дело №
УИД 19RS0010-01-2020-000827-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А.,
представителя ответчика адвоката Ботиной А.В.,
при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования Ширинский район к Козлову А.А. о расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Согласно заявленным требованиям, ответчику передана в аренду часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, имеющая кадастровый №, для дачного строительства. Ответчиком неоднократно не исполнена обязанность по уплате арендной платы по договору, в настоящее время имеется задолженность в размере 44241,42 рублей. В соответствии с условиями договора, за просрочку в оплате арендной платы, образовалась пеня в сумме 4461,35 рублей. Указанную задолженность и пеню, в общем размере 48702,77 рублей, истец просит взыскать с ответчика. Также истец просит расторгнуть договор аренды, ссылаясь на существенное неисполнение ответчиком условий данного договора.
В судебном заседании представители истца отсутствовали, ходатайствовал о проведении без их участия.
Ответчик в судебном заседании отсутствовал. В ходе досудебной подготовки было установлено, что его местонахождение на текущий момент неизвестно. Суд, руководствуясь ст.119 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, по последнему известному месту его проживания.
Привлечённая в порядке ст.50 ГПК РФ к участию в деле в качестве представителя ответчика адвокат указала, что позиция ответчика ей неизвестна, просила рассмотреть дело по представленным доказательствам, указав о пропуске истцом срока исковой давности.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают, в частности, из договора.
На основании ст.606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Частью первой ст. 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки.
Из представленного к материалам дела договора № 136, заключенного 16 мая 2011 года, а также приложений к нему, следует, что Муниципальным образованием Ширинский район предоставлена ФИО1 в аренду на срок с 02 ноября 2010 года по 02 ноября 2015 года часть земельного участка, имеющего кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес> кв. метр, из земель рекреационного назначения, уч.3е, для отдыха.
В соответствии с соглашением о перенайме от 16 мая 2012 года, право аренды в соответствии с указанным договором возникло у ответчика.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ). 29 ноября 2012 года осуществлена государственная регистрация соглашения о перенайме.
Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Таким образом, нормы гражданского законодательства применяются к арендным отношениям, объектом которых является земельный участок, постольку, поскольку иное не урегулировано земельным или специальным федеральным законом.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрена платность использования земли в виде уплаты земельного налога или арендной платы.
В соответствии с п.1 ст.614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Пунктом 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Следовательно, в отличие положений ст. 610 ГК РФ, определяющих автономию воли при установлении порядка, условий и сроках внесения арендной платы, Земельный кодекс РФ указывает на необходимость нормативного урегулирования данных вопросов, откуда следует возможность изменения в одностороннем порядке арендодателем размера арендной платы при нормативном изменении ее составляющих.
Согласно п.2,3 договора аренды от 16 мая 2011 года, годовая арендная плата за часть земельного участка на момент заключения договора составляет 11091,44 рублей и, на основании п.2.5 договора, арендная плата за участок вносится арендодателем не позднее 15 июня оплачиваемого года.
В свою очередь, п. 2.8 данного договора предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем изменения базовой ставки арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений в настоящий Договор.
При этом п. 2.9 данного Договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки.
Истцом ответчику начислена задолженность по арендной плате за 2016 год в размере 19609,20 рублей, за 2020 год – в размере 24632,32 рублей, оснований сомневаться в правомерности начисления которой у суда не имеется.
В качестве ответственности за неисполнение обязательства ст.ст. 394 и 395 ГК РФ предусмотрена неустойка, величина которой и порядок начисления могут быть определены условиями договора между сторонами обязательства.
По мнению суда, представленный истцом расчет пени в сумме 4461,35 рублей, основан на положениях договора, фактических обстоятельствах неисполнения арендатором обязательства, не содержит арифметических ошибок.
Вместе с тем, в соответствии со ст.ст. 195 и 196 ГК РФ, срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, признается исковой давностью, и при этом общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Статья 200 ГК РФ предусматривает, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из материалов дела следует, что рассматриваемым договором аренды предусмотрено исполнение обязательства по частям (ст. 311 ГК РФ) – не позднее не позднее 15 июня оплачиваемого года.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В силу ч.1 ст.207 ГК РФ, с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Поэтому, с момента неуплаты арендатором ежегодного платежа у арендодателя возникало право требовать исполнения обязательства.
Таким образом, в отношении задолженности по арендным платежам за 2016 год, возникшей после 15 июня 2016 года, истек срок исковой давности.
У суда нет оснований полагать об уважительности причин пропуска истцом срока для предъявления требования о взыскании задолженности, образовавшейся за пределами срока исковой давности.
Данные обстоятельства, в соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ, являются основаниями для отказа в требованиях в части взыскании задолженности по арендной плате за 2016 год, а также начисленной на эту задолженность пени.
Соответственно, при рассмотрении данного дела подлежит взысканию задолженность по арендной плате за 2020 год, и начисленной на эту задолженность пени в размере 272,19 рублей.
Пункт 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ предусматривает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении арендатором условий договора (ч. 9 ст. 22 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 3 ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Как следует из судебного приказа мирового судьи судебного участка № 9 г. Абакана от 27 июня 2020 года № 2 – 11– 882/2020, с Козлова А.А. в принудительном порядке взыскана задолженность по арендной плате по договору № 136 от 16 мая 2011 года за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года в размере 69418,36 рублей.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 – 3 ст. 67 ГПК РФ, суд признаёт установленным наличие предусмотренных законом обстоятельств, позволяющих арендодателю требовать досрочного расторжения договора аренды земельного участка, а потому заявленное истцом требование в этой части также подлежит удовлетворению, поскольку оно основано на законе и обосновано по сути.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины, от которых при подаче иска истец в силу требований п. 19 ч.1 ст.333/36 НК РФ, был освобожден, в соответствие с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Расторгнуть договор аренды части земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. метр, с кадастровым номером №, уч. 3е, заключенный 16 мая 2011 года между Муниципальным образованием Ширинский район и Козловым А.А..
Указанное решение является основанием для исключения записи, об обременении данного земельного участка арендой, из Единого государственного реестра недвижимости.
Взыскать с Козлова А.А. в пользу Муниципального образования Ширинский район задолженность по арендной плате за 2020 год в размере 24632 (двадцать четыре тысячи шестьсот тридцать два) рубля 32 копейки, пени в размере 272 (двести семьдесят два) рубля 19 копеек, а всего – 24904 (двадцать четыре тысячи девятьсот четыре) рубля 51 копейку.
Взыскать с Козлова А.А. в доход бюджета государственную пошлину в размере 947 (девятьсот сорок семь) рублей.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 29 сентября 2020 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев