Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сызрань 25 июня 2020 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
с участием адвоката Бурдыкина О.Ю.
при секретаре Бирюковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1551/2020 по административному иску Лапина М. В. к Администрации г.о. Сызрань, К. У. архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Сызрань об оспаривании рекомендаций по результатам публичных слушаний, признании постановления незаконным,
у с т а н о в и л:
Административный истец Лапин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением и просил признать рекомендации по результатам публичных слушаний Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Сызрань, подготовленных на основании заключения о результатах слушаний от <дата> незаконными и отменить, признать постановление Администрации г. Сызрани за № *** от <дата> о предоставлении Чугункину Н.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке из земель населенных пунктов, кадастровый № ***, площадью 254 кв.м, адрес: <адрес>, включающее в себя уменьшение предельного минимального отступа здания от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 1 м. - незаконным и отменить.
В обоснование своих требований истец указал на то, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата> он является собственником земельного участка, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 530 кв.м., с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, уч. № ***. Собственником соседнего участка, по адресу: <адрес> является Чугункин Н.В., который в начале 2019 года подал заявление на предоставление ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке из земель населенных пунктов, включающее в себя уменьшение предельного минимального отступа здания от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 0 м.
<дата> в ходе открытого обсуждения в рамках публичных слушаний, которые проводились с участием Административного истца Чугункиным Н.В. было уточнено заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 1 м.
При проведении открытого обсуждения в рамках публичных слушаний по вышеуказанному вопросу Административный истец - Лапин М.В. и в первом и втором случае категорически возражал по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и настаивал на том, чтобы компетентный орган отказал Чугункину Н.В. в предоставлении последнему такого разрешения, что также подтверждается направлением в адрес Комиссии дополнительного заявления от <дата>.
Несмотря на категорический отказ Административного истца по вопросу предоставления Чугункину Н.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки <адрес> Самарской области были подготовлены рекомендации о предоставлении Чугункину Н.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Уже, <дата> на основании данных рекомендаций по результатам публичных слушаний Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки <адрес> Самарской области, подготовленных на основании заключения о результатах публичных слушаний от <дата> Административным ответчиком было вынесено постановление Администрации <адрес> за № *** о предоставлении Чугункину Н.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке из земель населенных пунктов, кадастровый № ***, площадью 254 кв.м, адрес: <адрес>, включающее в себя уменьшение предельного минимального отступа здания от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 1 м.
Административный истец считает, что вышеуказанные рекомендации по результатам публичных слушаний Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Сызрань Самарской области и постановление Администрации <адрес> Самарской области № *** от <дата> являются незаконными и нарушают его права, свободы и законные интересы, а также создают препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В ходе судебного разбирательства административный истец Лапин М.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы изложенные выше.
Представитель Администрации г.о. Сызрань в судебном заседании в лице Калининой Е.А. против требований возражала, ссылаясь на необоснованность заявленных требований.
Представитель К. У. архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Сызрань в лице секретаря Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.о. Сызрани Антоновой О.Ю. в судебном заседании против требований возражала, ссылаясь на то, что заявленные требования Лапина М.В. не основаны на нормах действующего законодательства и противоречит имеющимся обстоятельствам по делу.
Заинтересованное лицо Чугункин Н.В. в судебном заседании против требований возражал, поддержал доводы изложенные представителем ответчика К. У. архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Сызрань Антоновой О.Ю.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд полагает административный иск Лапина М.В. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями ст. 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ РФ №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Градостроительный кодекс РФ относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (ст. 2 ГрК РФ).
Как следует из Определения Конституционного суда РФ № 931-0-0 от 15.07.2010 - к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность » участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. д ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе и природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-0), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно ч. 7 ст. 40 ГрК РФ - физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата> Лапин М.В. является собственником земельного участка, назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 530 кв.м, с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, уч. № ***.
Собственником соседнего участка, по адресу: <адрес> является Чугункин Н.В., который подал заявление на предоставление ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке из земель населенных пунктов, включающее в себя уменьшение предельного минимального отступа здания от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 0 м.
<дата> в ходе открытого обсуждения в рамках публичных слушаний, которые проводились с участием административного истца Лапина М.В., Чугункиным Н.В. было уточнено заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 1 м.
Как установлено судом, при проведении открытого обсуждения в рамках публичных слушаний по вышеуказанному вопросу административный истец - Лапин М.В. не возражал по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с 3 м. до 1 м., что подтверждается протоколом публичных слушаний от <дата>, заключением о результатах публичных слушаний от <дата>.
Постановлением № *** от <дата> Администрации г. Сызрани Чугункину Н.В. было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке, площадью 254 кв.м. по <адрес> г. Сызрани, включающее в себя уменьшение предельного минимального отступа здания от границы земельного участка с стороны бокового двора, смежного с земельным участком по <адрес> с 3 м. до 1 м.
В соответствии с «Правилами землепользования и застройки городского округа Сызрань», утвержденных Решением Думы г.о. Сызрань от 30.03.2011 № 16, а именно ч. 1 ст. 55 указанных Правил, установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилой зоне Ж- которые соответственно изложены в таблицах 1, 3, 4, 7, 11 ст. 56 Правил.
В соответствии со ст. 56 Правил таблицы 1 установлен минимальный отступ зданий, строений, сооружений со стороны, бокового двора - 3 м., со стороны заднего двора - 3 м., со стороны, выходящей на улицу - 5 м., на проезд - 3 м., а также максимальный процент застройки участка 60% (254 кв.м, х 0.6 = 152.4 кв.м.).
Статьей 54 Правил землепользования и застройки г.о. Сызрань, утвержденных Решением Думы г.о. Сызрань от 30.03.2011 № 16 определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилых зонах, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений
Так, согласно п. 29 ст. 54 указанных выше Правил минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений от границ существующего земельного участка с остальных сторон – 3 м.
Согласно п. 30 ст. 54 указанных выше Правил минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений на вновь сформированных земельных участках для индивидуального жилищного строительства от границ земельного участка: со стороны, выходящей на улицу любой категории - 5 м, со стороны, выходящей на проезд - 3 м, о стороны заднего двора - 3 м, со стороны бокового двора (в случае когда блок является крайним) - 1 м.
Статьей 54 Правил землепользования и застройки г.о. Сызрань так же определен и максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Так, согласно п. 47 ст. 54 указанных выше Правил максимальный процент застройки в границах земельного участка для индивидуальной жилой застройки составляет 60 %.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
С учетом всех обстоятельств суд полагает, что требования Лапина М.В. о признании рекомендации по результатам публичных слушаний Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Сызрань, подготовленных на основании заключения о результатах слушаний от <дата> и постановления Администрации г. Сызрани за № *** от <дата> о предоставлении Чугункину Н.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке из земель населенных пунктов, кадастровый № ***, площадью 254 кв.м, адрес: <адрес>, включающее в себя уменьшение предельного минимального отступа здания от границы земельного участка со стороны бокового двора, смежного с земельным участком № *** по <адрес> с 3 м. до 1 м. незаконными, удовлетворению не подлежат, поскольку рекомендации по результатам публичных слушаний Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Сызрань, подготовленных на основании заключения о результатах слушаний от <дата> и постановление Администрации г. Сызрани за № *** от <дата> приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом доводы административного истца в части того, что при проведении открытого обсуждения в рамках публичных слушаний по вышеуказанному вопросу административный истец - Лапин М.В. категорически возражал по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и настаивал на том, чтобы компетентный орган отказал Чугункину Н.В. в предоставлении последнему такого разрешения, суд считает не состоятельными, что противоречит обстоятельствам установленным судом в ходе рассмотрения дела, а так же протоколу публичных слушаний от <дата>, заключением о результатах публичных слушаний от <дата>.
Иных доказательств в подтверждение заявленных требований административным истцом суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Лапина М. В. к Администрации г.о. Сызрань, К. У. архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Сызрань об оспаривании рекомендаций по результатам публичных слушаний, признании постановления незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Сызранский горсуд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года.
Судья: Сорокина О.А.