Дело № 2а-1181/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 апреля 2021 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Платовой А.А.,
с участием административного ответчика Козлова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска к Козлову В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Козлову В.А., в обоснование иска указав, что на налоговом учете в инспекции состоит Козлов В.А., который является собственником недвижимого имущества – гаража по адресу: <адрес>. За административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц по данному объекту налогообложения за 2014-2017 годы в общем размере 2 653 руб., также начислены пени в размере 219 руб. 53 коп.
Административный истец просит взыскать с Козлова В.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 2 653 руб., пени по данному налогу в размере 219 руб. 53 коп., всего 2 872 руб. 53 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, также заявил ходатайство об оставлении административного иска без рассмотрения в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка урегулирования спора установленного федеральным законом.
Разрешая ходатайство об оставлении административного иска без рассмотрения, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога (налога на имущество физических лиц) исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ (в той же редакции) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу абз. 6 п. 5 ст. 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).
Согласно справки Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Ульяновской области административный ответчик Козлов В.А. с 24.04.2013 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Вместе с тем судом установлено, что налоговые уведомления и требования, на которых основываются требования административного искового заявления, Козлову В.А. по адресу его места жительства не направлялись, а направлялись по иному адресу: <адрес>. Доказательств личного получения Козловым В.А. данных документов суду не представлено.
Направление налоговых уведомлений и требований не по адресу места жительства налогоплательщика противоречит положениям ст. 31 НК РФ и указывает на несоблюдение установленного законом порядка исчисления и принудительного взыскания налога.
Более того, истцом также заявлено требование о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 год, основанное на неисполнении требования от 14.12.2016 № 15612 со сроком исполнения не позднее 02.03.2017.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств, что налоговое уведомление по уплате данного налога за 2015 год направлялось налогоплательщику по какому-либо адресу места жительства (даже ошибочному), следовательно, у налогового органа не возникло права направления требования от 14.12.2016, как следствие данное требование не может учитываться при исчислении трехлетнего срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, дающего право налоговому органу обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Следующее наиболее ранее требование от 08.02.2018 № 3586 содержало срок его исполнения не позднее 20.03.2018. Следовательно, учитывая, что размер недоимки не превышает 3 000 руб., право на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа у налогового органа могло бы возникнуть (при условии направления уведомлений и требований по верному адресу места жительства налогоплательщика) лишь после 20.03.2021.
Однако с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился до наступления указанного срока в июле 2020 года. Судебный приказ отменен 18.12.2020. В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился в феврале 2021 года, то есть также до того момента когда у него такое право наступило.
При таком положении, суд приходит к выводу, что налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования данного административного спора, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, что является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 196-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска к Козлову В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 15 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья С.В. Богомолов.