Дело № 2-53/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2010 года г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Бачманова Ю.М.,
при секретаре - Матасовой Е.А.,
с участием:
истца- помощника Воронежского прокурора по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях Воронежской области - Рыжкова Р.В.,
представителя ответчика- ФБУ ИК-9 УФСИН России Воронежской области- Рыбина В.Н.,
представителя ответчика- ФБУ ИК-9 УФСИН России Воронежской области- Ершовой Н.С.,
представителя третьего лица-Главного управления МЧС России- Аистова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>совместно с отделом Государственного пожарного надзора <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>.
При проведении проверки были выявлены нарушения требований ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных ФИО2 МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний», а именно: автоматическая пожарная сигнализация отсутствует во всех общежитиях отрядов, в здании клуба, банно-прачечном комбинате, помещениях производственных цехов, школы, продуктового склада, вещевого склада, зданиях гаражей, пекарни, здании для проживания поваров, здании КПП-2, здании храма, трапезной; проверка молниезащиты подведомственных зданий не проведена; планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря и соответствующие предъявляемым требованиям, отсутствуют; деревянные конструкции чердачных помещений зданий не обработаны огнезащитным составом.
Данные нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» создают угрозу возникновения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, что негативно влияет на обеспечение безопасных условий содержания осужденных и работы персонала учреждения.
Таким образом, администрацией ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> не выполняется возложенная законом на них обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также по выполнению предписаний и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности».
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Федеральной службе исполнения наказаний России по <адрес> о возложении обязанности в принудительном порядке устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Помощник Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования, указывая, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Положению о Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Федеральная служба исполнения наказаний России (п.1.1 Положения).
Таким образом, в силу ст. 120 ГК РФ приведение помещений ИК-9 в соответствие с требованиями пожарной безопасности должно быть произведено за счет средств Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», а при их недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>.
Представители ответчика – ФБУ ИК-9 ФИО1 <адрес>, инспектор пожарной части ФБУ ИК-9 ФИО6 и юрист учреждения ФИО7 заявленные требования не признали.
Так, в обоснование своих возражений ФИО7 суду пояснила, что доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> имеется собственная пожарная часть, укомплектованная необходимым персоналом, имеется собственный исправный пожарный автомобиль, пожарные водоемы. Действуют добровольные пожарные организации, членами которых являются, в том числе и осужденные. В учреждении постоянно несут службу сотрудники, которые находятся на наблюдательных вышках по периметру Учреждения, обеспечивая круглосуточный надзор за обстановкой. Допуск сотрудников Учреждения к работе осуществляется после проведения противопожарного инструктажа, проводятся занятия с сотрудниками учреждения по мерам пожарной безопасности: на каждом объекте учреждения имеется пожарный щит (шкаф, укомплектованный первичными средствами пожаротушения). Все объекты обеспечены первичными средствами пожаротушения и огнетушителями в полном объеме; установлены дополнительно четыре пожарных поста; установлена пожарная сигнализация в зданиях: овощехранилище с надстройкой, здании штаба, медицинской части, стоматологическом отделении, в 2010 г. был произведен монтаж и установка пожарной сигнализации в здании КПП-1-КДС, административном здании (здании заводоуправления), здании казармы; за счет бюджетных средств 2010 году приобретено 243 огнетушителя, из внебюджетных средств приобретены 20 огнетушителей ОУ-2 и ОУ; на всех объектах имеются планы эвакуации с действиями на случай возникновения пожара.
Кроме того, в соответствии с ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» проводится проверка молниезащиты. Последняя проверка проводилась в октябре 2010г.
Таким образом, по мнению представителя, указанные выше меры в совокупности позволят в кратчайшие сроки выявить и устранить очаги возгорания, не допустив жертв и ущерба для имущества, а администрацией Учреждения не допускается бездействие и выполняется возложенная законом обязанность соблюдения требования правил пожарной безопасности. В связи с этим нет необходимости для осуществления дополнительных, указанных в исковом заявлении, мер по противопожарной безопасности.
Представитель ответчика - Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Соблюдение правил пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей направлено на минимизацию и ликвидацию последствий возможных проявлений терроризма и реализацию одного из основных принципов противодействий терроризму в Российской Федерации - приоритетности защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, установленному ст. 2 ФЗ « О противодействии терроризму».
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» стандарты нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
Согласно п.п. 9, 14 таблицы № Приложения к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденному ФИО2 МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые здания, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.
Пунктом 1 Норм пожарной безопасности, утв. ФИО2 МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что наряду с указанными нормами, необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Пунктами 1.4, 13.25 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что при обеспечении пожарной безопасности учреждений исполнения наказаний следует руководствоваться ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных МЧС России, другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России. Здания, сооружения и помещения учреждений исполнения наказаний оборудуются системами автоматической пожарной защиты.
Согласно пунктам 1, 5, 6, 10, 11 ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, здания и сооружения учреждений уголовно-исполнительной системы следует защищать соответствующими автоматическими пожарными установками и автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещений со строгими условиями содержания заключенных, камер штрафных изоляторов и помещений камерного типа). Общежития для проживания осужденных следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Судом установлено, что при проведении Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>совместно с отделом Государственного пожарного надзора <адрес> проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. ФИО2 МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» и Руководителю учреждения вручались предписания об устранении нарушений, однако ко времени проведения проверки большинство нарушений не устранены.
Так, автоматическая пожарная сигнализация отсутствует во всех общежитиях отрядов, в здании клуба, банно-прачечном комбинате, помещениях производственных цехов, школы, продуктового склада, вещевого склада, зданиях гаражей, пекарни, здании для проживания поваров, здании КПП-2, здании храма, трапезной.
Проверка молниезащиты подведомственных зданий не проведена. Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря, соответствующие предъявляемым требованиям отсутствуют. Деревянные конструкции чердачных помещений зданий не обработаны огнезащитным составом.
Согласно договора № о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно- исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление названия зданий, указанных в исковом заявлении, и подлежащих оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, указаны не верно, а именно: вместо помещений производственных цехов должно быть указано здание цеха <адрес> (п.37 Приложения к договору), здание цеха корпус № (п.45), здание цеха корпус № (п.46), здание цеха корпус №(п.47), здание мастерских; вместо общежитие отрядов -жилой барак (п.2), общежитие № (п.4), коммунально- бытовой барак (п.5); вместо здание клуба- клуб-столовая (п.14); вместо банно-прачечный комбинат- баня-санпропускник (п.15); вместо продовольственный и вещевой склад – продвещсклад (п.10) ; вместо здание гаражей- гараж с пожарным постом (п.11)и гараж роты (п.12). кроме того, в судебном заседании представитель ответчика ФИО7 пояснила, что здание школы находится в помещении цеха №, пекарня находится в помещении цеха №.
Таким образом, с учетом мнения прокурора, не возражавшего против изменения названий зданий в соответствии с Приложением к Договору 14-06, суд считает необходимым определить названия зданий ФБУ ИК-9, подлежащих оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей в соответствие с указанным Приложением.
Суд критически относится к возражениям ответчика относительно нецелесообразности оборудования автоматической пожарной сигнализацией здания для проживания поваров в связи с его запланированным сносом.
Так, суду представлена справка, составленная начальником ФБУ ИК-9, заместителем начальника по тылу и главным бухгалтером, согласно которой указанное здание запланировано под снос ДД.ММ.ГГГГ, однако суду не представлено достаточных доказательств о том, будет ли оно снесено или нет.
Исходя из материалов дела и показаний представителей ответчика, суд считает, что надлежит отказать в удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности на ФБУ ИК-9 провести проверку молниезащиты подведомственных зданий, поскольку протокол измерения сопротивления заземляющего устройства от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенный к материалам дела, свидетельствует о проведении указанной проверки.
Кроме того, помощник Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ФИО5 суду пояснил, что огнезащитным составом должны быть обработаны следующие здания: медицинская часть, стоматологическое отделение, штаб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией ФБУ ИК-9 действительно допущены нарушения по соблюдению требований правил пожарной безопасности, выполнению предписаний и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара в зданиях ФБУ ИК-9 угрожает жизни и здоровью работников указанной организации, осужденных и иных лиц.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», суд считает необходимым возложить на ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> обязанность по оборудованию автоматической пожарной cигнaлизaциeй и системой оповещения и управления эвакуацией людей жилой барак, общежитие №, коммунально-бытовой барак, клуб-столовую, баню-санпропускник, здание цеха <адрес>, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание мастерских, продовольственный вещевой склад, гараж с пожарным постом и гараж роты, здание для проживания поваров, здание КПП-2, здание храма, трапезную, школу, расположенную в помещении цеха №, пекарню, расположенную в помещении цеха №, а также возложить обязанность на ответчика разработать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, выполнить пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря, соответствующие предъявляемым требованиям, а также обработать деревянные конструкции чердачных помещений зданий медицинской части, стоматологического отделения и штаба огнезащитным составом.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.
Согласно Положению, учредителем ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> является Правительство РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) (п. 1.1). Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества, при недостаточности денежных средств по обязательствам Учреждения, ответственность несет ФСИН России (п.п. 1.5, 5.5 Положения).
Согласно объяснениям представителя Учреждения ФИО7, причиной значительного количества нарушений требований законодательства о пожарной безопасности является недостаточное финансирование указанных мероприятий, хотя администрация ФБУ ИК-9 ФИО1 России неоднократно подавало заявки на выделение финансовых средств (копии заявок на имя Начальника управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> прилагаются л.д. 76-78), на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, однако средства в 2010 году в необходимом объеме выделены не были.
Учитывая отсутствие у ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> необходимых денежных средств на проведение всех противопожарных мероприятий, а также наличие субсидиарной ответственности, расходы по устранению всех нарушений законодательства о пожарной безопасности в помещениях ФБУ ИК-9 ФИО1 России следует возложить на указанное учреждение за счет собственных средств, а при их недостаточности за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» оборудовать автоматической пожарной cигнaлизaциeй и системой оповещения и управления эвакуацией людей жилой барак, общежитие №, коммунально-бытовой барак, клуб-столовую, баню-санпропускник, здание цеха <адрес>, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание мастерских, продовольственный вещевой склад, гараж с пожарным постом и гараж роты, здание для проживания поваров, здание КПП-2, здание храма, трапезную, школу, расположенную в помещении цеха №, пекарню, расположенную в помещении цеха №.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» разработать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, выполнить пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря, соответствующие предъявляемым требованиям, а также обработать деревянные конструкции чердачных помещений зданий медицинской части, стоматологического отделения и штаба огнезащитным составом за счет собственных средств, а при их недостаточности - за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>.
В удовлетворении требований Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>о возложении обязанности на Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» провести проверку молниезащиты подведомственных зданий,– отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение 10 дней.
Председательствующий –
Дело № 2-53/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2010 года г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе
председательствующего - судьи Бачманова Ю.М.,
при секретаре - Матасовой Е.А.,
с участием:
истца- помощника Воронежского прокурора по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях Воронежской области - Рыжкова Р.В.,
представителя ответчика- ФБУ ИК-9 УФСИН России Воронежской области- Рыбина В.Н.,
представителя ответчика- ФБУ ИК-9 УФСИН России Воронежской области- Ершовой Н.С.,
представителя третьего лица-Главного управления МЧС России- Аистова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>совместно с отделом Государственного пожарного надзора <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>.
При проведении проверки были выявлены нарушения требований ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных ФИО2 МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний», а именно: автоматическая пожарная сигнализация отсутствует во всех общежитиях отрядов, в здании клуба, банно-прачечном комбинате, помещениях производственных цехов, школы, продуктового склада, вещевого склада, зданиях гаражей, пекарни, здании для проживания поваров, здании КПП-2, здании храма, трапезной; проверка молниезащиты подведомственных зданий не проведена; планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря и соответствующие предъявляемым требованиям, отсутствуют; деревянные конструкции чердачных помещений зданий не обработаны огнезащитным составом.
Данные нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» создают угрозу возникновения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, что негативно влияет на обеспечение безопасных условий содержания осужденных и работы персонала учреждения.
Таким образом, администрацией ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> не выполняется возложенная законом на них обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также по выполнению предписаний и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности».
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Федеральной службе исполнения наказаний России по <адрес> о возложении обязанности в принудительном порядке устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Помощник Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования, указывая, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Положению о Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Федеральная служба исполнения наказаний России (п.1.1 Положения).
Таким образом, в силу ст. 120 ГК РФ приведение помещений ИК-9 в соответствие с требованиями пожарной безопасности должно быть произведено за счет средств Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>», а при их недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>.
Представители ответчика – ФБУ ИК-9 ФИО1 <адрес>, инспектор пожарной части ФБУ ИК-9 ФИО6 и юрист учреждения ФИО7 заявленные требования не признали.
Так, в обоснование своих возражений ФИО7 суду пояснила, что доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> имеется собственная пожарная часть, укомплектованная необходимым персоналом, имеется собственный исправный пожарный автомобиль, пожарные водоемы. Действуют добровольные пожарные организации, членами которых являются, в том числе и осужденные. В учреждении постоянно несут службу сотрудники, которые находятся на наблюдательных вышках по периметру Учреждения, обеспечивая круглосуточный надзор за обстановкой. Допуск сотрудников Учреждения к работе осуществляется после проведения противопожарного инструктажа, проводятся занятия с сотрудниками учреждения по мерам пожарной безопасности: на каждом объекте учреждения имеется пожарный щит (шкаф, укомплектованный первичными средствами пожаротушения). Все объекты обеспечены первичными средствами пожаротушения и огнетушителями в полном объеме; установлены дополнительно четыре пожарных поста; установлена пожарная сигнализация в зданиях: овощехранилище с надстройкой, здании штаба, медицинской части, стоматологическом отделении, в 2010 г. был произведен монтаж и установка пожарной сигнализации в здании КПП-1-КДС, административном здании (здании заводоуправления), здании казармы; за счет бюджетных средств 2010 году приобретено 243 огнетушителя, из внебюджетных средств приобретены 20 огнетушителей ОУ-2 и ОУ; на всех объектах имеются планы эвакуации с действиями на случай возникновения пожара.
Кроме того, в соответствии с ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» проводится проверка молниезащиты. Последняя проверка проводилась в октябре 2010г.
Таким образом, по мнению представителя, указанные выше меры в совокупности позволят в кратчайшие сроки выявить и устранить очаги возгорания, не допустив жертв и ущерба для имущества, а администрацией Учреждения не допускается бездействие и выполняется возложенная законом обязанность соблюдения требования правил пожарной безопасности. В связи с этим нет необходимости для осуществления дополнительных, указанных в исковом заявлении, мер по противопожарной безопасности.
Представитель ответчика - Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Соблюдение правил пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей направлено на минимизацию и ликвидацию последствий возможных проявлений терроризма и реализацию одного из основных принципов противодействий терроризму в Российской Федерации - приоритетности защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, установленному ст. 2 ФЗ « О противодействии терроризму».
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» стандарты нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
Согласно п.п. 9, 14 таблицы № Приложения к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденному ФИО2 МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые здания, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.
Пунктом 1 Норм пожарной безопасности, утв. ФИО2 МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что наряду с указанными нормами, необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Пунктами 1.4, 13.25 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что при обеспечении пожарной безопасности учреждений исполнения наказаний следует руководствоваться ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных МЧС России, другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России. Здания, сооружения и помещения учреждений исполнения наказаний оборудуются системами автоматической пожарной защиты.
Согласно пунктам 1, 5, 6, 10, 11 ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ, здания и сооружения учреждений уголовно-исполнительной системы следует защищать соответствующими автоматическими пожарными установками и автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещений со строгими условиями содержания заключенных, камер штрафных изоляторов и помещений камерного типа). Общежития для проживания осужденных следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Судом установлено, что при проведении Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>совместно с отделом Государственного пожарного надзора <адрес> проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. ФИО2 МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» и Руководителю учреждения вручались предписания об устранении нарушений, однако ко времени проведения проверки большинство нарушений не устранены.
Так, автоматическая пожарная сигнализация отсутствует во всех общежитиях отрядов, в здании клуба, банно-прачечном комбинате, помещениях производственных цехов, школы, продуктового склада, вещевого склада, зданиях гаражей, пекарни, здании для проживания поваров, здании КПП-2, здании храма, трапезной.
Проверка молниезащиты подведомственных зданий не проведена. Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря, соответствующие предъявляемым требованиям отсутствуют. Деревянные конструкции чердачных помещений зданий не обработаны огнезащитным составом.
Согласно договора № о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно- исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление названия зданий, указанных в исковом заявлении, и подлежащих оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, указаны не верно, а именно: вместо помещений производственных цехов должно быть указано здание цеха <адрес> (п.37 Приложения к договору), здание цеха корпус № (п.45), здание цеха корпус № (п.46), здание цеха корпус №(п.47), здание мастерских; вместо общежитие отрядов -жилой барак (п.2), общежитие № (п.4), коммунально- бытовой барак (п.5); вместо здание клуба- клуб-столовая (п.14); вместо банно-прачечный комбинат- баня-санпропускник (п.15); вместо продовольственный и вещевой склад – продвещсклад (п.10) ; вместо здание гаражей- гараж с пожарным постом (п.11)и гараж роты (п.12). кроме того, в судебном заседании представитель ответчика ФИО7 пояснила, что здание школы находится в помещении цеха №, пекарня находится в помещении цеха №.
Таким образом, с учетом мнения прокурора, не возражавшего против изменения названий зданий в соответствии с Приложением к Договору 14-06, суд считает необходимым определить названия зданий ФБУ ИК-9, подлежащих оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей в соответствие с указанным Приложением.
Суд критически относится к возражениям ответчика относительно нецелесообразности оборудования автоматической пожарной сигнализацией здания для проживания поваров в связи с его запланированным сносом.
Так, суду представлена справка, составленная начальником ФБУ ИК-9, заместителем начальника по тылу и главным бухгалтером, согласно которой указанное здание запланировано под снос ДД.ММ.ГГГГ, однако суду не представлено достаточных доказательств о том, будет ли оно снесено или нет.
Исходя из материалов дела и показаний представителей ответчика, суд считает, что надлежит отказать в удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности на ФБУ ИК-9 провести проверку молниезащиты подведомственных зданий, поскольку протокол измерения сопротивления заземляющего устройства от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенный к материалам дела, свидетельствует о проведении указанной проверки.
Кроме того, помощник Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ФИО5 суду пояснил, что огнезащитным составом должны быть обработаны следующие здания: медицинская часть, стоматологическое отделение, штаб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией ФБУ ИК-9 действительно допущены нарушения по соблюдению требований правил пожарной безопасности, выполнению предписаний и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара в зданиях ФБУ ИК-9 угрожает жизни и здоровью работников указанной организации, осужденных и иных лиц.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», суд считает необходимым возложить на ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> обязанность по оборудованию автоматической пожарной cигнaлизaциeй и системой оповещения и управления эвакуацией людей жилой барак, общежитие №, коммунально-бытовой барак, клуб-столовую, баню-санпропускник, здание цеха <адрес>, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание мастерских, продовольственный вещевой склад, гараж с пожарным постом и гараж роты, здание для проживания поваров, здание КПП-2, здание храма, трапезную, школу, расположенную в помещении цеха №, пекарню, расположенную в помещении цеха №, а также возложить обязанность на ответчика разработать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, выполнить пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря, соответствующие предъявляемым требованиям, а также обработать деревянные конструкции чердачных помещений зданий медицинской части, стоматологического отделения и штаба огнезащитным составом.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.
Согласно Положению, учредителем ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> является Правительство РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) (п. 1.1). Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества, при недостаточности денежных средств по обязательствам Учреждения, ответственность несет ФСИН России (п.п. 1.5, 5.5 Положения).
Согласно объяснениям представителя Учреждения ФИО7, причиной значительного количества нарушений требований законодательства о пожарной безопасности является недостаточное финансирование указанных мероприятий, хотя администрация ФБУ ИК-9 ФИО1 России неоднократно подавало заявки на выделение финансовых средств (копии заявок на имя Начальника управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> прилагаются л.д. 76-78), на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, однако средства в 2010 году в необходимом объеме выделены не были.
Учитывая отсутствие у ФБУ ИК-9 ФИО1 России по <адрес> необходимых денежных средств на проведение всех противопожарных мероприятий, а также наличие субсидиарной ответственности, расходы по устранению всех нарушений законодательства о пожарной безопасности в помещениях ФБУ ИК-9 ФИО1 России следует возложить на указанное учреждение за счет собственных средств, а при их недостаточности за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» оборудовать автоматической пожарной cигнaлизaциeй и системой оповещения и управления эвакуацией людей жилой барак, общежитие №, коммунально-бытовой барак, клуб-столовую, баню-санпропускник, здание цеха <адрес>, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание цеха корпус №, здание мастерских, продовольственный вещевой склад, гараж с пожарным постом и гараж роты, здание для проживания поваров, здание КПП-2, здание храма, трапезную, школу, расположенную в помещении цеха №, пекарню, расположенную в помещении цеха №.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» разработать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, выполнить пожарные шкафы, предназначенные для размещения противопожарного инвентаря, соответствующие предъявляемым требованиям, а также обработать деревянные конструкции чердачных помещений зданий медицинской части, стоматологического отделения и штаба огнезащитным составом за счет собственных средств, а при их недостаточности - за счет средств РФ, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории <адрес> Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>.
В удовлетворении требований Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>о возложении обязанности на Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» провести проверку молниезащиты подведомственных зданий,– отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение 10 дней.
Председательствующий –