РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2017 года Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кочанове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2064/17 по административному иску Павленко В.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Павленко В.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указал, что является членом СНТ «Жигули». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Жигули», <адрес>, участок №Б, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. К заявлению приложил справку о членстве СНТ «Жигули»; схему расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; паспорт заявителя; доверенность.
В ответ на заявление получил уведомление о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов от 29.12.2016 года, поскольку в представленном им пакете не представлены документы согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Кодекса (описание местоположения земельного участка, подготовленного в соответствии с документом устанавливающим распределение земельных участков в СНТ «Жигули», утверждённого правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным планом-схемой, заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином (п. 2 ст. 10.4 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 года №94-ГД)).
По его мнению действия Департамента градостроительства г.о. Самара незаконны.
Его заявление основано на Федеральном законе от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно положениям статьи 7, которого, до 31.12.2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином; представление данной схемы не требуется при наличии утверждённого проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать Департамент градостроительства г.о. Самара рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Жигули», <адрес>, участок №Б, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по существу и принять решение.
В судебное заседание ни истец, ни его представитель, не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства г.о. Самара поступило заявление Павленко В.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность бесплатно для садоводства.
Письмом Департамента градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ данное заявление возвращено заявителю на основании пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара», действовавшим на момент обращения административного истца с заявлением, Департамент градостроительства г.о. Самара был наделён полномочиями по организации приёма заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, возвращения в течение срока, установленного Земельным кодексом РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельною участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельною участка и направления принятого решения заявителю, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, установлена статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, согласно которой к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
- заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки её членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утверждён приказом министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 19 перечня, документы, подтверждающие право на бесплатное предоставление земельного участка в случаях, предусмотренных подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, устанавливаются законодательством субъектов РФ.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданину или юридическому лицу осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено право законодателя субъекта РФ определять случаи бесплатного предоставления земельных участков, а также условия и порядок их предоставления.
Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении условий, установленных частью 1 статьи 10.4 Закона Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Г Л «О земле»:
некоммерческое объединение создано до ДД.ММ.ГГГГ, либо является правопреемником такого некоммерческого объединения; территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденные председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставление земельных участков осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утверждённого правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в части 1 статьи 10.4 Закона Самарской <адрес> №-ГД.
К данному заявлению в силу требований части 2 статьи 10.4 Закона Самарской <адрес> №-ГД прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином в соответствии с документом, указанным в абзаце первом части 2 статьи 10.4 Закона Самарской <адрес> №-ГД;
- заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплён такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческою объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, орган, обладающий правом предоставления такого земельною участка, самостоятельно запрашивает сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также проверяет наличие согласованного плана-схемы территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Однако, описание местоположения земельного участка, подготовленное в соответствии с документом, устанавливающим распределение земельных участков в СНТ «Жигули», утверждённым правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным планом-схемой, заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплён такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином заявителем не представлено.
Соответственно, им не представлены документы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 указанной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Павленко В.А. возвращено заявление от ДД.ММ.ГГГГ с обоснованием причин возврата.
Таким образом, действия Департамента градостроительства по возврату заявления Павленко В.А. являются законными и обоснованными.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что права истца действиями ответчика не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, судом учтено, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитальною строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара, земельный участок площадью 1 244 кв. м по адресу: <адрес>, СНТ «Жигули», <адрес>, участок №Б, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ №. Использование объектов недвижимости в указанной зоне возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными в статье 30 данных Правил.
Согласно заявлению Павленко В.А. от 27.12.2016 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в собственность бесплатно в качестве предполагаемой цели использования земельного участка заявлено садоводство.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле» максимальный размер земельною участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставляемого гражданину в собственность бесплатно для садоводства составляет 0,1 гектара.
Однако площадь испрашиваемого заявителем земельного участка составляет 1 244 кв. м, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 12 Закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 37 Устава г.о. Самара, утверждённого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 года №294, обязательными к исполнению муниципальными правовыми актами, являются, в том числе, муниципальные правовые акты Департамента градостроительства, выраженные в форме распоряжения или приказа руководителя Департамента градостроительства.
Однако, письмо Департамента градостроительства от 29.12.2016 года по своему содержанию разъяснительно-информационного характера, в связи с чем, не относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам Главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. Данное письмо не свидетельствует об отказе уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и не препятствует повторному обращению заявителя с подобным заявлением после устранения недостатков, послуживших основанием для возврата пакета документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Павленко В.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья