Дело № 2-2075/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи: Береговой С.В.,
при секретаре: Ивановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасовой З. Н. и Тарасовой В. С. к администрации Кондопожского городского поселения о признании незаконным и отмене распоряжения в части срока расселения, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ........ по договору социального найма. Решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ администрация Кондопожского городского поселения обязана в срок до ХХ.ХХ.ХХ произвести капитальный ремонт жилого ........ в ........ в целом и жилых помещений – квартир № ... и № ..., в нем в соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной по заказу администрации Кондопожского городского поселения. Решение вступило в законную силу, до настоящего времени не исполнено. Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы Кондопожского городского поселения жилой дом по адресу: ........ признан непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации Кондопожского городского поселения № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ принято решение о расселении жильцов указанного жилого дома в течение пяти лет. С указанным распоряжением не согласны в части установления срока для расселения. В жилом доме проживать семья не имеет возможности в связи с опасностью для проживания. Просят признать распоряжение № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ в части срока расселения незаконным и отмене, обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению – <...> кв.м.
В судебном заседании истцы Тарасова З.Н. и Тарасова В.С. поддержали исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. В спорном жилом помещении зарегистрированы на основании ордера с <...> года. Тарасова З.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Полагают, что установление срока для расселения является длительным, поскольку проживание в доме невозможно. Просят удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Кондопожского городского поселения -Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, поддержал представленный отзыв, дополнительно пояснил, что действительно жилой ........ в ........ признан ХХ.ХХ.ХХ непригодным для проживания, установлен срок расселения жильцов в течение пяти лет. Зарегистрированная в жилом помещении Тарасова З.Н., с составом семьи – 2 человека состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Кондопожского городского поселения, в настоящее время истцы включены в отдельный список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Третье лицо Оленец Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина РФ на жилище. В силу ст. 40 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьям 14 и 15 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении муниципального жилищного фонда осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (абз. 4, 5, 6 п. 7 Положения).
При этом в соответствии с п. 33 названного Положения установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Пунктом 34 Положения установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 49 Положения определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Исходя из положений статьи 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Судом установлено, что ........ в ........, предоставлена Тарасову С.А. на основании ордера № ... от ХХ.ХХ.ХХ на состав семьи из <...> человек. В настоящее время зарегистрированы по месту жительства истцы: Тарасова З.Н., Тарасова В.С. – с <...> года. Квартира № ... указанного дома общей площадью <...> кв.м., имеет <...> комнаты, заключен договор социального найма жилого помещения с Тарасовой З.Н. от ХХ.ХХ.ХХ. В договоре социального найма в качестве членов семьи указаны: Тарасова В.С., Кириллова Н.С., Кириллов А.М., Кириллова К.М., иного договора социального найма не заключалось. Тарасов С.А. – умер ХХ.ХХ.ХХ, Кириллова (Тарасова) Н.С., Кириллов А.М., Кириллова К.М. – выписаны по адресу: ........-а .........
Данные обстоятельства подтверждены документально и не оспаривались сторонами.
Согласно Решения Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ по гражданскому делу № ... администрация Кондопожского городского поселения обязана в срок до ХХ.ХХ.ХХ год произвести капитальный ремонт жилого ........ в ........ в целом и жилых помещений – квартир № ... и № ..., в нем в соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной по заказу администрации Кондопожского городского поселения. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
Из материалов исполнительного производства № ...-ИП и пояснений участников процесса следует, что до настоящего времени решение суда № ... не исполнено.
Из объяснений истцов следует, что в настоящее время все члены семьи вынуждены проживать в другой квартире, приобрести иное жилое помещение возможности не имеют, в собственности жилых помещений в ........ также нет. В соответствии со свидетельством о праве на наследство Тарасова З.Н. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного в РК ........ (<...> доля в праве)
Распоряжением Администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р многоквартирный дом по адресу: РК, ........ признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии № ... от ХХ.ХХ.ХХ.
В пункте <...> распоряжения предписано произвести расселение жильцов ........ в течение пяти лет в порядке, установленном действующим законодательством.
Оценив представленные сторонами доказательства и с учетом того, что жилой дом по адресу: РК, ........, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, имеются основания считать, что пребывание истцов в своей квартире сопряжено с наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, что подтверждается материалами дела. Не имеется никаких оснований считать пригодным для проживания жилое помещение истцов в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу. Ответчиком установлен срок расселения в течение пяти лет, с которым он связывает надлежащее выполнение обязанности по предоставлению жилья и до истечения этого срока отсутствие факта нарушения прав истцов. Данный срок не отвечает требованиям разумности, поскольку право на жилище, являющееся неотъемлемым конституционным правом гражданина, нарушено и требует незамедлительной защиты в настоящее время. В связи с этим распоряжение Администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р в части установления срока расселения жильцов спорного дома следует признать незаконным.
В судебном заседании нашли свое подтверждение и не оспаривались ответчиком те обстоятельства, что спорный дом является аварийным и подлежит сносу, в связи с чем, проживание истцов в таком доме представляет опасность для их жизни.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что истец Тарасова З.Н обращалась в администрацию Кондопожского городского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Распоряжением администрации Кондопожского городского поселения № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ Тарасова З.Н., с составом состав семьи 2 человека, включена в отдельный список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях – список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди, с ХХ.ХХ.ХХ.
До настоящего времени истцам жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются вне очереди. Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, приведенные правовые нормы обязывают орган местного самоуправления при признании дома непригодным для проживания предоставить гражданам, занимающим жилые помещения в таких домах, другое жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания.
В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Исходя из содержания статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан предоставить нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Тарасова З.Н. и Тарасова В.С. имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку они являются нуждающимися в жилом помещении в результате того, что спорное жилое помещение непригодно для проживания, спорный дом является аварийным и подлежит сносу, поэтому у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить им с учетом названных выше норм жилое помещение взамен занимаемого.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Кондопожского городского поселения, возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, требования подлежат удовлетворению, в связи с чем, суд обязывает администрацию Кондопожского городского поселения предоставить Тарасовой З.Н. и Тарасовой В.С. на состав семьи из 2 человек вне очереди на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в ........ Карелия, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям ........, исходя из общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения <...> кв.м.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с администрации Кондопожского городского поселения в пользу истца Тарасовой В.С. подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р в части установления срока расселения жильцов дома, расположенного по адресу: ........ течение пяти лет.
Обязать администрацию Кондопожского городского поселения предоставить на состав семьи из 2 человек: Тарасовой З. Н. и Тарасовой В. С., вне очереди, на условиях социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в ........, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям ........, исходя из общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения <...> кв. м.
Взыскать с администрации Кондопожского городского поселения расходы по уплате государственной пошлины в пользу Тарасовой В. С. – 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Берегова
Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2016 года.