О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 марта 2023 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,
при помощнике Кeзнецовой С.А.,
с участием административного истца Кислицына В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1172/2022 по административному иску Кислицына В. В. к ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> об оспаривании бездействия и решения должностных лиц врачебной комиссии,
у с т а н о в и л:
Кислицын В.В., отбывая наказание в ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес>, обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным иском.
В обоснование исковых требований истец указал, что бездействием медицинских работников не выполнены обязанности по организации медицинской помощи. В результате бездействия медицинских работников: председателя врачебной комиссии Валаевой Т.А., ее заместителей Косаревой Н.А., Пинюгина Е.В., Левагиной С.Ю., его лечащим врачом и начальником отделения, где административный истец находится на лечении было вынесено заключение №, которое не может определяться как правомерное. Просит суд признать законным и правильным его требования к ответчику. Внести в клинический диагноз в Заключение № соответствующие изменения, отразив и включив в него все имеющиеся у административного истца болезни и состояния, которые установлены медицинскими документами и результатами обследований из ГБУЗ СОКЦ СПИД; сформировать клинический диагноз с учетом и на основе Клинических рекомендаций ВИЧ – инфекция у взрослых, включая фазу по ВИЧ – инфекции; отразить в заключении № данные о том, он признан и является инвалидом второй группы; провести дополнительное обследование согласно Правилам с привлечением на освидетельствование врачей специалистов из ГБУЗ СОКЦ СПИД.
Административный истец Кислицsн В.В. в судебное заседание явился, участвует посредством видеоконференцсвязи.
Представитель ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, не уведомил суд об уважительности своей неявки в судебное заседание, не просил об отложении рассмотрения дела.
Представитель ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России направил письменное ходатайство о привлечении в качестве соответчика ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России и передаче дела по подсудности в Советский районный суд <адрес>.
В судебном заседании судом поставлен на обсуждение вопрос о привлечении в качестве административного соответчика ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, поскольку указанные в административном исковом заявлении врачи являются сотрудниками названного медицинского учреждения и передаче дела по подсудности в Советский районный суд <адрес>.
Административный истец Кислицsн В.В. указал, что передача административного иска по подсудности в Советский районный суд будет затягивать сроки рассмотрения дела, Красноглинский районный суд <адрес> является равнозначным судом и считает возможным рассмотреть административное дело в Красноглинском районном суде <адрес>.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из административного искового заявления, позиции истца о предъявлении материальных требований к медицинскому учреждению, суд полагает необходимым привлечь в качестве административного соответчика ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Согласно части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-О-П
и от <дата> №-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки
части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от <дата> №-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой); под местом пребывания понимается в том числе учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ (абзац седьмой).
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, не предусматривают при осуждении к лишению свободы или принудительным работам обязательное снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства. При этом согласно пункту 15 названных правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в том числе в определении от <дата> №-О-О, о том, что исправительное учреждение не является местом жительства лица, отбывающего там наказание в виде лишения свободы.
Из административного искового заявления Кислицына В.В. не следует, что он имеет постоянную регистрацию на территории <адрес>.
Требования Кислицына В.В. не связаны с осуществлением полномочий ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес>, где истец отбывает наказание, а то учреждение здравоохранения, к которому административный истец предъявляет требования, находятся за пределами территории, на которую распространяется юрисдикция Красноглинского районного суда <адрес>. ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России по <адрес> находится по адресу: <адрес>, что относится к <адрес>.
Судом установлено, что настоящее административное заявление принято к производству Красноглинского районного суда <адрес> с нарушением правил подсудности.
Данное обстоятельство является основанием для передачи административного дела по подсудности в Советский районный суд <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 22, 24, 199 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
Привлечь в качестве административного соответчика Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № ФСИН России».
Административное дело №а-1172/2023 по административному иску Кислицына В. В. к ФКЛПУ ОТБ УФСИН России по <адрес>, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № ФСИН России» об оспаривании бездействия и решения должностных лиц врачебной комиссии передать для рассмотрения по подсудности в Советский районный суд <адрес>.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Арефьева Н.В.
Копия верна.