Дело № 2а-260/2021
10 RS 0006-01-2021-000663-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 2 августа 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Егоровой Маргариты Михайловны, поданное по доверенности Сутягиным Александром Николаевичем, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Сутягин А.Н., действующий в интересах Егоровой М.М. по доверенности, обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Заявленные требования мотивированны тем, что Егорова М.М. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (размещение дачного дома), цель использования – ведение садоводства. ДД.ММ.ГГГГ Министерством был дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, с которым административный истец не согласен, полагая, что Министерство имеет правовые основания для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с п.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, так как испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения. Категория земель и вид разрешенного использования земельного участка установлены при постановке на кадастровый учет. Министерство не учитывает, что земельный участок будет использоваться в соответствии с установленным для него целевым назначением, что соответствует положениям п.2 ст.7 ЗК РФ. Министерство неверно применяет норму ст.78 ЗК РФ, в соответствии с которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Ссылаясь на положения п.4 ст.78 ЗК РФ указали, что ведение садоводства является одним из видов сельскохозяйственной деятельности. При этом Министерство не представило подтверждения расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности (садоводства). Предположение Министерства о том, что использование земельных участков с видом разрешенного использования – ведение садоводства повлечет нарушение норм, установленных законодательством РФ, напрямую противоречит п.5 ст.10 ГК РФ, т.к. добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Административный истец Егорова М.М., ее представитель по доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Егорова М.М. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду на основании п.п.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, вид разрешенного использования – для дачного строительства, цель использования – ведение садоводства.
В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21) Министерство отказало Егоровой М.М. в удовлетворении поданного ею заявления по тем основаниям, что Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не определены территориальные зоны и, как следствие, не установлен их градостроительный регламент. Кроме того, данный земельный участок расположен на расстоянии не более тридцати километров от границ населенного пункта, в связи с чем использование земельного участка для ведения садоводства приведет к нарушению требований ст.ст. 7, 42, 78 ЗК РФ.
Егорова М.М., не согласившись с принятым решением Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.
В силу п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 данного Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченныйорган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13,14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно положениям п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Таким образом, законодателем установлен запрет на использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также для строительства садовых домов, жилах домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке только в отношении сельскохозяйственных угодий.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2 ст. 7 ЗК РФ).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вид разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» включает в себя ведение сельского хозяйства, а также содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.20, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранение и переработки сельскохозяйственной продукции (код 1.5 «садоводство» подразумевает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетний плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); вид разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2) предполагает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границы сельских населенных пунктов, возможно применение вида разрешенного использования как под кодом 1.0, так и 13.2.
Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемый земельный участок расположен по адресу: <адрес>, установлена категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (размещение дачного дома). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений – ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, при формировании земельного участка уполномоченным органом в отношении него установлен вид разрешенного использования – для дачного строительства.
Тот факт, что в настоящее время градостроительные регламенты в отношении Зоны градостроительного использования не установлены, исходя из закрепленной счастью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ необходимости соблюдения принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, сам по себе не означает исключение всей обозначенной выше зоны, в том числе и испрашиваемого участка, из оборота в целях ведения садоводства.
Во всяком случае, в оспариваемом отказе не приведены обстоятельства, подтверждающие, то отсутствие такой регламентации в отношении данной зоны обусловлено отнесением данного земельного участка к зонам, на которые градостроительные регламенты не распространяются (ч. 4 ст. 36 ГрК РФ) либо в отношении которых такие регламенты не устанавливаются (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо изъятий из оборота, ограничений в обороте испрашиваемого земельного участка либо запрета на предоставление его в аренду Министерством не представлено. Сведений о расположении указанного земельного участка на землях особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по изложенным в нем основаниям, нельзя признать обоснованным и законным.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Егоровой М.М. от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства.
К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.
Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа Егоровой М.М. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) Министерство должно заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Егоровой Маргарите Михайловнев предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Егоровой Маргариты Михайловны от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства, и при отсутствии иных оснований для отказа Егоровой М.М. в удовлетворении заявления, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения садоводства.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Егоровой Маргариты Михайловны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение составлено 3 августа 2021 года