Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2015 года
Дело № 2-56/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Маренковой А.В.,
при секретаре Романюк Л.О.,
с участием представителя истца Степаняна Э.В.,
представителя ответчика Воробьевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаняна В.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанян В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее – пенсионный орган, УПФ) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что по достижении 55-летнего возраста обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением пенсионного органа от 28.02.2014 в назначении такой пенсии ему было отказано в связи с тем, что у него отсутствует требуемый 15-летний специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера. С данным решением он не согласен, поскольку его стаж работы в районах Крайнего Севера подтвержден документально и превышает 15 лет. Так, в период с 31.12.1995 по 31.12.1996 он оказывал услуги по гражданско-правовому договору в ТОО <данные изъяты>, при этом отчисления в пенсионный фонд производились в установленном законом порядке, однако ответчик не включил указанный период в специальный стаж его работы со ссылкой на то обстоятельство, что вышеуказанный договор гражданско-правового характера поименован как договор возмездного оказания услуг, период осуществления деятельности по оказанию услуг по которому не засчитывался в стаж работы в районах Крайнего Севера на момент его заключения. Вместе с тем по своей правовой природе указанный договор является договором подряда, в связи с чем полагает, что указанный период необоснованно исключен из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, полагает, что ответчик необоснованно не включен в специальный стаж работы по причине отсутствия сведения о начислении и перечислении страховых взносов в пенсионный фонд периоды осуществления им деятельности по оказанию услуг по договорам гражданско-правового характера в ТОО <данные изъяты> с 01.07.1997 по 30.09.1997 и с 01.06.1998 по 31.08.1998, поскольку в указанные периоды им выполнялись взятые на себя обязательства по указанным договорам возмездного оказания услуг, что подтверждается актами выполненных работ, а неуплата работодателем страховых взносов в пенсионный орган не должна препятствовать реализации работником своих пенсионных прав. Помимо этого, ответчик необоснованно не включил в специальный стаж его работы период его работы в ООО <данные изъяты> по трудовому договору с 01.10.2013 по 10.02.2014 со ссылкой на отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений о работе в указанный период в режиме полного рабочего времени, поскольку в указанный период времени он работал на полную ставку в течение полного рабочего времени, что подтверждается трудовым договором и записями в трудовой книжке, а также данными, предоставленными работодателем в пенсионный орган. По тем же основаниям не согласен с не включением пенсионным органом в специальной стаж работы период его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010 со ссылкой на то обстоятельство, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеются о его работе в указанный период времени на 0,4 ставки, однако в данный период времени он работал на полную ставку в течение полного рабочего времени, что подтверждается трудовым договором и записями в трудовой книжке. Полагал также, что ответчик необоснованно не включен период работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2005 по 31.07.2005 и с 01.01.2006 по 31.10.2005 со ссылкой на его нахождение в отпуске без сохранения заработной платы. Между тем, в таком отпуске он находился только в период с 01.05.2005 по 31.07.2005, в остальные периоды он осуществлял трудовую деятельность, в связи с чем периоды его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2005 по 01.05.2005 и с 01.01.2006 по 31.10.2006 должны быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера. Полагал также незаконным не включение ответчиком в специальный стаж его работы период его службы в органах внутренних дел с 14.10.1985 по 26.08.1993, что влечет нарушение его конституционных прав, поскольку получение пенсии по линии МВД невозможно ввиду отсутствия требуемого стажа работы в должности <данные изъяты>. Помимо этого указал, что в период с 10.02.2014 по 29.10.2014 он продолжал трудиться в ООО <данные изъяты>, в связи с чем указанный период времени также может быть зачтен в специальный трудовой стаж. Кроме того, у него имеются документы, подтверждающие выполнение им работ по договору возмездного оказания услуг в ЗАО <данные изъяты> с 10.10.2002 по 02.02.2003, с 24.06.2007 по 31.10.2007, не представленные им в пенсионный орган, указанные периоды также могут быть включены в специальный стаж. В результате незаконного отказа в назначении трудовой пенсии по старости он не получил пенсию в общей сумме <данные изъяты>. Просил суд признать незаконным решение пенсионного органа от 28.02.2014 об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж его работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы по договору гражданско-правового характера в ТОО <данные изъяты> с 31.12.1995 по 31.12.1996, с 01.06.1997 по 30.09.1997, с 01.06.1998 по 31.08.1998, периоды его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010, с 01.10.2013 по 10.02.2014, периоды его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2005 по 01.05.2005 и с 01.01.2006 по 31.10.2006, периоды его службы в органах внутренних дел с 14.10.1985 по 26.08.1993, период его работы по договору возмездного оказания услуг в ЗАО <данные изъяты> с 10.10.2002 по 02.02.2003, с 24.06.2007 по 31.10.2007, а также период его работы в ООО <данные изъяты> с 10.02.2014 по 29.10.2014, возложить на ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с 10.02.2014, взыскать с ответчика в его пользу неполученную пенсию в размере <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в суд в сумме <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнил исковые требования в части взыскания с ответчика в его пользу неполученной пенсии, указав, что данный расчет должен произвести пенсионный орган, в связи с чем просил суд взыскать с ответчика в его пользу неполученную пению за период с 10.02.2014 по 01.12.2014. В остальной части исковые требования оставил без изменения.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании на заявленных требованиях с учетом их уточнения настаивал.
Представитель истца – Степанян Э.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении и уточнении к нему. Просил удовлетворить требования истца в полном объеме.
Представитель ответчика - Воробьева С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, полагала решение пенсионного органа об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости законным и обоснованным, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Просила в иске Степаняну В.М. отказать в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении истца, суд находит заявленные истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере является одним из видов досрочных трудовых пенсий и устанавливается в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно указанной норме закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, город Мурманск относится к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец осуществляет свою трудовую деятельность в городе Мурманске, то есть в районах Крайнего Севера.
Судом также установлено, что в целях реализации прав на пенсионное обеспечение 20 января 2014 года Степанян В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением пенсионного органа от 28.02.2014 в назначении указанной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера.
Из протокола № об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует, что страховой стаж истца с учетом льготного исчисления в районах Крайнего Севера соответствует установленным требованиям и составляет 29 лет 10 месяцев 13 дней), стаж работы в районах Крайнего Севера составил 11 лет 09 месяцев 17 дней, необходимых 15 лет не выработано.
Указанным протоколом также подтверждается, что в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера не включены следующие периоды: периоды работы по договорам возмездного оказания услуг в ТОО <данные изъяты> с 31.12.1995 по 31.12.1996, так как работа по договорам гражданско-правового характера (договор возмездного оказания услуг) засчитывается в страховой стаж только с 01.01.1997; с 01.06.1997 по 30.09.1997 и с 01.06.1998 по 31.08.1998, так как уплата страховых взносов в указанные периоды в пенсионный фонд не производилась; отпуска без сохранения заработной платы с 01.01.2005 по 31.07.2005 и с 01.01.2006 по 31.10.2006; период работы в ООО <данные изъяты> с 29.06.2004 по 15.08.2004 и период работы в ООО <данные изъяты> с 01.10.2013 по 10.02.2014, поскольку отсутствуют сведения о работе в указанные периоды в индивидуальном лицевом счете; также в стаж работы истца в районах Крайнего Севера не включены следующие периоды: период работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета в графе «Территориальные условия (код)» <данные изъяты> - *** ставки; периоды военной службы с 10.05.1977 по 02.06.1979 и с 14.10.1985 по 26.08.1993 со ссылкой на статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Не согласившись с приведенным выше решением пенсионного органа, истец обратился в суд за защитой своих прав на пенсионное обеспечение, указав, что пенсионный орган своим решением нарушает его конституционные права.
Так, Степанян В.М. просит суд обязать ответчика включить в его стаж работы в районах Крайнего Севера период его службы органах внутренних дел с 14.10.1985 по 26.08.1993, подтверждая документально, что такая служба для него проходила в районах Крайнего Севера – в городе Мурманске, а также то обстоятельство, что пенсию по линии МВД он не получает и на пенсионном обеспечении УФО УМВД России по Мурманской области не состоит.
Между тем, согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 14-О, государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 01.01.2002, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года № 475).
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вступившей в силу с 01 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5 - 10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.
При этом также следует отметить, что до 01 января 2002 года пенсия в связи с работой на Крайнем Севере назначалась в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Положения этой статьи также не предусматривали возможность включения периодов военной службы в 15-20 календарных лет, необходимых для определения права на данную пенсию.
При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж работы истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в органах внутренних дел с 14.10.1985 по 26.08.1993, у пенсионного органа не имеется, в связи с чем требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Что касается требования истца о включении в его специальный стаж периоды его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2005 по 01.05.2005; с 01.01.2006 по 31.10.2006, то суд также не находит оснований для удовлетворения требования истца в данной части.
Материалами дела, а именно трудовой книжкой истца подтверждается, что 29.06.2004 Степанян В.М. был принят на работу в ООО <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, а также в качестве совместителя на должность <данные изъяты>, 24.06.2007 уволен по собственному желанию.
Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица – Степаняна В.М. подтверждается, что в периоды с 01.01.2005 по 01.05.2005 и с 01.01.2006 по 31.10.2006 истец находился в отпусках без сохранения заработной платы, страховые взносы в указанные периоды времени не начислялись и не перечислялись.
Доказательств обратному истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
Таким образом, пенсионный орган обоснованно не включил в страховой стаж истца и стаж его работы в районах Крайнего Севера периоды его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2005 по 01.05.2005 и с 01.01.2006 по 31.10.2006 на основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Следовательно, в данной части требования истца также не подлежат удовлетворению.
Также не могут быть удовлетворены требования истца о включении в его стаж работы в районах Крайнего Севера периодов его работы в ЗАО <данные изъяты> с 10.10.2002 по 02.02.2003, с 24.06.2007 по 31.10.2007 и период работы истца в ООО <данные изъяты> с 10.02.2014 по 29.10.2014, поскольку данные периоды не были документально подтверждены истцом при обращении в пенсионный орган для назначения пенсии и не являлись предметом рассмотрения комиссией пенсионного органа при определении наличия либо отсутствия права истца на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, данные периоды работы истца пенсионным органом не проверялись и не оценивались, в связи с чем дать правовою оценку решению пенсионного органа в данной части у суда оснований не имеется.
При этом суд учитывает, что в силу положений статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение о включении периодов в стаж работы носит заявительный характер, в связи с чем истец не лишен права обращения в пенсионный орган за назначением ему пенсии с учетом ранее не подтвержденных и приведенных выше периодов работы, представив соответствующие документы, подтверждающие его стаж работы в районах Крайнего Севера.
При этом суд также учитывает, что в трудовой книжке истца отсутствует сведения о его работе в ЗАО <данные изъяты>, а из заявления истца, содержащегося в материалах пенсионного дела (отказного), от 20.01.2014 следует, что иных документов, кроме представленных в пенсионный орган, подтверждающих стаж его работы, у него не имеется.
Что касается не включения ответчиком в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010, а также с 01.10.2013 по 10.02.2014, то суд не может согласиться с решением пенсионного органа в данной части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой течение полного рабочего дня, если оное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
Записью в трудовой книжке истца подтверждается, что с 01.10.2007 Степанян В.М. принят на работу в ООО <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, сведений о его увольнении либо работе не на полную ставку трудовая книжка истца не содержит.
Трудовым договором, заключенным между ООО <данные изъяты> и
Степаняном В.М. 01.10.2007, подтверждается, что работа в ООО <данные изъяты> для Степаняна В.М. является основной, ему установлена рабочая неделя продолжительностью 5 дней с двумя выходными днями – суббота и воскресенье, продолжительность работы – 40 часов в неделю.
Сведений о том, что истец принят на работу в условиях неполной ставки не имеется.
Справкой ООО <данные изъяты> от 27.08.2014, составленной на основании приказа о приеме истца на работу и расчетных ведомостей, подтверждается, что
Степанян В.М. работает в ООО <данные изъяты> с 01.10.2007 по настоящее время в должности <данные изъяты> в условиях полного рабочего дня (1,0 ставки).
При этом сведения об отчислениях в пенсионный фонд страховых взносов за указанные периоды в выписке из индивидуального лицевого счета истца имеются, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Доводы ответчика о том, что период работы истца в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010 не может быть включен в специальный стаж, поскольку выписка из индивидуального лицевого счета истца содержит сведения о его работе на 0,4 ставки, то есть не в условиях полной занятости в течение рабочего дня, не принимается судом, поскольку работа истца в условиях полной занятости в указанный период времени подтверждается указанными выше доказательствами, а возлагать на работника ответственность за предоставление работодателем сведений, не соответствующих действительности, не допускается.
Таким образом, требования истца о включении в стаж его работы в районах Крайнего Севера периодов его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010 и с 01.10.2013 по 10.02.2014 обоснованны и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности по включению в стаж его работы в районах Крайнего Севера периодов оказания им услуг ТОО <данные изъяты> по договорам гражданско-правового характера с 31.12.1995 по 31.12.1996, с 01.06.1997 по 30.09.1997, с 01.06.1998 по 31.08.1998, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со статьей 10 этого же закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору.
Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (пункт 8 Правил).
В подтверждение права на включение в трудовой стаж в районах Крайнего Севера периодов оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, истцом представлены договор возмездного оказания услуг от 31.12.1995 и акты выполненных работ по указанному договору от 30.03.1996, 30.06.1996, 30.09.1996, 30.12.1996, договор возмездного оказания услуг от 31.12.1996 с актами выполненных работ по указанному договору от 30.03.1997, 30.06.1997, 30.09.1997 и 30.12.1997, договор возмездного оказания услуг от 31.12.1997 с актами выполненных работ по указанному договору от 30.03.1998, 30.06.1998, 30.09.1998, 31.12.1998.
Предметом данных договоров является оказание исполнителем услуг консультирования по вопросам формирования комплекта документов, необходимых для оформления сделок купли-продажи продукции, оказания помощи по вопросам заключения сделок купли-продажи продукции.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периоды оказания им услуг (выполнения работ) по договорам гражданско-правового характера, пенсионный орган исходил из того, что работа по договору возмездного оказания услуг засчитывается в страховой стаж только с 01.01.1997, тогда как за период с 31.12.1995 по 31.12.1996 истец представил в пенсионный орган договор возмездного оказания услуг от 31.12.1995, а не договор подряда.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данными выводами пенсионного органа по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.02.1997 № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» с 01.01.1997 при подсчете общего стажа для назначения пенсии учитываются периоды работы по договорам гражданско-правового характера (договор возмездного оказания услуг).
Однако Федеральным законом от 21.12.1995 № 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации…на 1996 года» установлены на 1996 год тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе для работодателей - организаций - в размере 28 процентов; для работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Проанализировав договор возмездного оказания услуг от 31.12.1995, представленного истцом в пенсионный орган, суд приходит к выводу о том, что по своей правовой природе данный договор фактически является договором подряда, в связи с чем может быть принят в качестве доказательства наличия трудового стажа в указанный в нем период времени.
Согласно имеющейся в материалах пенсионного дела (отказного) в отношении Степаняна В.М. справке УПФ Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска от 10.02.2014 №, ТОО (ООО) <данные изъяты> зарегистрировано в ПФР по г. Мурманску 25.03.1994, рег. №.
Справкой ответчика от 06.02.2014 за период с 31.12.1994 по 30.04.1996, с 01.09.1996 по 31.05.1997 в ТОО (ООО) <данные изъяты> финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась, страховые взносы начислялись и перечислялись. Сведения за периоды с 31.12.1994 по 31.12.1998 отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета по причине того, что персонифицированный учет в Мурманской области образован 01 апреля 1999 года.
Таким образом, включению в трудовой стаж истца в районах Крайнего Севера подлежат периоды его работы по договорам гражданско-правового характера в ТОО <данные изъяты> в периоды с 31.12.1995 по 30.04.1996 и с 01.09.1996 по 31.12.1996, поскольку выполнение работ истцом подтверждено документально, уплата страховых взносов в указанные периоды производилась.
Вместе с тем, согласно имеющейся и приведенной выше справке ответчика от 06.02.2014 с 01.05.1996 по 31.08.1996, с 01.06.1997 по 30.09.1997, с 01.06.1998 по 31.08.1998 в ТОО (ООО) <данные изъяты> финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, страховые взносы не начислялись и не перечислялись.
Иных доказательств начисления и перечисления страховых взносов за указанные периоды оказания услуг по договорам возмездного оказания услуг
Таким образом, указанные периоды не могут быть включены в специальный стаж истца, дающий ему право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости.
Следовательно, в данной части требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Принимая во внимание, что с учетом включенных судом в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периодов его работы по договорам гражданско-правового характера с 31.12.1995 по 30.04.1996 и с 01.09.1996 по 31.12.1996; периодов его работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010; с 01.10.2013 по 10.02.2014 (04 месяца 01 день + 04 месяца + 06 месяцев + 04 месяца 10 дней = 01 год 06 месяцев 11 дней), стаж работы Степаняна В.М. в районах Крайнего Севера составит 13 лет 03 месяца 28 дней (11 лет 09 месяцев 17 дней + 01 год 06 месяцев 11 дней), тогда как для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» требуется стаж работы в районах Крайнего Севера – 15 лет, на 10.02.2014 у истца не наступило право на назначение ему указанной пенсии, в связи с чем решение пенсионного органа от 28.02.2014 об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости нельзя признать незаконным, следовательно, требования истца в данной части, а также в части возложения на ответчика обязанности по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с 10.02.2014 удовлетворению не подлежат.
Также не может быть удовлетворено судом и требование истца о взыскании с ответчика в его пользу не полученной пенсии за период с 10.02.2014 по 01.12.2014, поскольку оно не основано на законе.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимые расходы.
В силу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Гражданским процессуальным законодательством предусмотрено право лица, обратившегося с обоснованными требованиями в суд, на возмещение расходов, понесенных в связи с защитой нарушенных прав.
Исходя из принципов гражданского права, установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. При этом в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
В обоснование требований о взыскании расходов на оказание услуг представителя истцом представлен договор на оказание возмездных услуг от 27.10.2014, заключенного истцом и его представителем Степаняном Э.В., и расписка в получении представителем от истца денежных средств по указанному договору в сумме <данные изъяты>.
Понятие разумности пределов следует соотносить с объемом защищаемого права, сложностью рассматриваемого гражданского дела и объемом оказанных представителем услуг.
Принимая во внимание, объем оказанной истцу помощи по данному гражданскому делу, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы за оказание услуг представителем в размере <данные изъяты>, расценивая указанную сумму как разумную и справедливую.
С учетом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Степаняна В.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска включить в стаж работы Степаняна В.М., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период его работы по договорам гражданско-правового характера с 31.12.1995 по 30.04.1996 и с 01.09.1996 по 31.12.1996; периоды его работы в обществе с ограниченной ответственностью <данные изъяты> с 01.01.2010 по 30.06.2010; с 01.10.2013 по 10.02.2014.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска в пользу Степаняна В.М. расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, в возврат государственной пошлины <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы периодов прохождения службы в органах внутренних дел с 14.10.1985 по 26.08.1993; периодов работы по договорам гражданско-правового характера с 01.05.1996 по 31.08.1996, с 01.06.1997 по 30.09.1997, с 01.06.1998 по 31.08.1998; с 01.01.2005 по 01.05.2005; с 01.01.2006 по 31.10.2006; с 10.10.2002 по 02.02.2003; с 24.06.2007 по 31.10.2007; периодов работы с 10.02.2014 по 29.10.2014, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости с 10.02.2014, взыскании неполученной пенсии за период с 10.02.2014 по 01.12.2014, взыскании расходов по оплате услуг представителя на сумму, превышающую <данные изъяты>, в возврат государственной пошлины на сумму, превышающую <данные изъяты>, Степаняну В.М. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись Маренкова А.В.