Дело № 12-212/2020
Р Е Ш Е Н И Е
15 октября 2020 года город Ижевск Удмуртской Республики,
ул. Горького, 80, каб.201
Судья Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики Л.В. Москалева, рассмотрев жалобу представителя Майнина М.Ю. – Шиляевой Л.В. на определение об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,
У с т а н о в и л:
Представителем взыскателя Майнина Р.Ю. – Шиляевой Е.В. подана в суд жалоба на определение заместителя прокурора Ленинского района города Ижевска советника юстиции Ермакова К.В. об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель считает, что отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц Ленинского РОСП УФССП по УР, неправомерно по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский РОСП г. Ижевска представителем по доверенности Шиляевой Е.В. направлен запрос о результатах исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ возбужденного на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. Ижевска УР, о взыскании задолженности в размере <данные изъяты> руб. в отношении должника ИИП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя Майнина М.Ю.. Согласно оспариваемому определению обращение от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ года, заявителю предоставлен ответ, направленный почтой по адресу: <адрес>, что подтверждается реестром исходящей корреспонденции №. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ о результатах исполнительного производства в адрес взыскателя или представителя взыскателя не поступал. Факт нарушения административного законодательства был выявлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен акт об обнаружении признаков административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, к определению не приложен реестр почтовых отправлений, подтверждающих отправку почтовой корреспонденции, на основании которой заместитель прокурора Ленинского района г. Ижевска отказывает в возбуждении производства об административном правонарушении. Неполучение заявителем почтовой корреспонденции может свидетельствовать и о том, что ему почтовая корреспонденция не направлялась.
В судебное заседание заявитель Майнин Р.Ю., его представитель Шиляева Е.В., извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело без их участия, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Прокурор, извещенный о времени и месте разбирательства, что подтверждается его распиской об извещении разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, надзорное производство № нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 КоАП РФ). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59, 5.61 данного Кодекса.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ), являются одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления определен как направление и регистрация письменного обращения, определение формы рассмотрения поступившего обращения, его рассмотрение в установленные сроки, предоставление ответа (ст. ст. 8, 10, 11, 12, 13 Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст. 12 ФЗ №59).
В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Шиляева Э.В. от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося представителем Майнина Р.Ю. с доводами о непредоставлении заявителю ответа службой судебных приставов, а также о привлечении к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ лиц, ответственных за непредоставление ответа на запрос.
Исходя из положений части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокуратурой Ленинского района города Ижевска проведена проверка содержащихся в жалобе сведений, имеющих отношение к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проведенной прокуратурой проверкой по обращению от ДД.ММ.ГГГГ представителя взыскателя Майнина Р.Ю. – Шиляевой Е.В., установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ленинским РОСП г. Ижевска возбуждено исполнительное производство № в отношении Иванова И.П. о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>. в пользу Майнина Р.Ю.
Из ответа начальника отделения – старшего судебного пристава М.А. Бочкаревой от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ленинского РОСП <адрес> поступил запрос от ДД.ММ.ГГГГ с требованием предоставить информацию о результатах исполнительного производства (входящий №).
Указанное обращение рассмотрено, о чем заявителю ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ответ (исходящий №) и направлен почтой ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, оф.22, что подтверждается почтовым реестром № от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом №59 не предусмотрена обязанность направления ответов по обращениям граждан заказной корреспонденцией, в связи с чем журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции являются надлежащим доказательством направления ответов. Поскольку ответ направлен простым почтовым отправлением, получить информацию об отслеживании получения указанного ответа адресатом на сайте Почты России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по почтовому идентификатору не представляется возможным.
Какие-либо доказательства, с достоверностью подтверждающие ненаправление Ленинским РОСП г. Ижевска письменного ответа по адресу: <адрес>, в материалы дела не представлены.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, образуют такие действия (бездействие) лица, которые влекут нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
Порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления определен как направление и регистрация письменного обращения, определение формы рассмотрения поступившего обращения, его рассмотрение в установленные сроки, предоставление ответа (ст. ст. 8, 10, 11, 12, 13 Закона N 59-ФЗ).
Обращение Шиляева Э.В. зарегистрировано в соответствующем журнале, письменный ответ дан в пределах установленного законом срока - тридцать дней со дня регистрации обращения.
Таким образом, в ходе проверки факт нарушения порядка рассмотрения обращений не нашел своего подтверждения. Неполучение самим заявителем направленной ему почтовой корреспонденции не является нарушением порядка рассмотрения обращений граждан.
По результатам прокурорской проверки нарушений в действиях Ленинского РОСП г. Ижевска требований Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не выявлено, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют. При таких обстоятельствах заместитель прокурора Ленинского района города Ижевска Ермакова К.В. в связи с отсутствием данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, по заявлению Шиляева Э.В. обоснованно вынес определение от 27 июля 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 5.59 КоАП РФ, которое соответствует требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2015 N 2315-О, что по смыслу положений статьи 28.1 КоАП РФ основанием для возбуждения административного дела может служить лишь сообщение, содержащее достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность административного органа возбуждать дело об административном правонарушении лишь по факту получения соответствующего заявления, поскольку для возбуждения дела об административном правонарушении требуется наличие достаточных сведений, указывающих на наличие конкретного события административного правонарушения.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Обращение Шиляева Э.В. получено Ленинским РОСП гор. Ижевска ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, с учетом срока, установленного в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
При таких обстоятельствах определение заместителя прокурора Ленинского района города Ижевска Ермакова К.В. об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 5.59 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7,30.8 КоАП РФ, судья
Р е ш и л:
определение заместителя прокурора Ленинского района города Ижевска Ермакова К.В. об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу представителя Майнина М.Ю. – Шиляевой Л.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Москалева