Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1397/2016 ~ М-1360/2016 от 15.09.2016

Дело №2-1397/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2016 года                        г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Аршинюк О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котемако Ю.С. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району о признании незаконным бездействия, связанного с невыплатой компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

УСТАНОВИЛ:

23 января 2012 года Правительством Амурской области в рамках реализации подпрограммы «Развития ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» принято постановление №20 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов». <Дата обезличена> между истцом и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил истцу кредит в сумме <данные изъяты> рублей под 13% годовых на срок 240 месяцев на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Истец, являясь получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов муниципальных образований обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору. Ответчиком принято решение о предоставлении истцу компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору. Согласно п.12 Положения №20 «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов» предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путём их перечисления на банковский счёт члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении. Однако, выплата компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу за период с декабря 2013 года по ноябрь 2015 года не произведена, в связи с чем, образовалась задолженность в сумме 254497 руб. 46 коп.

Истец обратилась в суд с настоящим иском, просит признать незаконным бездействие ответчика в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, обязать ответчика осуществить ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с декабря 2013 года по ноябрь 2015 года в сумме 254497 руб. 46 коп., а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В судебное заседание истец не явилась, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, в отзыве на иск заявленные требования не признал, указав, что истец является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов муниципальных образований. Впервые с заявлением истец обратилась 20 января 2014 года. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до 01.01.2014 в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утв. постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 №617. Начиная с 01.01.2014, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утв. постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объём средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объёмов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. №20 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов». Согласно п.10 Положения №20 выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству на текущий год. Согласно п.12 Положения №20 предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении. Согласно п.5 Положения № 20 размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Согласно ст.83 БК РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. В 2014 году доведено средств на сумму 350000 рублей, выплачено 350000 рублей. Долг перед гражданами на 01.01.2015 г. составил 6654218,54 рубля, в том числе задолженность перед физическими лицами 6563230,98 рублей и 90897,56 рублей услуги банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц. В 2016 году ответчику доведены лимиты на сумме 216200,73 руб., фактически выплачено 216200,73 руб. В соответствии с п.10 Положения №20 предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения. В 2013 году и в январе 2014 года выплаты производились по заявлениям, поданным до 31 октября 2013 года. Истцу выплаты не производились, т.к. первое заявление и пакет документов были представлены после 31 октября 2013 года. Задолженность перед истцом на 03 октября 2016 года составляет 254497 руб. 46 коп. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением №20, в необходимом объёме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Считаем, что управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением № 20: документы от заявителей принимались, расчёт суммы выплаты осуществлялся ежемесячно, заявки на финансирование своевременно формировались и направлялись в министерство социальной защиты населения Амурской области. Управление является казённым учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам понесённые ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам без предоставления финансирования, не представляется возможным. Таким образом, ответчик не усматривает нарушений действующего законодательства, поскольку причины невыплаты денежных средств из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, не зависят от работников управления. Просит в иске отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - правительства Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы».

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 утратило силу с 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов.

Судом установлено, что <Дата обезличена> между истцом и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил истцу кредит в сумме <данные изъяты> рублей под 13% годовых на срок 240 месяцев на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

20 января 2014 года истец обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья за счёт средств областного бюджета, как молодой семье.

Решением ГКУ АО УСЗН по <адрес> и Зейскому району №9 от 20.01.2014 года расходы по уплате процентов по кредитному договору от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, приняты к компенсации.

Между тем, с декабря 2013 года по ноябрь 2015 года выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу не осуществляются. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району, сумма компенсации части процентов по ипотечным кредитам, подлежащая выплате истцу составляет 254497 руб. 46 коп.

В рамках настоящего дела истец ставит вопрос о признании незаконным бездействия управления, связанного с уклонением от выплаты указанных средств.

Судом установлено и не оспаривается истцом, а также подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введённой с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с декабря 2013 года по ноябрь 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что истец в установленные законодательством сроки подтверждала своё намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставив необходимые документы.

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40000 тыс. рублей.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года №20 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» постановление Правительства Амурской области от 23 января 2012 года №20 об утверждении вышеуказанного Положения, признано утратившим силу.

Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений, постановление Правительства Амурской области от 23 января 2012 года №20 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов» являлось действующим и определяло условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам. Обратной силы настоящему Постановлению не придано, в связи с чем, его нормы подлежат применению при разрешении настоящего спора.

Так, согласно п.1 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов, настоящее Положение устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области.

В силу п.3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, имеют молодые семьи:1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года; 2) проживающие на территории Амурской области; 3) заключившие с 01 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более 2000000 рублей, в обеспечение обязательств по которому, установлена ипотека кредитуемого объекта.

Согласно пп. 5-8 указанного Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьёй процентов по кредитному договору за месяц.

Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.

Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казённое учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в день обращения молодой семьи с заявлением осуществляет приём и регистрацию заявления и представляемых с ним документов в журнале учёта документов по социальной выплате по форме согласно приложению №3 к настоящему Положению, заверяет копии документов.

ГКУ УСЗН рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям №4, №5 к настоящему Положению.

В случае, если вместе с заявлением не представлены все документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» пункта 6 настоящего Положения, решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в ГКУ УСЗН документов, запрошенных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты принимается при первом обращении молодой семьи, за исключением случаев, установленных пунктом 10 настоящего Положения, и регистрируется.

ГКУ УСЗН выдаёт (направляет) молодой семье копию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

В соответствии с п.12 Положения, расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредита (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району, которые ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты, Управление не участвует в процессе формирования объёма финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведённого лимита.

В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании бездействия ответчика.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведённых конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идёт речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счёт средств областного бюджета.

С учётом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территорий Амурской области, а также функции ГКУ Амурской области УСЗН по г.Зея и Зейскому району, суд возлагает на ответчика обязанность выплатить истцу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в сумме 254497 руб. 46 коп. за период с декабря 2013 года по ноябрь 2015 года за счёт средств областного бюджета.

    Кроме того, на основании ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котемако Ю.С. удовлетворить частично.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району обязанность по выплате Котемако Ю.С. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору 211442 от <Дата обезличена> за период с декабря 2013 года по ноябрь 2015 года в сумме 254497 рублей 46 копеек, за счёт средств областного бюджета.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в пользу Котемако Ю.С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий                            С.Н.Куприянова

2-1397/2016 ~ М-1360/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Котемако Юлия Сергеевна
Ответчики
ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району
Другие
Министерство финансов Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Правительство Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2016Передача материалов судье
19.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2016Судебное заседание
11.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее