РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1512/21 по иску Кузьминой Н. В. об оспаривании бездействия и действий Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кузьминой Н. В. действия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившиеся в возвращении заявления о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кузьминой Н. В. бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по его заявлению от 25.02.2020 г. №СП-9/741 о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов письмом от 16.02.2021 г. №15-07-26/5501.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение законных интересов заявительницы, приняв решение по существу по её заявлению от 23.12.2020 г. №СП-9/5404 о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований о признании незаконными действий по проведению осмотра земельного участка 1.02.2021 г. отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1512/21 по иску Кузьминой Н. В. об оспаривании бездействия и действий Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Кузьмина Н.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что она обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 599 м2 по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно на основании заключения комиссии о подтверждении создания жилого дома до 1990 г. и фактического пользования земельным участком и хозяйственными постройками на нем. Заявление возвращено ей письмом от 16.02.2021 г. №15-07-26/5501, указано, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом с кадастровым номером 63:01:0253011:940. Просит признать незаконными бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, действия по возврату её заявления письмом от 16.02.2021 г. №15-07-26/5501, по осмотру земельного участка 1.02.2021 г.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены.
Заинтересованное лицо Администрация Кировского района г.о. Самара представил письменный отзыв (л.д. 83-84), в котором полагало разрешение дела на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23.12.2020 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5404 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 599 м2 по адресу: <адрес>, занимаемого индивидуальным жилым домом, без проведения торгов (л.д. 43-45).
26.12.2020 г. заявление истицы передано на рассмотрение ответчику.
Письмом от 16.02.2021 г. №15-07-26/5501 Департамент управления имуществом г.о. Самара возвратил истцу пакет документов, указав, что предварительное согласование предоставления земельного участка не представляется возможным (л.д. 36-38).
Возвращение заявления без рассмотрения по существу очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом, а также решить вопрос о его возвращении заявителю при наличии предусмотренных законом оснований.
Согласно п.1, 2 ст.39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;
- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- цель использования земельного участка;
- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.6 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В соответствии с п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п.8 ст.39.20 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Таким образом, по поступившему заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов ответчик был вправе принять одно из следующих 4 решений:
- о возвращении заявления заявителю по формальным основаниям;
- о приостановлении срока рассмотрения заявления до принятия решения по ранее поданному другим лицом заявлению;
- о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Опция возвращения заявления в связи с невозможностью предварительного согласования предоставления земельного участка законом не предусмотрена.
Следовательно, оспариваемые действия ответчика является заведомо незаконным. Ответчик не вправе уклониться от принятия решения по существу заявления истицы.
Судом установлено, что поступившее на рассмотрение ответчика заявление удовлетворяет требованиям п.1 ст.39.15 ЗК РФ. К заявлению приложены документы, предусмотренные п.2 ст.39.15 ЗК РФ. Следовательно, у ответчика не имелось оснований для возвращения заявления.
Невозможность предварительного согласования предоставления земельного участка по смыслу закона имеет место лишь в случаях, указанных в ст.39.16 ЗК РФ и влечёт принятие уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требование о признании незаконным решения органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Также подлежит удовлетворению требования истицы о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в 30-тидневный срок, поскольку в установленный срок никакого решения по заявлению истца принято не было, решение о возвращении заявления было принято уже после предъявления рассматриваемого административного искового заявления. Кроме того, возврат документов заявительнице не является решением по существу обращения.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Вместе с тем оснований для удовлетворения требований истицы о признании незаконными действий Департамента управления имуществом г.о. Самара по проведению осмотра земельного участка 1.02.2021 г. не имеется. В соответствии с п.7 ст.39.15 ЗК РФ обязанностью уполномоченного органа является проверка наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По смыслу закона, в рамках проведения такой проверки уполномоченный орган может проводить осмотр земельного участка. Следует отметить, что пп.3 п.3.59 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утверждённого постановлением Администрации г.о. Самара от 29.03.2017 г. №171, прямо предусматривает право и обязанность уполномоченного органа на осуществление осмотра соответствующего земельного участка на местности на предмет наличия (отсутствия) объектов недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кузьминой Н. В. действия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившиеся в возвращении заявления о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кузьминой Н. В. бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по его заявлению от 25.02.2020 г. №СП-9/741 о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов письмом от 16.02.2021 г. №15-07-26/5501.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение законных интересов заявительницы, приняв решение по существу по её заявлению от 23.12.2020 г. №СП-9/5404 о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований о признании незаконными действий по проведению осмотра земельного участка 1.02.2021 г. отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2021 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь