Решение по делу № 2-5234/2016 ~ М-4469/2016 от 03.06.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07.07.2016 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Имескеновой Н.Э., с участием прокурора Белякова А.И., представителя ответчика Филяева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части , ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации о понуждении провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд, военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона просит обязать командира войсковой части и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части : <данные изъяты>. Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении следующих рабочих мест войсковой части : <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца Беляков А.И. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что военной прокуратурой Улан-Удэнского военного гарнизона проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, регламентирующего вопросы труда и охраны труда в деятельности войсковой части , в ходе которой установлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест. Ответчиком не соблюдаются требования действующего законодательства, обязывающие работодателя обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест. Аттестация указанных рабочих мест ранее в в/ч не проводилась, в связи чем проведение специальной оценки условий труда указанных рабочих мест является обязательным. До настоящего времени специальная оценка условий труда указанных рабочих мест командованием не проведена и каких-либо мер к этому не принимается. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ФКУ «ОСК ВВО» Бакуткина К.А. не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Согласно представленного письменного отзыва возражала против заявленного требования, указав, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность.

Представитель войсковой части Филяев М.В. иск не признал. Пояснил суду, что ввиду отсутствия финансирования обеспечить аттестацию указанных рабочих мест не представляется возможным. Вместе с тем, командиром войсковой части предприняты меры по выполнению требований, а именно издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об образовании комиссий по проведению специальной оценки условий труда в подразделениях войсковой части », на имя руководителя ФКУ УФО МО РФ по Забайкальскому краю направлен запрос о разъяснении порядка заключения договоров со сторонними организациями, порядка составления заявки по аттестации рабочих мест, порядка разработки и согласования плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Просил требования военного прокурора, предъявленные к восковой части оставить без удовлетворения.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще. Неявка последнего не препятствует рассмотрению спора по существу.

Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 22 ТК, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 ТК охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно­- технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Как следует из положений ст. 219 ТК РФ, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Судом установлено, войсковой частью не соблюдаются требования ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязывающие работодателя обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, что подтверждается материалами проверки, проведенной военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона с привлечением специалистов Государственной инспекции труда в Республике Бурятия.

Так, установлено, что специальной оценке условий труда в в/ч подлежат рабочие места <данные изъяты>.

Факт отсутствия специальной оценки условий труда в войсковой части в результате которого нарушаются трудовые права <данные изъяты> сторонами не оспаривался.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Таким образом, принимая во внимание, что нарушения на данный момент не устранены, проводимые командованием войсковой части мероприятия не позволили обеспечить проведение аттестации рабочих мест, находя недостаточным направление запросов о разъяснении порядка выполнения таких мероприятий, суд считает, что войсковая часть является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия работодателя по обеспечению аттестации рабочих мест, создания безопасных условий труда направлением подобных запросов не ограничиваются. Даже после поступления финансирования, войсковая часть обязана будет обеспечить выполнение сторонними организациями мероприятий по проведению оценки условий труда на каждом рабочем месте, контроль за выполнением условий договоров и т.д.

Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

Исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" входит заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на казенном учреждении, как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 226 ТК РФ, финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Поскольку в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Вос точного военного округа» Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, денежные средства для организации ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» работ по оценке условий труда в войсковой части должны быть выделены Министерством обороны Российской Федерации, которому такие средства предоставлены из федерального бюджета.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к войсковой части , Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о понуждении проведения специальной оценки условий труда рабочих мест удовлетворить.

Обязать войсковую часть и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части : <данные изъяты>.

Обязать Министерство обороны РФ выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест гражданского персонала войсковой части : <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Г.Г. Рабданова

2-5234/2016 ~ М-4469/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны РФ
Войсковая часть 01229
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Рабданова Г.Г.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
03.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2016Передача материалов судье
08.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2016Подготовка дела (собеседование)
21.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2016Судебное заседание
08.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2017Дело оформлено
07.09.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее