Дело №2-2737/21 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи И.А. Коваленко,
при секретаре Т.Н.Хариной,
с участием истца , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация ПГО) о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ребенка умерла, сведения о месте нахождения отца неизвестны. Состоит в очереди с целью улучшения жилищных условий в Администрации ПГО с 20.07.2009г. за учетным номером общей очереди №, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером №. До настоящего времени не обеспечена жилой площадью по договору социального найма, несмотря на наличие права на внеочередное предоставление жилья. Истец просит обязать Администрацию ПГО предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
Определением Петрозаводского городского суда от 04.04.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно указав, что иного жилого помещения по договору социального найма и в собственности не имеет.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, материалы архивных гражданских дел № 2-3263/10-2006, 2-2974/24-2006, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Установлено, что , ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к льготной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не имеет.
Над ребенком согласно Постановлению Главы самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека, несовершеннолетняя передана на попечение опекуна ФИО1. За указанным постановлением закреплено право на получение жилой площади в г. Петрозаводске. ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ребенка являлась одинокой матерью, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Место нахождения биологического отца ребенка неизвестно.
Истец состоит в очереди с целью улучшения жилищных условий в Администрации ПГО с ДД.ММ.ГГГГ с учетным номером общей очереди №, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером №. Какого-либо жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности не имеет и возможность ее предоставления по предыдущему месту жительства матери отсутствует. Временно зарегистрирована по месту обучения в общежитии <данные изъяты> – г.Петрозаводск, <адрес>, имела регистрацию по месту жительства опекуна - г.Олонец, <адрес>. Квартира по последнему адресу находится в собственности опекуна. До настоящего времени не обеспечена жилой площадью по договору социального найма, несмотря на наличие права на внеочередное предоставление жилья.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения.
Право данной категории граждан на жилое помещение предусмотрено также ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Право истца на внеочередное предоставление жилья ответчиком, третьим лицом не оспаривается.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, с 01.03.2005 г. жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.3 ст.49 указанного Кодекса другим категориям граждан, определенных федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации по договору социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом могут предоставляться жилые помещения указанной категории граждан, в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.
Ст. 3 ч.6 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. В соответствии со статьей 4 указанного Закона Республикой Карелия органам местного самоуправления муниципальных районов и округов Республики Карелия с 01.01.2006г. переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, жилой площадью. Средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в составе Регионального фонда компенсаций в виде субвенций. Объем субвенций для финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 3, 8 ст. 20 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и в рамках выделенных средств.
Ответчиком не доказано, что в бюджете Петрозаводского городского округа не имеется денежных средств на реализацию органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисленных из бюджета Республики Карелия в виде субвенций. Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2011 год» бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрена субвенция в размере 25242 тыс.рублей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Администрация Петрозаводского городского округа является надлежащим ответчиком по делу, поскольку предусмотренные законодательством расходные обязательства на дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечение жильем, исполнены. Также именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений с учетом требований ст. 14, 49, 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с указанной правовой нормой Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005г. № ХХУ/ХХУ-256 в городе Петрозаводске установлена норма предоставления жилой площади муниципального жилищного фонда по договору социального найма из расчета 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека
Частью 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам, состоящим на учёте, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Жилым помещением согласно ст. 15 вышеуказанного Кодекса признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Ввиду указанных обстоятельств исковые требования подлежат удовлетворению.
Администрация Петрозаводского городского округа обязана предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
На основании ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. 12,55,56,194 - 199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Администрации Петрозаводского городского округа предоставить , ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья И.А.Коваленко