РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Дурновой Н.Г.., при секретаре Матросовой Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4670/17 по заявлению Гордеевой В. Б. о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Гордеева В.Б. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 26.07.2017г. В обоснование заявления указывает, что 31.10.2001г. она приобрела по договору купли-продажи нежилое здание (спальный домик) площадью 19,3 кв. м., расположенный на земельном участке, площадью 203 кв.м., находящимся по адресу: <адрес> Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.11.2001г. серии №
Согласно п. 2 указанного договора купли-продажи, отчуждаемое нежилое здание принадлежало продавцу по праву собственности на основании договора купли-продажи от 19.07.2001г., заключенного с Государственным предприятием «Управление строительства №».
02.06.2017г. она обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>».
31.08.2017г. в Департаменте управления имуществом г.о.Самара мною было получено Распоряжение № от 26.07,2017г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> Основанием для отказа является подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4,6 статьи 11.9 ЗК РФ, подпункт 3 пункта 2.13 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов» (земельный участок находится в зоне природных ландшафтов (Р-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре
Мнение Администрации г.о. Самары в отношении того, что зону Р-3 можно отнести к землям особо охраняемых природных территорий и, как следствие, невозможно предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок, является не обоснованным.
Истец считает, что ссылку на вышеуказанную норму земельного законодательства Администрация г.о. делает неправильно, поскольку данная норма в данном случае неприменима, так как испрашиваемый земельный участок не входит в состав природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В обоснование своих доводов истец ссылается на ответ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федерального государственного учреждения национальный парк «Самарская лука» за № от 17.12.2009г., из содержания которого следует, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>» не относится к землям Национального парка, ответ НВ БВУ отдела водных ресурсов Самарской области от 21.07.2007г. № № о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 203 кв.м., находится в водоохранной зоне, вне береговой полосы водного объекта Саратовского водохранилища, ответ Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что испрашиваемый земельный участок к лесному фонду и городским лесам не относится.
Вышеуказанное нежилое здание (спальный домик) площадью 19,3 кв.м., истица приобрела в собственность по договору купли-продажи от 31.10.2001г., заключенному между мной и Красильниковой А. Б., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.11.2001г. сделана запись регистрации № Указанное здание расположено на земельном участке площадью 203 кв.м. Право на использование данного земельного участка площадью 203 кв.м, перешло ко ней от прежнего собственника.
Просит признать незаконным распоряжение № от 26.07.2017г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Департамент управления имуществом г. о. Самара предварительно согласовать предоставление Гордеевой В. Б. в аренду земельный участок площадью 203 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Дементьева О.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара и заинтересованного лица Администрации г.о. Самара по доверенности Воронина Е.А. требования не признала представив письменный отзыв.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит нежилое здание литер 49(спальный домик) площадью 19,3 кв. м., расположенный по адресу: : <адрес> Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.11.2001г. серии №
Административный истец 02.06.2017г. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>
Распоряжением № от 26.07,2017г. Департамента управления имуществом г.о.Самара истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>
Основаниями для отказа в заключении данного соглашения являются пп.1 п.8 ст.39.15, пп.З п. 16 статьи 11.10, п. 4.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, пп.З п.2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена отдельнымкатегория физических и юридических лиц.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п. 10 ст.З ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ следует, что для предоставления гражданину или юридическом лицу в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов необходимо подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если его предстоит образовать.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 г. № 134-ГД Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.04.2015 г. № 287 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара переданы Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара.
В связи с указанными обстоятельствами вынесение оспариваемого истицей постановления находилось в пределах компетенции Департамента управления имущества городского округа Самара.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно подпункту 3 пункта 2.13 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капительного ремонта реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, наделен Департамент градостроительства городского округа Самара (часть 3 статьи 28 Устава городского округа Самара).
Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ установлено, что систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства или иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений представляет собой организованный в соответствии с требованиями настоящего кодекса систематизированный свод документированных сведений.
Согласно выписке из информационной системы о градостроительной деятельности от 14 07.2017 № испрашиваемый земельный участок площадью 203,0 кв.м расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок находится в во- доохраной зоне Саратовского водохранилища.
Основными видами разрешенного использования зоны природных ландшафтов (Р-3) являются: природно-познавательный туризм, земельные участки (территории) общего пользования.
Правилами предусмотрено, что при использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с нормативами и стандартами, установленными уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями. Применительно к каждой территориальной зоне статьи 30 указанных Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Для земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует, в том числе градостроительному регламенту (статья 3 Правил застройки и землепользования).
В ходе разбирательства дела ответчик представил в защиту принятого им и оспариваемого истцом решения предоставленные ему при рассмотрении заявления Гордеевой В.Б. сведения из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара согласно которым испрашиваемый земельный участок площадью 203,0 кв.м расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре
Факт наличия в единой информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара данных о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне природных ландшафтов нашел свое подтверждение. Следовательно, у ответчика имелись основания для вынесения распоряжения 26.07.17г. № об отказе в предварительном согласовании земельного участка
Доводы истца том, что земельный участок не относится к зоне природных ландшафтов со ссылкой на ответ НВ БВУ отдела водных ресурсов <адрес> от 21.07.2007г. № № письмо ФГУ национальный парк «Самарская лука» за № от 17.12.2009г., и письмо Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 23.07.2015 г. № суд считает ошибочными.
Из указанных документов видно, что участок истицы находится в водоохранной зоне водного объекта ( Саратовское водохранилище) и в границах лесных участков, не относится в землям национального парка, что не противоречит отнесению участка к зоне природных линдшафтов.
Кроме того, суд учитывает, что истицей вышеназванные документы не предоставлялись ответчику при принятии им оспариваемого решения.
Судом не принимаются доводы истца о том, что Правила застройки и землепользования от 26.04.2001г. нарушают права истицы на предоставление ей земельного участка.
Как видно из материалов дела право собственности Гордеевой В.Б. на нежилое здание (спальный домик), расположенное на испрашиваемом земельном участке возникло на основании договора купли-продажи от 14.11.2001г., то есть после введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая особенности предмета судебного разбирательства в формате административного судопроизводства, наличие информации, содержащейся в информационном ресурсе Департамента градостроительства г.о. Самара, лишал ответчика права принять иное правоприменительное решение по заявлению Гордеевой В.Б.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ определено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки урегулирован статьей 33 Градостроительного кодекса РФ.
В силу пункта 2 части 2 данной статьи поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке.
При сложившихся обстоятельствах заявитель не может реализовать свой законный интерес в предоставлении земельного участка посредством оспаривания решения ответчика. Заявителю надлежит использовать иные механизмы реализации и защиты своего права. В судебном заседании установлено, что истица не обращалась с заявлениями о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ) в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара. В связи с чем способы защиты истицей своего права в настоящее время не исчерпаны.
руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Гордеевой В. Б. о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом городского округа № 849 от 26.07. 2017 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка 203кв.м. по адресу <адрес>
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.12.17 г.
Судья Н.Г. Дурнова