Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2877/2015 от 23.10.2015

Судья: Волченкова Н.С. Дело № 33-2877

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2015 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.

судей Рогожина Н.А., Зубовой Т.Н.

при секретаре Постникове Н.С.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Мамонтова Леонида Александровича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим пребыванием в изоляторе временного содержания г. Мценка Орловской области,

по апелляционной жалобе Мамонтова Леонида Александровича на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 июня 2015 г., которым постановлено:

«исковые требования Мамонтова Леонида Александровича удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области в пользу Мамонтова Леонида Александровича компенсацию морального вреда в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части исковых требований Мамонтову Леониду Александровичу отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

установила:

Мамонтов Л.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим пребыванием в изоляторе временного содержания г. Мценка Орловской области.

В обоснование требований указывал, что на основании постановления Мценского районного суда Орловской области от 6 октября 2005 г. в отношении него как подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314 Уголовного кодекса Российской Федерации, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В период с сентября по ноябрь 2005 года он в соответствии с постановлением следователя следственного отдела при отделе внутренних дел г. Мценска и Мценского района Орловской области содержался в изоляторе временного содержания (далее – ИВС) г. Мценска, где в нарушение требований приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания» не были обеспечены надлежащие условия пребывания: камера не была оборудована краном с водопроводной водой, приточной и вытяжной вентиляцией, душевой комнатой, канализацией с санузлом с соблюдением норм приватности, в камере отсутствовало естественное освещение, ввиду того, что единственное окно было закрыто металлическим листом, имеющим несколько отверстий, ему не выдавались средства и предметы личной гигиены и постельные принадлежности (две простыни и наволочка), посуда, из которой он принимал пищу, была не гигиенически чистой, стены в камере имели не предусмотренную нормативными актами поверхность в виде «шубы», камера не была оборудована радиоузлом для прослушивания в определенное время радиопередач, не были обеспечены ему и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Ссылаясь на то, что при содержании в ИВС г. Мценска Орловской области в таких условиях он испытывал физические и нравственные страдания, что негативно сказалось на его психоэмоциональном состоянии, истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Определением суда от 20 мая 2015 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области, на надлежащего – межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» и в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мамонтов Л.А. ставит вопрос об изменении решения суда в части взысканного размера компенсации морального вреда.

В обоснование доводов жалобы указывает, что взысканная сумма компенсации морального вреда занижена, не соответствует критериям разумности и справедливости, судом не учтена степень его физических и нравственных страданий при содержании в ИВС в ненадлежащих условиях.

На заседание судебной коллегии представители межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили.

Мамонтов Л.А. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнений наказаний России по Забайкальскому краю (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и то, что при рассмотрении гражданских дел этапирование лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, из мест отбытия наказания не предусмотрено, истцом не заявлялось ходатайство об участии в заседании судебной коллегии посредством видеоконференцсвязи, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также конкретизированы Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии со статьей 23 приведенного Федерального закона, а также пунктом 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в изоляторах временного содержания, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Так, подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с пунктами 44, 45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляции; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Пунктом 47 указанных Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Согласно пункту 48 приведенных Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребностей.

В соответствии с приказом МВД России от 26 января 1996 г. № 41дсп «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», действовавшего в спорный период, стены камер изоляторов временного содержания без каких-либо выступов и углов штукатурятся раствором с набрызгом («под шубу»). На всех оконных проемах камер, служебных и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки из круглой стали диаметром не менее 12 мм и поперечных полос. Оконные переплеты оборудуются для вентиляции камер форточками, со стороны камер оконные стекла защищены. В оконных проемах камер вместо подоконников устанавливаются откосы с закругленными углами.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Судом установлено, что в отношении Мамонтова Л.А. как подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьей <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, постановлением Мценского районного суда Орловской области от <дата> была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в связи с чем он находился в следственном изоляторе г. Орла (СИЗО г. Орла).

Согласно требованию о доставке Мамонтова Л.А. из СИЗО г. Орла в изолятор временного содержания г. Мценска Орловской области для участия в судебном разбирательстве, проводившемся мировым судьей судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области по уголовному делу по обвинению Мамонтова Л.А. в совершении преступления, предусмотренного статьей <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, последний находился в изоляторе временного содержания г. Мценска Орловской области десять суток - в период с <дата> по <дата>

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив несоблюдение органами внутренних дел в полной мере порядка содержания истца в изоляторе временного содержания, приведшего к необеспечению надлежащих условий, тем самым допустив нарушение личных неимущественных прав истца, повлекших причинение последнему морального вреда, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, определив размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию за счет средств казны Российской Федерации, с учетом степени перенесенных истцом физических и нравственных страданий, исходя из фактических обстоятельств дела, принципа разумности и справедливости в сумме 1 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на нормах права и установленных обстоятельствах дела.

Вопреки доводам жалобы истцом не представлено доказательств заниженного судом размера взысканной компенсации морального вреда.

Право определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, принадлежит суду первой инстанции, оснований к иной правовой оценке фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий истца, и соответственно оснований к установлению иного размера такой компенсации судебная коллегия не усматривает.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 18 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамонтова Леонида Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Волченкова Н.С. Дело № 33-2877

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2015 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.

судей Рогожина Н.А., Зубовой Т.Н.

при секретаре Постникове Н.С.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Мамонтова Леонида Александровича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим пребыванием в изоляторе временного содержания г. Мценка Орловской области,

по апелляционной жалобе Мамонтова Леонида Александровича на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 июня 2015 г., которым постановлено:

«исковые требования Мамонтова Леонида Александровича удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области в пользу Мамонтова Леонида Александровича компенсацию морального вреда в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части исковых требований Мамонтову Леониду Александровичу отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

установила:

Мамонтов Л.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим пребыванием в изоляторе временного содержания г. Мценка Орловской области.

В обоснование требований указывал, что на основании постановления Мценского районного суда Орловской области от 6 октября 2005 г. в отношении него как подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314 Уголовного кодекса Российской Федерации, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В период с сентября по ноябрь 2005 года он в соответствии с постановлением следователя следственного отдела при отделе внутренних дел г. Мценска и Мценского района Орловской области содержался в изоляторе временного содержания (далее – ИВС) г. Мценска, где в нарушение требований приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания» не были обеспечены надлежащие условия пребывания: камера не была оборудована краном с водопроводной водой, приточной и вытяжной вентиляцией, душевой комнатой, канализацией с санузлом с соблюдением норм приватности, в камере отсутствовало естественное освещение, ввиду того, что единственное окно было закрыто металлическим листом, имеющим несколько отверстий, ему не выдавались средства и предметы личной гигиены и постельные принадлежности (две простыни и наволочка), посуда, из которой он принимал пищу, была не гигиенически чистой, стены в камере имели не предусмотренную нормативными актами поверхность в виде «шубы», камера не была оборудована радиоузлом для прослушивания в определенное время радиопередач, не были обеспечены ему и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Ссылаясь на то, что при содержании в ИВС г. Мценска Орловской области в таких условиях он испытывал физические и нравственные страдания, что негативно сказалось на его психоэмоциональном состоянии, истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Определением суда от 20 мая 2015 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области, на надлежащего – межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» и в качестве соответчика по делу привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мамонтов Л.А. ставит вопрос об изменении решения суда в части взысканного размера компенсации морального вреда.

В обоснование доводов жалобы указывает, что взысканная сумма компенсации морального вреда занижена, не соответствует критериям разумности и справедливости, судом не учтена степень его физических и нравственных страданий при содержании в ИВС в ненадлежащих условиях.

На заседание судебной коллегии представители межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Мценский» и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили.

Мамонтов Л.А. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнений наказаний России по Забайкальскому краю (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и то, что при рассмотрении гражданских дел этапирование лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, из мест отбытия наказания не предусмотрено, истцом не заявлялось ходатайство об участии в заседании судебной коллегии посредством видеоконференцсвязи, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также конкретизированы Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии со статьей 23 приведенного Федерального закона, а также пунктом 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в изоляторах временного содержания, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Так, подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с пунктами 44, 45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляции; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Пунктом 47 указанных Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Согласно пункту 48 приведенных Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребностей.

В соответствии с приказом МВД России от 26 января 1996 г. № 41дсп «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», действовавшего в спорный период, стены камер изоляторов временного содержания без каких-либо выступов и углов штукатурятся раствором с набрызгом («под шубу»). На всех оконных проемах камер, служебных и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки из круглой стали диаметром не менее 12 мм и поперечных полос. Оконные переплеты оборудуются для вентиляции камер форточками, со стороны камер оконные стекла защищены. В оконных проемах камер вместо подоконников устанавливаются откосы с закругленными углами.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу статьи 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Судом установлено, что в отношении Мамонтова Л.А. как подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьей <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, постановлением Мценского районного суда Орловской области от <дата> была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в связи с чем он находился в следственном изоляторе г. Орла (СИЗО г. Орла).

Согласно требованию о доставке Мамонтова Л.А. из СИЗО г. Орла в изолятор временного содержания г. Мценска Орловской области для участия в судебном разбирательстве, проводившемся мировым судьей судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области по уголовному делу по обвинению Мамонтова Л.А. в совершении преступления, предусмотренного статьей <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, последний находился в изоляторе временного содержания г. Мценска Орловской области десять суток - в период с <дата> по <дата>

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив несоблюдение органами внутренних дел в полной мере порядка содержания истца в изоляторе временного содержания, приведшего к необеспечению надлежащих условий, тем самым допустив нарушение личных неимущественных прав истца, повлекших причинение последнему морального вреда, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, определив размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию за счет средств казны Российской Федерации, с учетом степени перенесенных истцом физических и нравственных страданий, исходя из фактических обстоятельств дела, принципа разумности и справедливости в сумме 1 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на нормах права и установленных обстоятельствах дела.

Вопреки доводам жалобы истцом не представлено доказательств заниженного судом размера взысканной компенсации морального вреда.

Право определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, принадлежит суду первой инстанции, оснований к иной правовой оценке фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий истца, и соответственно оснований к установлению иного размера такой компенсации судебная коллегия не усматривает.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 18 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамонтова Леонида Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2877/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мамонтов Леонид Александрович
Ответчики
МО МВД РФ "Мценский"
Минфин РФ в лице УФК по Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Рогожин Николай Александрович
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
17.11.2015Судебное заседание
23.11.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее