дело №2-668/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 4 декабря 2019 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области к Афонину.И.И., Афониной.И.Г., Умаровой.Т.М. и администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области об установлении факта принадлежности недвижимого имущества и признании права собственности на объекты недвижимости,
У С Т А Н О В И Л :
администрация муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области (далее – Администрация сельсовета), обратилась в суд с указанным иском. В его обоснование указала, что в перечне муниципального жилищного фонда муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был передан в муниципальную собственность муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области на основании решения Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области № 37 от 29 сентября 2006 года. Спорное жилое помещение было принято в муниципальную собственность муниципальным образованием Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области на основании решения Совета депутатов муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области № 27-рс от 29 мая 2007 года. Однако право собственности в установленном порядке зарегистрировано не было. В многоквартирном доме расположены две квартиры. В квартирах на основании договоров социального найма проживают ответчики Афонин И.И., Афонина И.Г. и Умарова Т.М. В связи с отсутствием технических характеристик многоквартирного жилого дома, а также его отсутствием на государственном кадастровом учете, были произведены инженерно-кадастровые работы. Согласно справкам <данные изъяты>, проводившего кадастровые работы, спорный жилой дом имеет следующие характеристики: год постройки №; количество этажей № общая площадь – №; количество квартир – № Квартира под №, расположенная в указанном жилом доме, имеет следующие характеристики: количество жилых комнат – №, этаж расположения квартиры – № общая площадь квартиры – №, жилая площадь – № Квартира под №, расположенная в спорном жилом помещении, имеет следующие характеристики: количество жилых комнат – №, этаж расположения квартиры – №, общая площадь квартиры – №, жилая площадь – № Однако в настоящее время поставить указанный многоквартирный жилой дом на кадастровый учет не представляется возможным в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Вместе с тем, весь период с 29 мая 2007 года по настоящее время спорное жилое помещение принадлежало и принадлежит муниципальному образованию Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области и является его собственностью.
В связи с указанными обстоятельствами истец просит установить факт принадлежности муниципальному образованию Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области на праве муниципальной собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из двух квартир и признать за указанным муниципальным образованием право муниципальной собственности на данные жилые помещения – дом и квартиры в нем.
Определением от 24 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Адамовский район Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области - Есмагамбетов Ж.Н., действующий на основании доверенности, а также ответчики Афонин И.И., Афонина И.Г. и Умарова Т.М. участия не принимали, о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца и ответчиков Афонина И.И., Афониной И.Г. и Умаровой Т.М.
Представитель соответчика – администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области в судебном заседании участие не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что возражений против заявленных исковых требований администрация муниципального образования Адамовский район Оренбургской области не имеет.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика – администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статья 8 ГК РФ устанавливает основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Из положений статьи 8.1 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно положениям ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права. Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-I) и приложения 3 к названному постановлению, жилищный и нежилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.
Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № (далее – Положение №) и действовавшего до 12 июня 2006 года, для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-I.
После утверждения перечня Советом народных депутатов города, района, он представляется для проверки в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 к Постановлению № 3020-I, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
В соответствии с п. 10 Положения № в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с названным положением.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов и не оспаривается сторонами, на территории муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области расположен многоквартирный жилой дом, состоящий из двух квартир, расположенный по адресу: <адрес>. Квартира под №, расположенная в указанном жилом доме, имеет следующие характеристики: количество жилых комнат – № этаж расположения квартиры – № общая площадь квартиры – №, жилая площадь – №. Квартира под №, расположенная в спорном жилом помещении имеет следующие характеристики: количество жилых комнат – № этаж расположения квартиры – №, общая площадь квартиры – №, жилая площадь – №
Согласно абзацу 1 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению от 27 декабря 1991 года № 3020-1 спорное жилое помещение на момент разграничения государственной собственности располагались на территории, находящейся в ведении соответствующего районного Совета народных депутатов, и отнесено к объектам муниципальной собственности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В силу указанных обстоятельств, спорное жилое помещение являлось муниципальной собственностью муниципального образования Адамовский район Оренбургской области и было включено в соответствующий перечень муниципального имущества.
В дальнейшем, на основании решения уполномоченного органа – Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области от 29 сентября 2006 года № 37 спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области и решением Совета депутатов муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области принято в муниципальную собственность указанного муниципального образования. На основании указанного решения, жилой дом был включен в реестр муниципальной собственности.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Перечни передаваемого имущества, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
При этом, к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2006 года № 876/177-IV-ОЗ «Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Адамовского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Адамовского района» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14 декабря 2006 года № 876), утвержден перечень имущества, которое передается из собственности муниципального образования Адамовский район в собственность муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области. В частности, в данный перечень включен жилой фонд, находящийся на территории муниципального образования Теренсайский сельсовет.
Следовательно, спорное жилое помещение, являвшееся муниципальной собственностью муниципального образования Адамовский район Оренбургской области, в составе жилого фонда перешло в собственность муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области. При этом в силу особого правового регулировании право муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области возникло на него с момента передачи, а не с момента его государственной регистрации.
Таким образом, жилое помещение является собственностью муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области в силу специальных положений, установленных действующим правопорядком, и правомерно было включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области. Соответствующее решение о включении спорного объекта в составе жилого фонда в реестр муниципальной собственности муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области принято в соответствии с Законом Оренбургской области и оспорено не было. Возражений о том, что указанный объект был включен в реестр муниципального имущества муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, от администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области не поступило.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на многоквартирный жилой дом и расположенные в указанном жилом помещении квартиры в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковое заявление администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
иск администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области удовлетворить.
Установить факт принадлежности муниципальному образованию Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области на праве муниципальной собственности:
- многоквартирного жилого дома: года постройки №; количество этажей №; общей площадью – №.; количество квартир – №, расположенного по адресу: <адрес>;
- 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, этаж расположения квартиры – №, общей площадью – №, жилой площадью – №
- 2-х комнатной квартиры (жилое помещение), расположенной по адресу: <адрес>, этаж расположения квартиры – №, общей площадью – №, жилой площадью – №.
Признать за муниципальным образованием Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области право муниципальной собственности на объекты недвижимости:
- многоквартирный жилой дом: года постройки № количество этажей №; общей площадью – №.; количество квартир – № расположенного по адресу: <адрес>;
- 3-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, этаж расположения квартиры – №, общей площадью – №, жилой площадью – №
- 2-х комнатную квартиру (жилое помещение), расположенную по адресу: <адрес>, этаж расположения квартиры – №, общей площадью – №, жилой площадью – №
Решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.К. Абдулов