Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2016 (2-6979/2015;) ~ М-6845/2015 от 07.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи                         Митиной Е.А.,

при секретаре                                 Вороновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по исковому заявлению Ерофеева А.Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара об обязании включить периоды в трудовой стаж, назначении страховой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л:

Ерофеев А.Г. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что он является *** пенсионером с дата., ему назначена пенсия за выслугу лет. По достижении возраста *** он обратился к ответчику с заявлением от дата. об установлении ему страховой пенсии по старости на основании ст. 35 Федерального Закона «О страховых пенсиях». В установлении страховой пенсии истцу было отказано в связи с невозможностью зачесть в трудовой стаж истца периоды с дата. по дата. регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, за которые истец дохода не имел, страховые взносы в ПФ не перечислял, отсутствием одного из условий для назначения пенсии- требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – ***, т.к. размер данного коэффициента у истца составил -***. Не согласившись с данным решением ответчика, истец указывает, что до дата. назначение трудовой пенсии не ставилось в зависимость от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а до дата военные пенсионеры были освобождены от уплаты страховых взносов, что подтверждено определением Конституционного суда РФ №223-О от 24.05.2005г.

На основании изложенного, просил суд обязать ответчика учесть его трудовой стаж с дата. по дата. и с дата. по дата. при начислении страховой части пенсии; обязать ответчика пересмотреть вопрос о назначении ему страховой пенсии. С учетом последующего дополнения исковых требований просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии на момент достижения им *** возраста.

В судебном заседании Ерофеев А.Г.заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара по доверенности –ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на исковое заявление, просила суд отказать в их удовлетворении.

    Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего при назначения пенсий до 01.01.2015г., право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии по старости исчисляется по формуле с учетом страхового (общего трудового) стажа и средней заработной платы.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015г., право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В силу п. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Судом установлено, что Ерофеев А.Г., дата г.р., был поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя дата., снят с учета дата. и с дата. вновь был поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

С дата. деятельность индивидуального предпринимателя Ерофеева А.Г. прекращена, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя серии №....

Из материалов дела следует, что дата. истец обратился в Управление Пенсионного Фонда в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости.

Рассмотрев данное заявление истца, решением Управления Пенсионного Фонда в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара (протокол №... от дата.) истцу в установлении страховой пенсии было отказано в связи с невозможностью зачесть в его трудовой стаж периодов с дата. по дата., а также со ссылкой на отсутствие одного из условий для назначения пенсии- требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 6,6, т.к. размер данного коэффициента у истца составил -***.

В силу п.п. 1,3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Отказывая истцу во включении в страховой стаж периода работы с дата. по дата., пенсионным органом указано, что в данный период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя истец дохода не имел, страховые взносы в ПФ не перечислял.

Установлено, что ответчиком не был включен в трудовой стаж истца также период с дата. по дата., поскольку в данный период истцом не уплачивались страховые взносы в ПФ в виде фиксированного платежа.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным ФЗ от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В части четвертой ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установлено, что лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным Законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судам следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных ими страховых взносов.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В п. п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в п. п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582, предусмотрено, что страхователи, являющиеся военными пенсионерами, т.е. получающими пенсии, установленные в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, не уплачивают фиксированный платеж.

Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О.

Конституционный Суд Российской Федерации определил, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начиная с 24 мая 2005 г. (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).

Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, изложенная в пункте 3 Правил, носила временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в силу Закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ.

Закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, т.е. на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 1 января 2007 года. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.

С 1 октября 2008 г. вступил в силу (частично) Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Пунктом 7 статьи 5 Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 данного Закона предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Эта норма распространяется и на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 октября 2008 г., т.е. с момента вступления в силу Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 14 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

«Страховая пенсия» согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что условием для назначения истцу страховой пенсии является необходимость уплаты соответствующих страховых взносов в период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с дата. по дата., к которым на тот момент приравнивались: единый социальный налог (взнос), единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014г. №1051), а также взносов в ПФ в виде фиксированного платежа в период с дата. дата.

Доказательств того, что в спорные периоды истцом уплачивались вышеуказанные взносы в ПФ суду не представлено. При установленных обстоятельствах суд считает решение ответчика о не включении данных периодов в трудовой стаж истца для назначения страховой пенсии правомерным.

С учетом вышеизложенного, страховой стаж, учтенный при расчете размера страховой пенсии по старости истцу составил ***, при этом величина индивидуального пенсионного коэффициента согласно представленному ответчиком расчету составила – ***. С данным расчетом суд соглашается.

Доводы истца о том, что пенсионным органом не произведена индексация его пенсионного капитала в целях обоснованности исчисленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (***), также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.06.2002 N 407 "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" расчетный пенсионный капитал (РПК) является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

Согласно п.6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке: при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Из предоставленных на обозрение суду материалов пенсионного дела Ерофеева А.Г. следует, что с дата. РПК истца составил -***, размер индексации – ***, что на конец периода составляет- ***. Указанная сумма РПК была принята ответчиком в основание расчета размера страховой части пенсии на дата. для последующего определения величины индивидуального пенсионного коэффициента истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при учете пенсионных прав истца ответчиком правомерно установлено отсутствие одного из необходимых условий для назначения страховой пенсии по старости- требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента ***, что является основанием для отказа истцу в назначении страховой части пенсии на основании представленного им заявления от дата.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ерофеева А.Г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата.

Судья (подпись)                     Е.А. Митина

    Копия верна.

Судья                                     секретарь

2-481/2016 (2-6979/2015;) ~ М-6845/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ерофеев А.Г.
Ответчики
УПФ РФ по Октябрьскому и Советскому районам г. Самары
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Митина Е. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
07.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2015Передача материалов судье
14.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2016Предварительное судебное заседание
28.01.2016Судебное заседание
09.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2016Судебное заседание
16.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2016Дело оформлено
29.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее