РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
9 июня 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-829/2020 по иску Гайнединова И. Ю. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара об обязании восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, Гайнединова И. Ю., распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 в части исключения Гайнединова И. Ю. из льготного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учёте в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара восстановить Гайнединова И. Ю. и Гайнединову Ф. С. в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 7.02.1984 г., обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара восстановить Гайнединова И. Ю. в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», с 15.03.2004 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июня 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-829/2020 по иску Гайнединова И. Ю. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара об обязании восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Гайнединов И.Ю. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара об обязании восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование требования указывает, что 23.10.2019 г. Департамент управления имуществом г.о. Самара известил его, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 он с составом семьи 4 человека (отец – Гайнединов Ю.Н., мать – Гайнединова Ф.С., брат – Гайнединов И.Ю.) снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность заявителя и членов его семьи жилой площадью более 9,0 м2, смерть члена семьи заявителя). Он как ветеран боевых действий также состоял в льготном списке на первоочередное улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». Снятие с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, повлекло исключение из списка. Решением Исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 7.02.1984 г. его мать Гайнединова Ф.С. была поставлена в очередь на получение жилья с составом семьи 4 человека, проживающих в 2 комнатах в семейном общежитии жилой площадью 32,0 м2. 11.05.1984 г. его отец снят с регистрационного учёта в связи со смертью (умер 21.04.1984 г.). 7.07.1999 г. его брат снят с регистрационного учёта в связи с выбытием в другое жилое помещение. Распоряжением Администрации Кировского района г. Самары от 1.04.2004 г. №527 он с матерью с 15.03.2004 г. включён в список на первоочередное улучшение жилищных условий в связи с участием в боевых действиях в Чечне. На 1.01.2019 г. в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состав его семьи указан в количестве 2 человек. Постановлением Исполкома Куйбышевского Областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 11.12.1984 г. №530 были утверждены Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Куйбышевской области. В силу п.7 Правил, действовавших на момент его постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением. Он и члены его семьи до 1.03.2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что они проживали в семейном общежитии. Статус дома как общежития сохранялся до 1.03.2005 г. и был изменён на основании распоряжения Главы Администрации г.о. Самара от 23.03.2006 г. №77-р. Ему как ветерану боевых действий приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.12.2016 г. №5063 была предоставлена комната №61 в специализированном жилом доме для социальной защиты отдельных категорий граждан по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован и фактически проживает. Как следует из постановления Правительства Самарской области от 11.07.2014 г. №389 «Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждения порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан» право на проживание в специализированном жилом <адрес> имеют только отдельные категории граждан, которые в обязательном порядке состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 в части снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий его семьи, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара восстановить его и его мать Гайнединову Ф.С. в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по городскому округу Самара, с 7.02.1984 г., признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 об исключении его из льготного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учёте в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара восстановить его в списке отдельных граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях с 15.03.2004 г., признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилья как лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшего на учёт до 1.01.2005 г., обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара предоставить ему как ветерану боевых действий социальную выплату в 2020 г.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 10.01.2018 г. Ромашова Я.Г. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от 4.03.2020 г. №108 Зелецкая А.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 132-133).
Представитель ответчиков Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара по доверенности от 9.01.2020 г. № и Администрации г.о. Самара по доверенности от 13.01.2020 г. №12-03/10-86 Филатова И.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 172-175).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.28-31 ЖК РСФСР 1983 г., действовавшего до 1.03.2005 г., граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законом.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по 2 и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Наравне с ними принимались на учёт граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст.33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки на получение жилых помещений.
Аналогичное правило установлено п.1 ст.57 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г. до настоящего времени, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст.32 ЖК РСФСР граждане снимались с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в следующих случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учёт;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учёте по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могли быть сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учёте.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 7.02.1984 г. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий была принята семья Гайнединовой Ф.М. (матери истца), состоящая из 4 человек, проживающая по адресу: <адрес> жилой площадью 32,0 м2 (л.д. 78). Как усматривается из акта проверки жилищных условий заявителя от 30.01.1984 г. (л.д. 79), в состав семьи, помимо Гайнединовой Ф.М., входили Гайнединов Ю.Н. (отец истца), истец и его брат-близнец Ильгиз. Занимаемое семьёй жилое помещение представляло собой 2 комнаты в семейном общежитии.
На момент принятия семьи истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в Куйбышевской области действовали учётные нормы, установленные постановлением исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от 1.02.1977 г. №44, текст которого суду обнаружить не удалось. Однако из представленных документов очевидно, что семья Гайнединовых признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий как проживающая в общежитии. Для принятия на учёт по этому основанию уровень обеспеченности жилой площадью на члена семьи значения не имел.
Распоряжением Администрации Кировского района г. Самары от 1.04.2004 г. №527 истец и его мать Гайнединова Ф.С. были включены в список на первоочередное получение жилых помещений (в настоящее время – «список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах»») в связи с участием истца в первой чеченской войне (л.д. 70). Впоследствии приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.02.2012 г. №224 (л.д. 61) дата постановки истца на учёт в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», была изменена на 15.03.2004 г.
В соответствии с п.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учёт до 1.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 (л.д. 135) семья истца была снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно в связи с тем, что обеспеченность заявителя и членов его семьи площадью превысила значение в 9 м2 на человека.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 истец в числе других лиц был исключён из списка граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», в связи со снятием его с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение о снятии семьи истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным, поскольку вывод об утрате семьёй оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, ошибочен.
Как уже было указано, семья истца была поставлена на учёт в связи с проживанием в общежитии, а не в связи с тем, что её обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была ниже установленного в регионе уровня.
Как следствие, то обстоятельство, что в связи с гибелью отца истца 21.04.1984 г. и переездом брата истца в купленную им квартиру 7.07.1999 г. (л.д. 139-140, 141) уровень обеспеченности семьи истца жилой площадью превысил 9 м2 на человека, правового значения не имеет.
Следует отметить, что в соответствии с п.7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области, утверждённых постановлением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 11.12.1984 г. №530, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров (учётная норма). Иными словами, если бы семья истца была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с недостаточной обеспеченностью жилой площадью, то основание для принятия на учёт было бы ею утрачено не позднее даты введения в действие названных Правил (уровень обеспеченности для семьи в момент принятия на учёт составлял 8 м2, а с 21.04.1984 г. – 10,7 м2).
Предоставление истцу в 2016 г. жилого помещения специализированного жилищного фонда не влияет на его право на предоставление жилого помещения по договору социального найма (п.2 Порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан, утверждённых постановлением Правительства Самарской области от 11.07.2014 г. №389).
Возражая против иска, ответчики ссылались на утрату жилым помещением, занимаемым семьёй истца, статуса общежития в связи с изданием распоряжения Главы Администрации г.о. Самара от 23.03.2006 г. №77-р (л.д. 43).
Однако правовая позиция Верховного суда РФ основывается на том, что п.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не предполагает возможности снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1.03.2005 г., в том случае, если основания их постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с их действиями, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения, в частности, в связи с утратой им статуса общежития, и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были (определения Верховного суда РФ от 3.09.2013 г. №5-КГ13-99, от 18.02.2014 г. №5-КГ13-137).
Следовательно, утрата занимаемым семьёй истца жилым помещением статуса общежития не является основанием для снятия семьи с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Кроме того, вследствие изменения статуса этого жилого помещения оно стало представлять собой 2 комнаты в коммунальной квартире. Однако в силу пп.«г» п.1 ст.7 Закона Самарской области 1999 г. «О жилище», действовавшего на момент вступления в силу ЖК РФ (1.03.2005 г.), граждане, проживающие в коммунальных квартирах, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, опять таки вне зависимости от уровня обеспеченности жилой или общей площадью. Таким образом, и после утраты домом <адрес> статуса общежития семья истца сохранила статус нуждающихся в улучшении жилищных условий по законодательству, действовавшему на 1.03.2005 г.
При таких обстоятельствах требование о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 о снятии с семьи истца учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и о восстановлении истца и Гайнединовой Ф.С. в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 7.02.1984 г., подлежит удовлетворению.
Поскольку единственным основанием исключения истца из списка граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», явилось его снятие с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, требование о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 и о восстановлении истца в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», с 15.03.2004 г., также подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования об обязании Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара предоставить истцу как ветерану боевых действий социальную выплату в 2020 г., поскольку в указанной выплате названный ответчик истцу не отказывал, за её получением истец не обращался. В 2019 г. истец сам отказался от такой выплаты (л.д. 87). Следовательно, нарушения прав истца на получение социальной выплаты допущено не было, ответчик это право не оспаривает, соответственно, оно не нуждается в судебной защите ни путём его признания, ни путём присуждения ответчика к совершению действий. Защита права на будущее время судом не осуществляется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 10.10.2019 г. №2812 в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, Гайнединова И. Ю., распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 27.11.2019 г. №3357 в части исключения Гайнединова И. Ю. из льготного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учёте в качестве в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара восстановить Гайнединова И. Ю. и Гайнединову Ф. С. в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с 7.02.1984 г., обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара восстановить Гайнединова И. Ю. в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О ветеранах», с 15.03.2004 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь