Дело № 2-131/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2013 года город Йошкар-Ола
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Банникова Ю.Э.,
при секретаре Хисматуллиной Л.Т.,
с участием заявителя Ильина Н.П. и его представителя Головёнкина О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <Номер> Ильина Н.П. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава воинской части,
У С Т А Н О В И Л:
Ильин Н.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать § 92 приказа Министра обороны Российской Федерации <Номер> от 7 июля 2013 года в части исключения его из списков личного состава войсковой части <Номер> с 3 июня 2013 года, незаконным и обязать данное должностное лицо отменить вышеуказанный приказ в части, касающейся заявителя, восстановить его в списках личного состава войсковой части <Номер> с 3 июня 2013 года и обеспечить положенным денежным довольствием, а также просил взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу понесённые расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Заявитель Ильин Н.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объёме, пояснив, что, по его мнению, § 92 приказа Министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2013 года <Номер>, является незаконным, так как решением Казанского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года на Министра обороны Российской Федерации возложена обязанность отменить свой приказ от 29 апреля 2013 года <Номер> в части увольнения его с военной службы.
Представитель Головёнкин О.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные Ильиным Н.П. требования, при этом пояснил, что поскольку признан незаконным и недействующим приказ Министра обороны Российской Федерации об увольнении заявителя с военной службы, то, соответственно, и приказ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части также не может быть законным.
Министр обороны Российской Федерации, будучи уведомленным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель Министра обороны Российской Федерации – Прокофьев С.А. в своих письменных возражениях, просил рассмотреть дело без его участия, с требованиями заявителя не согласился и просил в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 2013 года <Номер> подтверждается, что Ильин Н.П., уволенный с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, исключён из списков личного состава войсковой части <Номер> с 3 июня 2013 года.
Согласно решению <Адрес обезличен> гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года, вступившему в законную силу, приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2013 года <Номер> в части увольнения с военной службы Ильина Н.П. признан незаконным и на Министра обороны Российской Федерации возложена обязанность отменить свой приказ от 29 апреля 2013 года <Номер> в части увольнения Ильина Н.П. с военной службы.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав доказательства, суд приходит к выводу, что требования Ильина Н.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Согласно статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с её окончанием. Окончанием военной службы согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствие со статьёй 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключён из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
Согласно пункту 13 статьи 34 вышеуказанного Положения, порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» утверждена Инструкция по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, на основании пунктов 22-25 которой установлен единый порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы, отнесённый к ведению командиров (начальников), кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов, а именно командирами (начальниками), кадровыми, военно-медицинскими, финансово-экономическими органами в практической работе по своевременному увольнению военнослужащих соблюдается единый порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы.
В соответствии с пунктом 26 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 года № 170 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации», основным распорядительным документом военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром (начальником) части, является приказ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ильин Н.П. приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 2013 года <Номер> исключён из списков личного состава войсковой части <Номер>, при этом в соответствии со вступившим в законную силу решением <Адрес обезличен> гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года, приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2013 года <Номер> в части увольнения Ильина Н.П. с военной службы признан незаконным, а на указанное должностное лицо возложена обязанность его отменить в части касающейся Ильина Н.П.
Оценивая позицию Ильина Н.П. о незаконности его исключения из списков личного состава войсковой части <Номер>, суд приходит к выводу о её обоснованности, так как вышеуказанные законодательные акты не предполагают исключение военнослужащего из списков личного состава части минуя приказ о его увольнении с военной службы, что является существенной стадией в установленном порядке увольнения военнослужащих, поскольку каждый из этих приказов, несёт соответствующие распорядительные функции, влекущие за собой определённые правовые последствия.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым требования заявителя удовлетворить, и полагает, что права заявителя будут восстановлены путём возложения на Министра обороны Российской Федерации обязанности отменить § 92 своего приказа от 7 июня 2013 года <Номер> об исключении Ильина Н.П. из списков личного состава войсковой части <Номер>.
Суд также полагает необходимым, в соответствии со статьями 88 и 98 ГПК РФ, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ильина Н.П. судебные расходы по делу – стоимость уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 и 320 - 321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего войсковой части <Номер> Ильина Н.П. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 2013 года <Номер> об исключении Ильина Н.П. из списков личного состава войсковой части <Номер>.
Обязать Министра обороны Российской Федерации отменить приказ от 7 июня 2013 года <Номер> об исключении Ильина Н.П. из списков личного состава войсковой части <Номер>.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ильина Н.П. судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Э. Банников