№
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Крапко В.В.,
при секретаре – Гурском Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синкина С.С. к ГУ-ОПФ Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Синкина С.С. обратилась в суд с иском, в котором просила возложить обязанность разрешить вопрос о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 21.04.2021 года.
Стороны в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Стороной истца также предоставлены на обозрение оригиналы документов.
Представитель ответчика предоставила письменные возражения, а также материалы отказного пенсионного дела, просила в иске отказать.
Исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Синкина С.С. является гражданкой Российской Федерации и родилась 21.04.1971 года.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 21.04.2021 года.
Своим решением от 29.06.2021 года Управление отказало истцу в назначении страховой пенсии по п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, поскольку не предоставлено надлежащих сведений о воспитании ею как родителем ребенка инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет. В частности указано, что положения Закона №421-ФЗ на спорные правоотношения с учетом смерти ребенка до 18.03.2014 года, не распространяются.
Страховой стаж учтен в размере 26 лет 1 месяца и 8 дней, ИПК 52,768.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию предусмотрено положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Из материалов дела следует, что с 2015 Синкина (Тищенко ) С.С. состоит в браке с Синкиным А.И.
От брака истец имела несовершеннолетнюю дочь Синкину А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно медицинскому заключению о ребенке инвалиде возрастом до 16 лет от ДД.ММ.ГГГГ Синкину А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком-инвалидом вследствие имевшихся у неё заболеваний (дата переосвидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ). При переосвидетельствовании в январе 2010 года категория "ребенок-инвалид" была установлена Синкину А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г.Симферополь подтвердил обстоятельства, связанные с инвалидностью ребенка – Синкину А.А.
При этом, по общему правилу, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Синкину А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 9 лет.
К моменту смерти ребенка медицинское заключение выданное сроком до ДД.ММ.ГГГГ, являлось действующим.
Предоставленными органом пенсионного обеспечения сведениями, второй родитель не реализовывал свое право в порядке предусмотренном п.1 ч.1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Данная норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по возрасту и для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком -инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет).
Родители инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения возраста 8 лет, в соответствии со статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации в равной мере имеют возможность воспользоваться правом на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с учетом их свободного выбора.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2009 г. N 1365-О-О указал, что необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
При этом на основании статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Сама по себе смерть ребенка-инвалида до ДД.ММ.ГГГГ при установленных и не оспоренных обстоятельствах фактического осуществления истцом воспитания ребенка инвалида до достижения им возраста 8 лет, не может ставится в обоснование причин отказа в реализации социального права истца, поскольку сама по себе многолетняя заботе о ребенке-инвалиде, сопряженная с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, уже свидетельствует о приобретении заявителем соответствующего права на дополнительное социальное обеспечение со стороны государства.
Поскольку с учетом включенных Управлением периодов в страховой стаж, у истца образуется необходимый страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент превысит требуемый, истец, на день принятия оспариваемого решения достигла возраста 50 лет, прихожу к выводу о наличии оснований к возложению обязанности на Управление назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по основанию пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Без отмены состоявшегося решения Управления реализация социальных прав гражданина (истца) не представляется возможным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
Иск Синкина С.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на ГУ-ОПФ Российской Федерации по Республике Крым обязанность:
- назначить Синкина С.С. страховую пенсию по п.1 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Крапко В.В.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.