Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 25 апреля 2016 года дело № 2-4479/2016
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Ходжиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Тюмени к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, <данные изъяты> Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Шидину М.С., Управлению федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Администрация города Тюмени обратился в суд с заявлением к МОИП УФССП России по Тюменской области, <данные изъяты> МОИП УФССП России по Тюменской области Шидину М.С., УФССП России по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительским производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что решением Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на Администрацию города Тюмени возложена обязанность по предоставлению Шаньгиной Е.В. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям применительно к условиям г. Тюмени, находящегося в черте города Тюмени, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области с Администрации города Тюмени взыскивается исполнительский сбор в размере <данные изъяты>. Однако Администрация города Тюмени не имела возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам, а именно: в Администрации города Тюмени в период с момента вынесения решения суда до настоящего времени отсутствуют свободные жилые помещения. Учитывая, что Администрация города Тюмени, действует в рамках предоставленных бюджетных полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение вышеуказанного решения суда в кратчайшие сроки в нарушение норм действующего бюджетного законодательства не представляется возможным.
В соответствии с Положением «О бюджетном процессе в городе Тюмени», утвержденным решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, бюджет города Тюмени представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций муниципального образования городской округ город Тюмень на очередной финансовый год и плановый период.
Решение суда по данному делу было принято ДД.ММ.ГГГГ Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Тюмени – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 8 Положения бюджетном процессе в городе Тюмени Администрация города Тюмени вносит на рассмотрение и утверждение в Тюменскую городскую Думу проект решения о бюджете города не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что на указанную дату решение Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу, в проект бюджета на ДД.ММ.ГГГГ не были включены расходы на обеспечение жилищных прав Шаньгиной Е.В.
Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени обратился в департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений для отселения граждан.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Тюмени обратилась в Центральный районный суд города Тюмени с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На дату подачи заявления судебное заседание не назначено, заявление об отсрочке исполнения решения суда не рассмотрено.
Представитель истца Администрации города Тюмени Протопопова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, заинтересованные лица <данные изъяты> Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Шидин М.С., третье лицо Шаньгина Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Администрации города Тюмени подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации города Тюмени на основании решения Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №
ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации города Тюмени поступило требование об исполнении решения Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № в <данные изъяты> срок.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени предоставило судебному приставу-исполнителю МО по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО4 информацию о ходе исполнения решения суда.
Согласно ст. 428 ГПК РФ, исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Статья 64 указанного Федерального закона предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор.
Частью 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона).
Исходя из положений ч. 7 ст. 112 Закона, суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В данном случае заявителем не оспаривалось само постановление о взыскании исполнительского сбора, а предъявлен иск об освобождении от его уплаты. Возможность такого освобождения при определенных условиях прямо предусмотрена ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательств (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Поэтому часть 1 статьи 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области вынесено постановление о взыскании с должника Администрации города Тюмени исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, должнику - Администрации города Тюмени установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе <данные изъяты> дней в отношении взыскателя Шаньгиной Е.В.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени направлено письмо и.о. директора департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени о выделении денежных средств для обеспечения жилищных прав Шаньгиной Е.В.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени в Центральный районный суд г. Тюмени подано заявление об отсрочке исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 8 Положения бюджетном процессе в городе Тюмени Администрация города Тюмени вносит на рассмотрение и утверждение в Тюменскую городскую Думу проект решения о бюджете города не позднее 15 ноября текущего года.
Поскольку в соответствии со ст. 8 Положения бюджетном процессе в городе Тюмени Администрация города Тюмени вносит на рассмотрение и утверждение в Тюменскую городскую Думу проект решения о бюджете города не позднее ДД.ММ.ГГГГ, на указанную дату ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу, в проект бюджета на ДД.ММ.ГГГГ не были включены расходы на обеспечение жилищных прав Шаньгиной Е.В. Вопрос о направлении средств на финансирование расходов на исполнение решения суда будет рассмотрен при составлении проекта бюджета города Тюмени на ДД.ММ.ГГГГ
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о предоставлении жилого помещения Администрацией города Тюмени не представлялось возможным. Учитывая, что со стороны Администрации города Тюмени принимались меры к исполнению решения суда, а именно действия по поиску и приобретению жилых помещений, суд считает необходимым освободить должника от уплаты исполнительского сбора, в связи с отсутствием вины в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 11, 12, 56, 67, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации города Тюмени к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, <данные изъяты> Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области Шидину М.С., Управлению федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию города Тюмени от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительским производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 29 апреля 2015 года.
Судья А.А. Жижин