Дело № 2-227/2020
№ УИД 91RS0№-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Первомайское 19 февраля 2020 года
Первомайский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Литвиненко Т.В.,
при секретаре Мачихиной Е.О.,
с участием: истца Квасинской М.А., представителя истца – адвоката Павленко В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское Первомайского района Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению Квасинской М.А. к Администрации Островского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
у с т а н о в и л:
Квасинская М.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику Крус А.А., в котором просила признать за ней право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что вышеуказанный жилой дом она приобрела у Крус А.А. за 1600 гривен, о чем имеется договор купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в простой письменной форме. Указанный дом принадлежал продавцу на основании договора купли-продажи, удостоверенного государственным нотариусом Первомайской государственной нотариальной конторы Смирновой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за №. ДД.ММ.ГГГГ Джанкойским БТИ право собственности на указанное домовладение зарегистрировано за Крус А.А. С момента приобретения дома истец вселилась в него с семьей, продолжает пользоваться домом непрерывно, добросовестно и открыто как своим собственным, уплачивает коммунальные услуги. За время владения домом никто из третьих лиц не истребовал имущество из его владения, ответчик Крус А.А. умер.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Крус А.А. заменен на надлежащего ответчика Администрацию Островского сельского поселения Первомайского района Республики Крым с исключением из числа третьих лиц.
Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Островского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, ее представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно Договору купли-продажи, удостоверенному ДД.ММ.ГГГГ государственным нотариусом Первомайской государственной нотариальной конторы Смирновой Л.В., зарегистрированному в реестре за №, колхоз «<данные изъяты>» продал, а гражданин Крус А.А. купил целый жилой дом с надворными пристройками, расположенный по адресу: <адрес>, право личной собственности на который зарегистрировано в Джанкойском БТИ за гражданином Крус А.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилого фонда по адресу: <адрес>, в графе «Сведения о принадлежности жилого дома (домовладения)» собственником указан Крус А.А., документы, удостоверяющие право личной собственности - Договор купли-продажи, удостоверенный Первомайской нотконторой ДД.ММ.ГГГГ, реестр №; в разделе «Характеристика строений и сооружений» указаны: жилой дом лит «А», гараж лит. «Б», сараи литеры «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», уборная лит. «З», ограждение 1-2.
Согласно договору купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в простой письменной форме, Крус А.А. продал Квасинской М.А. за 1600 гривен жилой дом с хозяйственными постройками, который принадлежит продавцу Крус А.А. на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом по реестровому номеру № и зарегистрированному в Джанкойском БТИ ДД.ММ.ГГГГ в реестре №; стороны договорились, что с момента подписания данного договора дом с постройками передан Квасинской М.А. в собственность.
Согласно похозяйственной книге № Островского сельского совета за 2001-2005 годы, главой хозяйства по адресу: <адрес> в <адрес> указан Крус А.А., также в книге указаны: ФИО7 – жена, ФИО8 – дочь, Крус А.А. – сын, имеется запись: «выбыли в <адрес> в 2002 году», лицевой счет закрыт.
Согласно похозяйственным книгам №, 4 и 6 Островского сельского совета за 2006-2015 годы, главой хозяйства по адресу: <адрес>, указана Квасинская М.А., а также члены ее семьи.
Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>, Крус А.А. и члены его семьи выписаны ДД.ММ.ГГГГ; Квасинская М.А. указана как прибывшая в 2004 года из <адрес> на постоянное место жительства, паспорт <данные изъяты> №, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Островского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, жилой дом по адресу: <адрес>, на балансе Администрации Островского сельского поселения не состоит.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, по имеющимся архивным сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> Крус А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с регистрации как умерший ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно копии актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной <данные изъяты> отделом регистрации актов гражданского состояния <данные изъяты> городского управления юстиции АРК, Крус А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к имуществу Крус А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Правоотношения в части возникновения у истца права собственности на спорное недвижимое имущество возникли на основании законодательства Украины, а потому при рассмотрении спора суд в этой части применяет нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действовавшие на момент их возникновения, а также нормы законодательства Российской Федерации, действующие на момент рассмотрения данного спора. Правовой режим имущества определяется с учетом законодательства, которое было действующим на момент создания (приобретения) соответствующего имущества, при этом его дальнейшее изменение не должно приводить к ухудшению положения владельца имущества.
В соответствии со ст. 344 ГК Украины, лицо, которое добросовестно завладело чужим имуществом и продолжает открыто, непрерывно владеть недвижимым имуществом на протяжении десяти лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность), если другое не установлено этим Кодексом. Право собственности на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает по приобретательной давности с момента государственной регистрации. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 234 ГК РФ: лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При этом ни ГК Украины, ни ГК РФ, не содержат запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.). Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений не содержат ни ст. 344 ГК Украины, ни ст. 234 ГК РФ.
Как указано в абзаце первом пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В соответствии с пунктом 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них. Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено представленными доказательствами, что Квасинская М.А. владеет жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным с 2004 года по настоящее время, открыто, добросовестно и непрерывно. В течение всего срока владения имуществом никто претензий о его возврате не предъявлял.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что имеются законные основания для признания за истцом права собственности на указанный жилой дом с надворными постройками в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 5 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковое заявление Квасинской М.А. к Администрации Островского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - удовлетворить.
Признать за Квасинской М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом литер «А», общей площадью <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками: гараж литер «Б», которые расположены по адресу: <адрес>, в порядке приобретательной давности.
Право собственности на указанное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21 февраля 2020 года.
Председательствующий: