дело № 2-477/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Настенко ТН, при секретаре Лазаревой В.А.,
с участием: представителя процессуального истца заместителя прокурора Булатовой О.С.,
представителя ответчика МБОУ «Средняя школа №4» Переваловой О.В., действующей на основании распоряжения от 30.06.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа №4», администрации г. Ачинска, Управлению образованием администрации г. Ачинска о возложении обязанности по приведению оснащения помещения медицинского блока в соответствие с установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних граждан обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что в ходе проверки выявлены нарушения требований ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2912.2012 г. № 273-ФЗ в части комплектования медицинского кабинета. В МБОУ «Средняя школа №4» имеется медицинский блок, который передан по договору безвозмездного пользования от 25.08.2015 г. КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства №2» (далее КГБУЗ «ККЦОМД №2»). Однако проверкой установлено, что в медицинском блоке отсутствует обязательный перечень медицинского оборудования, предусмотренный Приказом Минздрава России от 05.11.2013 г. № 822н, что подтверждается актом от 01.12.2017 г. Охрана здоровья обучающихся включает в себя в т.ч. оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организаций, осуществляющей образовательную деятельность.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Администрации г. Ачинска, Управлению образованием администрации г. Ачинска также обязаны привести оснащение помещения медицинского блока в соответствие с установленными требованиями, поскольку на них возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным образовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях.
Просит обязать МБОУ «Средняя школа №4», администрацию г. Ачинска, Управление образованием администрации г. Ачинска привести оснащение помещения медицинского блока в МБОУ «Средняя школа №4» в соответствие с установленными требованиями и дополнительно укомплектовать помещение медицинского блока мебелью, оргтехникой, медицинскими изделиями согласно перечню, указанному в Стандарте оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным Приказом Минздрава России от 05.11.2013 г. № 822н (л.д. 2-8,60-61).
В судебном заседании представитель процессуального истца заместитель прокурора Булатова О.С. исковые требования поддержала, просила установить срок для исполнения решения суда 1 месяц с момента вступления решения суда в силу.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №4» Перевалова О.В. по иску не возражала, представила письменный отзыв (л.д.55), пояснила, что в Управление образованием администрации г. Ачинска подана заявка на выделение денежных средств для приобретения недостающего оборудования в медицинском блоке, которые будут выделены в 2018 году. С учетом процедуры корректировки бюджета просила установить срок для исполнения решения суда до сентября 2018 года.
Представитель ответчика администрации г. Ачинска в суд не явился, извещен, в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, против иска возражает, указав, что полномочия администрации г. Ачинска определены в Уставе города Ачинска, в которые не входит утверждение бюджета, установление расходных обязательств муниципального образования. Ведение бюджетного учета, организация исполнения бюджета города, управление доходами и расходами бюджета, возложено на Финансовое управление администрации г. Ачинска, являющимся уполномоченным органом по управлению средствами бюджета города и обращающий правами юридического лица. В связи с этим, считает, что администрации г. Ачинска является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д.12).
Представитель ответчика Управление образования администрации г. Ачинска в суд не явился, извещен, в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что 17.05.2017 г. проведено совещание с КГБУЗ «ККЦОМД №2» и принято решение до 01.07.2017 г. утвердить и согласовать перечень необходимого оборудования для оснащения медицинских кабинетов в образовательных организациях, который до настоящего времени не разработан. 25.05.2017 г. в КГБУЗ «ККЦОМД №2» направлено письмо с просьбой о рассмотрении предложений для включения в договоры на организацию медицинского обслуживания информации по перечню оборудования, ответ на который не последовал. Просит при принятии решения учесть, что в МБОУ «Средняя школа №4» имеется медицинский кабинет, который должен иметь оборудование для оказания первой медико-санитарной помощи при наличии медработников определенной квалификации и выполняемой ими фактической работы, а также то, что некоторое оборудования в Стандарте указано в качестве рекомендуемого (л.д.21-23).
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст.ст.20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, детство находятся под защитой государства, и каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.
Указанные положения согласуются с положениями Конвенции ООН о правах ребенка (принята Государственной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года), согласно которой государства - участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Статьёй 6 указанной Конвенции предусмотрено, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие, а в ст. 24 данной Конвенции закреплено, что государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к услугам системы здравоохранения и принимают необходимые меры, в том числе для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.
В соответствии с п.3 и п.6 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ч.1 ст. 54 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья (ч.1). Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч.3).
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) установлен Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (далее Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной.
Согласно п. 4 Порядка организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с Порядком, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность (п.6). В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации (п.7). Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (п.8). Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к настоящему Порядку) (п.11).
Согласно Положению об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях являющимся Приложением №1 к Порядку (далее Положение), целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний (п.3). Оснащение медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом (п.10). Положения, распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся (п.15).
В соответствии с Приложением N 3 к Порядку, Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, предусматривает наличие обязательного количества медицинских изделий и оборудования согласно приведенному перечню.
Согласно примечанию к указанному стандарту, наличие в отделении медицинской помощи Анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) и Аппаратно-программного комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма носит рекомендательный характер.
Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение, соответствующее установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что согласно Уставу МБОУ «Средняя школа №4» является общеобразовательной организацией (п. 1.7). Предметом деятельности МБОУ «Средняя школа №4» является оказание муниципальных образовательных услуг по образовательным программам общего образования (п.2.2.). Финансовое обеспечение деятельности МБОУ «Средняя школа №4» осуществляется за счет средств субсидий, средств, полученных от приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена законодательством (п.1.10), (л.д.82-109).
Между МБОУ «Средняя школа №4» и КГБУЗ «ККЦОМД №2» заключен договор на организацию медицинского обслуживания учащихся от 02.03.2017 г., договор на передачу в безвозмездное пользование помещения медицинского кабинета от 25.08.2015 г. (л.д.28,73), КГБУЗ «ККЦОМД №2» выдана лицензия от 18.09.2017 г. на осуществление медицинской деятельности в помещении медицинского кабинета МБОУ «Средняя школа №4» (л.д.63-64).
В письме от 10.05.2017 г. КГБУЗ «ККЦОМД №2» просил в срок до 17.07.2017 г. дооснастить медицинский кабинет в соответствии с требованиями Стандарта (л.д.57,58), в связи с чем, МБОУ «Средняя школа №4» с 12.05. 2017 г. начата работа по приведению оснащения медицинского кабинета в соответствие с требованиями Стандарта (л.д.59), 29.05.2017 г., 04.12.2017 г., 30.01.2018 г. в Управление образованием администрации г. Ачинска направлено ходатайство о выделении дополнительных финансовых средств для приобретения недостающего оборудования для медицинского кабинета (л.д.60,61,67-69), расходы на которые включены в дополнительную потребность проекта реестра расходов разового характера на 2018 год (л.д.110).
Из акта от 01.12.2017 г. следует, что в МБОУ «Средняя школа №4» имеется медицинский кабинет. Однако, оснащение медицинского кабинета не соответствует стандартам оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, указанным в Приложении № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н, а именно отсутствуют: плантограф, оториноскоп с набором воронок, анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер), аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу).
Кроме того, количество некоторых медицинских изделий, имеющихся в медицинском блоке, не соответствует количеству, предусмотренному Стандартом оснащения, а именно: динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) 1, должно быть 4; ширма медицинская 1, должно быть 2; носилки 1, должно быть 2 (л.д.8-10).
Судом установлено, что в нарушение требований Стандарта в помещении медицинского кабинета до настоящего времени отсутствует: 4 динамометра кистевых 2-х видов (для детей разных возрастных групп; 1 плантограф, 1 оториноскоп с набором воронок, 1 аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), 1 носилки (л.д.114).
Наличие остального оборудования представитель истца не оспаривал.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на МБОУ «Средняя школа №4» обязанность по оснащению помещения медицинского кабинета в соответствии с требованиями вышеуказанного Стандарта в части недостающего оборудования, за исключением Анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) и Аппаратно-программного комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, поскольку наличие данных медицинских изделий носит рекомендательный характер.
Между тем, суд не находит оснований для возложения на администрацию г. Ачинска, Управление образованием администрации г. Ачинска обязанности по оснащению медицинского кабинета недостающими медицинскими изделиями по следующим основаниям.
Согласно ст. 9.1 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях" муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием (ч.1).Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ч.2).
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (ч.3).
Судом установлено, что согласно Уставу МБОУ «Средняя школа №4» является бюджетным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование город Ачинск. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образованием Администрации г. Ачинска (л.д.84).
В соответствии с Положением, учредителем Управления образованием администрации города Ачинска является муниципальное образование город Ачинск. Администрация города Ачинска является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.1.5,1.6). Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета города Ачинска на основании бюджетной сметы (п.1.13). Целями и задачами Учреждения является обеспечение уставной деятельности муниципальных образовательных организаций г. Ачинска (п.2.1.3.). Управление является казенным учреждением (п.1.11), (л.д.42).
Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (ч.3).
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ч.1).
Таким образом, закон не предусматривает возможность возложения солидарной ответственности на основного и субсидиарного должников. Требование к лицу, несущему субсидиарную ответственность, может быть предъявлено, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование. Между тем, истцом не заявлено требований о привлечении администрации г. Ачинска, Управление образованием администрации г. Ачинска к субсидиарной ответственности, и таковых оснований не имеется, поскольку, МБОУ «Средняя школа №4» принимает меры к оснащению медицинского кабинета в соответствии с требованиями Стандарта.
На основании изложенного, поскольку именно образовательная организация обязана предоставить медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, а также то, что в данном случае оснований для применения солидарной ответственности не имеется, исковые требования к администрации г. Ачинска, Управлению образованием администрации г. Ачинска удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая предусмотренную законом процедуру корректировки бюджета и выделения дополнительных денежных средств из бюджета, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.09. 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать МБОУ «Средняя школа №4» в срок до 01 сентября 2018 года привести оснащение медицинского кабинета, расположенного в по адресу г. Ачинск, ул. Ленина, 12 в соответствии с требованиями Приложения №3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) и дополнительно укомплектовать следующими медицинскими изделиями: динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп – 4 штуки; плантограф – 1 штука, оториноскоп с набором воронок – 1 штука, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 штука, носилки – 1 штука.
Отказать в удовлетворении исковых требований к администрации г. Ачинска, Управлению образованием администрации г. Ачинска
Взыскать с МБОУ «Средняя школа №4» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинска госпошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2018 года.
Судья Настенко Т.Н.