Дело №2а-620/2021
УИД 13RS0013-01-2021-000944-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ковылкино 30 сентября 2021 г.
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Зориной С.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой З.В.,
с участием в деле:
административного истца – Очкина А.В., его представителя Катаевой Т.А., действующей на основании доверенности от 13 июля 2021 года,
административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия»,
заинтересованных лиц - Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ивановской области», Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат г.Москвы», военного комиссариата Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов Республики Мордовия, призывной комиссии Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Очкина А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене заключения Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия от 4 апреля 2021г., заключения Военного комиссариата Республики Мордовия от 18 мая 2021 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас, обязанности выдать военный билет,
установил:
Очкин А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене заключения Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия от 4 апреля 2021г., заключения Военного комиссариата Республики Мордовия от 18 мая 2021 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас, обязанности выдать военный билет.
В обоснование иска административный истец указал, что 01.04.2021 Призывной комиссией Ковылкинского района Республики Мордовия в отношении него вынесено заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении его в запас (протокол № 1). Данное заключение Военным комиссариатом Республики Мордовия признано соответствующим нормативно-правовым актам Минобороны РФ о зачислении граждан в запас и Постановлению Конституционного суда РФ от 30.10.2014 № 26-П (заключение от 18.05.2021). Основанием для этого послужило то, что он якобы до 27.07.2020 не состоял на воинском учете, а 19.10.2020 ему исполнилось 27 лет. 09.06.2021 Военным комиссаром Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов ему была выдана справка взамен военного билета АЕ №. Он категорически не согласен с данными заключениями, поскольку они не соответствуют действительности и не подтверждаются материалами его личного дела. 25.01.2010 он был поставлен на воинский учет в Ковылкинском военном комиссариате Республики Мордовия. 23.12.2011 был поставлен на учет в Военном комиссариате Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново, откуда снят 27.05.2016. При снятии его в 2016 году с воинского учета в Военном комиссариате Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново, его личное дело, со слов сотрудников данного военкомата, было направлено в г. Москву по месту его прописки: <адрес>. Однако впоследствии он по контракту работал в МЧС в г. Саранске. Все документы воинского учета он сообщал работодателю. За время его работы ни по месту его прописки в г. Москва, ни по месту его работы ни разу не приходило ни одной повестки из военкоматов. В 2017 г. он уволился из МЧС и фактически стал проживать в г. Москва, там ему также не приходило никаких повесток. В июле 2020 г., поскольку с указанного времени он стал постоянно проживать в г. Ковылкино, он обратился в Военный комиссариат Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов по вопросу призыва на военную службу, где его 27.07.2020 поставили на воинский учет. Насколько ему известно, сотрудниками данного военкомата делались запросы в военкоматы г. Москвы, г. Иваново, но ни в одном из них его личное дело не нашли, в связи с чем оно было заведено заново в 2020 году. В период осеннего призыва 2020 г. он прошел все необходимые призывные мероприятия, 05.10.2020. Призывной комиссией Ковылкинского района Республики Мордовия, то есть еще до исполнения ему 27 лет, он был признан годным к прохождению военной службы. Он ждал повестки на отправку, однако ему ее не вручили, поскольку, со слов сотрудников данного военкомата, первая отправка призывников должна была состояться как раз 19.10.2020, однако ему уже исполнится 27 лет, поэтому призвать его в армию не имеют право. Таким образом, в осенний призыв 2020 г. он не был призван на военную службу не по своей вине, а исключительно по вине сотрудников Военного комиссариата Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов. Все необходимые призывные мероприятия он прошел вовремя, по состоянию здоровья был годен к прохождению военной службы, однако, несмотря на то что, призыв осуществляется с 15 сентября по 31 декабря, его не отправили к месту прохождения военной службы, хотя решение призывной комиссии состоялось еще 05.10.2020, то есть за 14 дней до исполнения ему 27 лет. Считает, что его вины в том, что до исполнения ему 27 лет его не призвали на военную службу, нет.
Поскольку данное обстоятельство нарушает его конституционные права и от прохождения срочной службы он не уклонялся, а справка, выдаваемая взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении гражданской службы, нарушает его права в сфере трудовых отношений, просит признать незаконным и отменить заключение Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия от 4 апреля 2021г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и зачислении его в запас, а также заключение Военного комиссариата Республики Мордовия от 18 мая 2021 о признании соответствующим нормативно – правовым актам Министерства Обороны Российской Федерации о зачислении граждан в запас и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 26-П заключения Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия о признании его не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении его в запас, оформленное протоколом № 1 от 04.04.2021, обязать Военный комиссариат Республики Мордовия устранить допущенные нарушения и выдать ему военный билет.
В судебное заседание административный истец Очкин А.В. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца Катаева Т.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило, при этом врио военного комиссариата Республики Мордовия Антонов А. представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в иске просил отказать по основаниям изложенным в возражениях.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», ФКУ «Военный комиссариат г.Москвы», призывной комиссии Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела указанные лица извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
При этом от представителя ФКУ «Военный комиссариат г.Москвы» в суд поступило возражение по существу заявленных требований по административному исковому заявлению административного истца Очкина А.В., из которых следует, что личного дела Очкина А.В. в военном комиссариате г.Москвы не имеется. Личное дело не запрашивалось из военного комиссариата Фрунзенского и Ленинского районов г.Иваново Ивановской области, так как Очкин А.В. с заявлением о постановке на военный учет в военный комиссариат (объединенный, Кузьминского района Юго- Восточного административного округа) г. Москвы не обращался. По запросу из Ивановской области находился в розыске. С 29.06.2017 Очкин А.В. не исполнял предусмотренные ст.ст.8, 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную служб, не являлся в военный комиссариат для постановки на воинский учет, не представлял сведения о себе, о фактическом месте жительства, состоянии здоровья, семейном положении и иные сведения, необходимые для его учета, как призывника.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Военного комиссариата Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов Республики Мордовия, Паничкин Е.М. исковые требования Очкина А.В. не признал, суду пояснили 1 апреля 2021 г. призывной комиссией Ковылкинского муниципального района рассмотрен вопрос о зачислении в запас Очкина А.В. достигшего возраста 27 лет и не прошедшего военную службу по призыву. По результатам заседания призывной комиссии было принято решение о признании указанного призывника не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, зачислить Очкина А.В. в запас. При этом им было выражено мнение о направлении данного решения для утверждения в вышестоящую призывную комиссию РМ. 18.05.2021 решение призывной комиссии Ковылкинского муниципального района было единогласно утверждено призывной комиссией Республики Мордовия.
Руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС Российской Федерации, в соответствии с которыми неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Указанный срок обращения в суд с данным административным иском Очкиным А.В. соблюден.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
По общему правилу, установленному статьей 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ, Закон о воинской обязанности и военной службе), призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п.1).
При зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований регламентированы пунктами 34, 35, 36 Положения, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижениями ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно - алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных оснований после 1 января 2014 года.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров – конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Следовательно, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы № 1/У.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, предоставленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования – на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (п.18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Как указано выше, вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанное в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариата через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссара (пункт 3 названой статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности выручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, Указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации от 2 октября 2007года №400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018г. № 85- КГ17-39).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года №26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из материалов дела следует, что согласно удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии ЕА № на имя Очкина А.В., № года рождения, следует, что первоначально Очкин А.В. был принят на воинский учет в Ковылкинском РВК Мордовской АССР 25.01.2010.
С 23.12.2011 по 27.05.2016 состоял на воинском учете Военного комиссариата Фрунзенского и Ленинского районов г.Иваново, по месту его обучения в ФГБОУ высшего образования» Ивановская пожарно- спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
По сведениям, содержащимся в паспорте на имя Очкина А.В.. последний с 04.02.2016г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
01.06.2017г. снят с учета по указанному адресу и зарегистрирован с 01.06.2017 по адресу: <адрес>.
Из материалов личного дела призывника, заведенного военным комиссариатом Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов Республики Мордовия, следует, что Очкин А.В. поставлен на воинский учет в указанный военный комиссариат 27 июля 2020г.
Согласно выписке из протоколов заседаний призывной комиссии Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, протокол № 4 от 06.10.2020 Очкин А.В. подлежит призыву на военную службу категория годности «А» ПП -2.
Согласно выписке из протоколов заседаний призывной комиссии Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, протокол № 1 от 01.04.2021 Очкин А.В. признан не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований и зачислен в запас. Категория годности «А» ПП-1. Выдана справка формы 1/У. Решение принято единогласно.
Оснований считать состоявшееся заседание призывной комиссии неправомочным, у суда не имеется.
Заключением комиссии военного комиссариата Республики Мордовия от 18.05.2021 решение (заключение) призывной комиссии Ковылкинского района от 01.04.2021 (протокол №1) в отношении Очкина А.В. оставлено без изменения. Признано соответствующим нормативно - правовым актам Миноброны РФ о зачислении граждан в запас и Постановлению Конституционного суда РФ от 30.10.2014г. № 26-П. До 27.07.2020 не состоял на воинском учете. 27 лет исполнилось 19.10.2020.
Оспариваемые решения соответствуют требованиям закона.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Указанная обязанность гражданина, подлежащего воинскому учету, корреспондируется и в пп.д п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719.
Из сообщения врид военного комиссариата г.Иваново Ивановской области Ткачук М.В. от 10 августа 2021 года следует, что согласно учетно-алфавитной книги призывников № года рождения, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г.Иваново имеется запись №24 в отношении Очкина А.В. № года рождения, о том, что 27 мая 2016 года личное дело призывника направлено в Военный комиссариат г. Москва. Очкин А.В. снят с воинского учета в военном комиссариате г.Иваново. До 01.07.2016 г. Очкин А.В. имел отсрочку от прохождения военной службы на основании п.п. «а» п.2 ст.24 Федерального Закона от 28.03.1998 №53-ФЗ - «О воинской обязанности и военной службе.
Согласно полученных запросов и ответов Военного комиссариата города Москвы следует, что Очкин А.В. с 2017 года по 2020г. находившийся в розыске снявшийся с воинского учета и убывший по адресу: <адрес> за постановкой на воинский учет в воинский комиссариат (объединенный, Кузьминского района Юго-Восточного административного округа города Москвы) не обращался. Личного дела в военном комиссариате не имеется. Личное дело находится в военном комиссариате Фрунзенского и Ленинского районов г.Иваново Ивановской области. Согласно требованиям, п.22 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006г. №663» личное дело не запрашивалось, так как гражданин Очкин А.В. с заявлением о постановке на воинский учет в военный комиссариат (объединенный, Кузьминского района Юго-Восточного административного округа) города Москвы не обращался. По запросу из Военным комиссариатом Фрунзенского и Ленинского районов г.Иваново Ивановской области находился в розыске. Были направлены повестки и проводился розыск отделом МВД ОМВД России по району Выхино-Жулебино ЮВАО г.Москвы с 16.06.2018 г.
На основании запросов военного комиссара Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов Республики Мордовия членам призывной комиссии Ковылкинского района были представлены ответы из военных комиссариатов:
- военного комиссариата объединенного, Кузьминского района ЮВАО города Москвы от 12.08.2020 г. № 1/1992 о том, что Очкин А.В., № г.р., в военном комиссариате (объединенном, Кузьминского района Юго-Восточного административного округа города Москвы) на воинском учете не состоит, по учетно- алфавитным книгам не значится, по вопросу постановки на воинский учет не обращался;
-военного комиссариата города Иваново Ивановской области № 12/4/5090 от 02.10.2020 г. о том, что Очкин А.В., № г.р., по учетно-алфавитным книгам, учетным и архивным данным военного комиссариата г. Иваново Ивановской области не значится;
- военного комиссариата объединенного, Кузьминского района ЮВАО города Москвы от 21.10.2020 г. № 1/2865 о том, что Очкин А.В., № г.р., в военном комиссариате (объединенном, Кузьминского района Юго-Восточного административного округа города Москвы) на воинском учете не состоит, по учетно-алфавитным книгам не значится, по вопросу постановки на воинский учет не обращался; дополнительно сообщено, что в 2018 г. приходил запрос по розыску Очкина А.В. из ВК Фрунзенского района г. Иваново.
Согласно трудовой книжки серии ТК-III № на имя Очкина А.В., имеется запись №1 от 05.08.2011 о том, что Очкин А.В. прослужил в федеральной противопожарной Государственной службе на должностях среднего начальствующего состава непрерывно 6 лет 26 дней. (Приказ № 194-НК от 05.08.2011г.) Приказом № 76-НС от 31.08.2017г. Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, Очкин А.В. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (запись №2).
Из записи № 3 следует, что 13.05.2021 Очкин А.В. принят на работу менеджером отдела продаж ООО ПромПожСтрой» (приказ №9 от 13.05.2021). Иных сведений о работе нет.
Неисполнение Очкиным А.В. обязанностей по воинскому учету, которые выразились в его неявке для постановки на воинский учет впоследствии привели к тому, что он снова изменил место своего постоянного жительства без постановки на воинский учет в г. Москва. В период времени с 01.07.2016 г. по 27.07.2020 г. не имел отсрочек от призыва на военную службу, подлежал призыву на военную службу и уклонился от службы в армии по причине неисполнения п. 50 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства № 719 от 27.11.2006 г.: не встал на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания в г. Москва из г. Иваново, затем из г. Москва в г. Саранск.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что призыв административного истца на военную службу зависел от установления места нахождения призывника.
Своевременному принятию решения о призыве Очкина А.В. на военную службу препятствовали действия административного истца, уклонившегося от исполнения обязанности по предоставлению в военный комиссариат по месту жительства сведений об изменении места работы и фактическом месте жительства или пребывания.
Статья 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, состоять на воинском учете в военном комиссариате.
На основании п. 53 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства № 719 от 27.11.2006 г. граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
В силу 51 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства № 719 от 27.11.2006 г. граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания. Данная обязанность административным истцом не была исполнена.
В этой связи довод Очкина А.В. о том, что вышеуказанными военными комиссариатами в его адрес не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, необоснованны, поскольку он не обращался в военные комиссариаты при смене жительства по вопросу постановки на воинский учет, а также не сообщал о месте жительства и месте работы, лишив тем самым военные комиссариаты возможности произвести его оповещение.
Учитывая, что срок для призыва истца в период с июля 2020 года по 19.10.2020 до достижения им возраста 27 лет был незначительным, указанные действия Очкина А.В. препятствовали возможности призыва его на военную службу.
Как следует из графика доставки на сборный пункт Республики Мордовия граждан, подлежащих призыву и отправке на военную службу в октябре - декабре 2020 и включенных в состав воинских команд, утвержденного военным комиссаром Республики Мордовия от 15.10.2020. дата доставки на сборный пункт граждан, команда А-1, была установлена 19.10.2020. В указанную дату Очкину А.В. исполнилось 27 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что неисполнение Очкиным А.В. обязанностей по воинскому учету в период времени с 01.07.2016 г. (окончание срока действия отсрочки от призыва) по 27.07.2020 г. (постановка на воинский учет в ВК Ковылкинского, Инсарского и Кадошкинского районов) позволило призывной комиссии Ковылкинского района 01.04.2021г. принять законное заключение о том, что Очкин А.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В указанный период с 01.07.2016 по 27.07.2020 Очкин А.В. не исполнил обязанность, предусмотренную статьей 59 Конституции Российской Федерации, статьей 36 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, а именно: допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учету, о сообщении данных об изменении места работы, жительства, создал препятствия для его надлежащего извещения о необходимости прибытия в военный комиссариат в период призывов, в призывную комиссию по месту регистрации и жительства не являлся.
При этом суд отмечает, что при должном внимании Очкина А.В. к вопросам исполнения им, как гражданином Российской Федерации, конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, такая возможность у него имелась.
При таких обстоятельствах заключения Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия от 4 апреля 2021г., и заключение Военного комиссариата Республики Мордовия от 18 мая 2021 о признании соответствующим нормативно – правовым актам Министерства Обороны Российской Федерации о зачислении граждан в запас и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 26-П заключения Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия от 01.04.2021 о признании Очкина А.В. не прошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении его в запас, являются законными и обоснованными и подлежащими оставлению без изменения.
В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований Очкина А.В. следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,177-180, 218-221, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Очкина А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене заключения Призывной комиссии Ковылкинского района Республики Мордовия от 4 апреля 2021г., заключения Военного комиссариата Республики Мордовия от 18 мая 2021 г. о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас, обязанности выдать военный билет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия С.А. Зорина
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2021 года
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия С.А. Зорина