Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-599/2019 ~ М-422/2019 от 25.03.2019

Решение

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Конецкой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-599/19 по иску Самсонова Михаила Александровича к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением,

Установил:

Самсонов М.А. обратился в суд с названным иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, указав, что он является сыном умершего младшего сержанта запаса Самсоновой Т.А., которая проходила военную службу в войсковой части 44260 (п. Рощинский Волжского района Самарской области) и была уволена в запас 21 декабря 2007 года по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой лет в календарном исчислении 13 лет 7 месяцев 23 дня. 29 сентября 1995 года Самсоновой Т.А. и членам ее семьи на основании служебного ордера № 2293 было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого помещения Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года. До настоящего времени статус данного жилого помещения не изменился. 31 декабря 2010 года мать истца ФИО11 умерла после длительной болезни, так и не дождавшись получения жилого помещения. В период прохождения военной службы в июне 2005 года ФИО12 представила все необходимые документы, на основании которых она была признана жилищной комиссией войсковой части 44260 нуждающейся в получении постоянного жилого помещения. Эти документы и утвержденный командиром войсковой части 44260 протокол заседания жилищной комиссии были переданы в Чернореченскую КЭЧ района. 22 февраля 2019 года, Самсонов М.А. как член семьи умершего младшего сержанта запаса ФИО20 обратился с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании его нуждающимся в жилом помещении с учетом права умершего военнослужащего и предоставлении ему с составом семьи из 2 человек жилого помещения в г. Самара, однако решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № 08-01/07 от 19 марта 2019 года ему было отказано в принятии на учет нуждающихся, предоставляемых по договору социального найма. Истец полагает, что отказ начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» от 19 марта 2019 года № 08-01/07, неправомерен, так как он имеет право на обеспечение, с учётом права умершего военнослужащего, жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства, так как его мать ФИО19 до увольнения её с военной службы была признана нуждающейся в получении постоянного жилого помещения в г. Самара, и он как член ее семьи также имеет гарантии, предусмотренные п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Просил суд признать решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 19 марта 2019 года № 08-01/07 незаконным, признать за ним право на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительства в г. Самара за счет средств Министерства обороны РФ, обязать ответчика принять истца на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в городе Самара,

В судебном представитель истца – Товбин А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика- Юсов В.Б., действующий по доверенности, иск не признал, ссылаясь на законность вынесенного решения. Просил в иске отказать.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Закона N 76-ФЗ).

При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Закона N 76-ФЗ).

Положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают жилищные гарантии для военнослужащих и членов их семей, права которых производны от правового статуса самих военнослужащих, что соответствует правовой природе и предназначению данных гарантий.

Сохранение права членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, на получение жилой площади было предусмотрено абзацем первым пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавшим в момент смерти матери истца. С 1 января 2011 года это законоположение утратило силу, однако само право указанной категории граждан на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, было сохранено посредством его воспроизведения в абзаце первом пункта 3.1 той же статьи (введен Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ). В 2013 году федеральный законодатель расширил перечень оснований для предоставления жилищных гарантий членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, предусмотрев в указанном абзаце, что право на получение данных гарантий имеют не только члены семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях, но и имевшие основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" до гибели (смерти) военнослужащего. При этом действующая редакция абзаца первого пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) предусматривает - посредством отсылки к иным законоположениям - возможность предоставления жилых помещений членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, в избранном ими месте жительства.

Статья 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрены ст. 56 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане снимаются с учета в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.Пункт 10 вышеназванной Инструкции предусматривает основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, аналогичные указанным в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., согласно п. 10 вышеназванной Инструкции сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.

Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим.

Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.

Судом установлено, что Самсонов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО16

Мать истца ФИО17 являлась военнослужащим Министерства обороны РФ и уволена с военной службы 21.12.2007г. по достижению предельного возраста пребывания на военной службе на основании п. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 13 лет 7 месяцев 23 дня. Первый контракт о прохождении военной службы заключен до 01.01.1998 года. Приказом командира войсковой части № 254 от 21.12.2007 года исключена из списка личного состава части с 21.12.2007 года.

На основании ордера № 2293 от 29.09.1995 г. матери истца ФИО18 была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, в которой истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают по настоящий момент.

Мать истца ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

22 февраля 2019 года, Самсонов М.А. как член семьи умершего младшего сержанта запаса Самсоновой Т.А. обратился с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании его нуждающимся в жилом помещении с учетом права умершего военнослужащего и предоставлении ему жилого помещения в г. Самара.

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 19 марта 2019 года N 08-01/07 Самсонову М.А. было отказано в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, представляемому по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на указанном учете.

Суд не может согласиться с данными выводами ответчика.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Самсонов М.А. постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, т.е. по указанному адресу он постоянно проживает. Вместе с ним по данному адресу зарегистрированы и проживают члены его семьи –супруга, Самсонова А.В., несовершеннолетние дочери, Самсонова К.М., Самсонова В.М. Доказательств, подтверждающих изменение статуса данного жилого помещения со служебного, стороной ответчика суду не представлено.

Жилищные права членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего на жилище. Право членов семьи военнослужащего на жилище возникает при соблюдении следующих условий: наличие статуса «член семьи военнослужащего»; совместное проживание с военнослужащим; признание в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении.

Суд, исследовав все представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что ФИО28 в составе семьи 2 человека (она и сын, Самсонов М.А.) в период военной службы 26.06.2005 была признана нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Самаре. Данные обстоятельства подтверждаются электронной базой данных «Учёт» КЭЧ ПУрВО, а также списком нуждающихся в жилплощади военнослужащих в/ч 44260 ГлавКЭУ, Чернореченский по состоянию на 13.06.2007.

Именно на жилищную комиссию войсковой части возлагалась обязанность по рассмотрению и разрешению в установленном порядке рапортов военнослужащих о признании их нуждающимися в жилье, по принятию по ним необходимых решений (включая обязанность заблаговременно перед увольнением с военной службы уточнить обеспеченность военнослужащего жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами), а также по направлению соответствующих документов в довольствующие КЭЧ и иные специализированные жилищные органы.

Тот факт, что младший сержант запаса ФИО27 в период военной службы была внесена в электронную базу данных «Учёт» КЭЧ ПУрВО уже сам по себе свидетельствует о том, что командование войсковой части 44260 передало в Чернореченскую КЭЧ района протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 44260 о признании ее нуждающейся в постоянном жилом помещении.

Также в ходе рассмотрения дела судом был допрошен свидетель ФИО25 являвшийся в спорный период времени начальником штаба в/ч 44260 и членом жилищной комиссии, который пояснил, что ФИО26 была признана жилищной комиссией войсковой части нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Самаре, поскольку п. Рощинский был закрытым городком, жилье на период службы не получала, с учета нуждающихся не снималась.

Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они объективно подтверждаются иными доказательствами по делу и пояснениями сторон.

То обстоятельство, что согласно электронной базе данных «Учёт» КЭЧ ПУрВО ФИО24. снята с учета 21.12.2007 с отметкой «выбыла», суд не может принять во внимание. Дата снятия с учета нуждающихся совпадает с датой увольнения и исключения из списка личного состава войсковой части.

Однако, правовых оснований для снятия ФИО21 с учета нуждающихся в соответствии с действующим законодательством у жилищного органа не имелось. Жильем от Министерства Обороны РФ ФИО22 не была обеспечена, иного жилого помещения, кроме служебного, на момент смерти не имела. Доказательств изменения места жительства ФИО23 не имеется. До дня смерти она была зарегистрирована в служебной квартире. Таким образом, данные действия жилищного органа являются незаконными, поскольку привели к фактическому снятию военнослужащего и члена его семьи с жилищного учета в отсутствие предусмотренных законом оснований для такого снятия.

Материалами дела подтверждается, что истец Самсонов М.А. являлся членом семьи военнослужащей ФИО29 и проживал с ней по одному адресу служебной квартиры в закрытом городке п. Рощинский, и вместе с матерью был принят на учет нуждающихся по избранному месту жительства в г. Самара в период военной службы последней. Жилых помещений в собственности истец не имеет.

Утверждения истца о том, что его матери и ему не было известно о снятии их с учета нуждающихся, не опровергнуты ответчиком. В связи с чем, по мнению суда, учитывая, что войсковая часть 44260 расформирована, а Чернореченская КЭЧ ликвидирована, истец имел право обратиться к ответчику ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ с требованием о принятии (восстановлении) его на учете нуждающихся в жилом помещении как члена семьи бывшего военнослужащего, принятого на учет нуждающихся в период военной службы, умершего после увольнения с военной службы.

С учетом изложенного, истец как член бывшего военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы), незаконно снятого с учета нуждающихся, имеет право на получение жилого помещения (жилищной субсидии) за счет Министерства Обороны РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в постановке истца на учет нуждающихся в получении жилых помещении подлежит признанию незаконным, с постановкой его на данном учете.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Самсонова Михаила Александровича к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением - удовлетворить.

Признать за Самсоновым Михаилом Александровичем право на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительства в г. Самаре за счет средств Министерства Обороны РФ.

Признать решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 19 марта 2019 года № 08-01/07 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, незаконным.

Обязать начальника 1-го отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ принять Самсонова Михаила Александровича на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в городе Самара.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 мая 2019 года.

Судья О.П. Коваленко

2-599/2019 ~ М-422/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самсонов М.А.
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
25.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2019Передача материалов судье
27.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2019Судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2019Дело оформлено
03.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее