг Марченко К.Г. Земельный участок между собой поделили условно, без установления забора. Одной половиной земельного участка пользовалась истица, другой половиной Марченко. Несколько лет, истица жила у дочери, а ее старшая дочь Надежда несколько лет жила в половине дома матери. По причине частых конфликтов между бывшими супругами. Истица 10 лет назад, перестала жить в своей половине дома и жила у дочери. Марченко К.Г. остался жить в доме один, но пользовался только своей половиной дома. В последние годы жизни Марченко К.Г. злоупотреблял спиртными напитками и не оплачивал коммунальные услуги. Марченко К.Г. умер в ДД.ММ.ГГГГ, дом отрезали от коммунальных услуг в связи с большой задолженностью по оплате коммунальных услуг. После смерти Марченко К.Г. нотариус отказал истице в принятии заявления о принятии наследства, так как, ко дню его смерти, брак между ними был расторгнут и, она уже не являлась его супругой. В связи с тем, что имущество является совместно нажитым в период брака, как за бывшей супругой просят признать за истицей право собственности на 1/2 долю недвижимого имущества.
Ответчик Невдашева Наталья иск матери Марченко В.М. признала полностью, изложенные истицей обстоятельства, подтверждает и не оспаривает.
Ответчик Невдашева Н. иск матери признала частично, просит признать за матерью право собственности на 1/4 долю, чтобы им всем (матери и детям) после смерти отца достались равные доли земельного участка и жилого дома. Обстоятельства дела, изложенные истицей, подтверждает, их достоверность не оспаривает. Дополнительно пояснила, что после развода родителей, родители поделил дом перегородкой на две части. Несколько лет мать жила в своей половине, затем переехала жить к дочери Наталье. А она с детьми заселилась в половину дома матери и там прожила несколько лет до ДД.ММ.ГГГГ. Примерно, в ДД.ММ.ГГГГ она выселилась из дома родителей.
Ответчик Рахматуллина В.К. в судебное заседание не явилась, в процессе подготовки дела к судебному разбирательству устно выразила несогласие с иском в части признания за матерью права собственности на 1/2 долю недвижимого имущества. В заявлении просит рассмотреть дело без ее участия, письменных возражений на иск не представила.
На основании представленных по делу доказательств и норм действующего законодательства, суд признает иск Марченко В.М. о признании права собственности на 1/2 долю недвижимого имущества, подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Марченко В.М. и Марченко К.Г. с ДД.ММ.ГГГГ состояли между собой в браке. Данное обстоятельство подтверждается справкой отдела службы ЗАГС по Красноярскому району № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Красноярского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ брак между ними расторгнут. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Марченко К.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. После его смерти дочери бывших супругов Невдашева Надежда, Невдашева Наталья, Рахматуллина Валентина 5 и 19 августа 2010г подали нотариусу Красноярского района заявления о принятии наследства. В силу ст.1110 и ст.1142 ГК РФ как наследники первой очереди по закону они являются правопреемниками наследодателя. Таким образом, дети наследодателя являются надлежащими ответчиками по иску бывшей супруги наследодателя о признании права собственности на 1/2 долю совместно нажитого имущества.
Свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право собственности Марченко К.Г. на земельный участок площадью <> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в с.Новоурусовка Красноярского района. Право собственности наследодателя на земельный участок возникло на основании решения Администрации Бузанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ Марченко К.Г. при жизни являлся собственником земельного участка площадью <> кв.м. по <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Из технического паспорта БТИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки имеет общую площадь <> кв.м., а с учетом площади холодной пристройки, возведенной в ДД.ММ.ГГГГ, имеет площадь <> кв.м. Из справки администрации МО «Бузанский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный жилой дом внесен в похозяйственную книгу в ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету №, его правообладателем значится Марченко К.Г.
Из объяснений истицы, ответчиков Невдашевой Н. и Н., показаний свидетелей соседей по улице Л.И. и Т.Ф. следует, что дом был построен совместными усилиями и на совместные средства супругов Марченко в ДД.ММ.ГГГГ, до рождения младшей дочери В. в ДД.ММ.ГГГГ. Младшая дочь В. родилась, когда, ее родители уже построили и жили в данном доме. Таким образом, доказано, что дом построен в период брака, в ДД.ММ.ГГГГ общими усилиями супругов. Право собственности на приусадебный земельный участок было оформлено на Марченко К.Г. также в период брака в начале ДД.ММ.ГГГГ. После расторжения брака в судебном порядке в мае ДД.ММ.ГГГГ, бывшие супруги добровольно по устному соглашению разделили дом, что подтверждается объяснениями истицы и ответчиков Н. и Н.. Они пояснили, что дом разделили перегородкой. В одной половине жила мать с младшей дочерью В., пока она не вышла замуж и не переехала жить к мужу Р.Р. в ДД.ММ.ГГГГ. Отец до самой смерти признавал долю матери и даже после ее переезда к дочери, жил только в своей половине дома. В половине дома матери, с согласия матери, старшая дочь Надежда жила с детьми, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Из копии паспорта истицы и данных домовой книги следует, что Марченко В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в данном доме. Из справки администрации МО « сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по день смерти ДД.ММ.ГГГГ Марченко К.Г. с ним проживали и были зарегистрированы Марченко В.М.
В соответствии со ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п.1). Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (п.2). Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (п.3).
Жилой дом построен на совместные средства и за счет общего труда обоих супругов в ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства был выделен им еще раньше. В силу земельной реформы, проведенной в начале ДД.ММ.ГГГГ годов, на имя Марченко К.Г. было оформлено в ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок. Независимо от того, что по похозяйственным книгам жилой дом, а по свидетельству на землю земельный участок, оформлены на Марченко К.Г., как их правообладателя, данное недвижимое имущество в силу закона, должно быть признано общим совместным имуществом супругов. По смыслу ст.38 СК РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен после расторжения брака (п.1). Общее имущество может быть разделено между супругами по их соглашению (п.2). В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производится в судебном порядке (п.3). В силу ст.39 п.1 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не было предусмотрено договором между супругами. Истица не требует раздела общего имущества, ее иск ограничен требованием признать за ней право собственности на 1/2 долю указанного недвижимого имущества, нажитого во время брака. Возражение ответчика Невдашевой Надежды о признании за Марченко В.М. право собственности на 1/4 долю имущества, не основано на положениях ст.39 СК РФ. Дети к моменту предъявления иска достигли совершеннолетия, имеют свои семьи, живут отдельно. Оснований для отступления от начала равенства долей супругов, предусмотренных ст.38 п.2 СК РФ, по делу не имеется. Таким образом, иск о признании права собственности на 1/2 долю недвижимого имущества подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Марченко В.М. право собственности на 1/2 долю жилого дома общей площадью <> кв.м., с холодной пристройкой общей площадью <> кв.м., расположенного по <адрес>
Признать за Марченко В.М. право собственности на 1/2 долю земельного участка площадью <> кв.м. с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд, через Красноярский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Камзенов Е.Б.
Решение в окончательной форме принято 18 января 2013г.
Судья: Камзенов Е.Б.