Дело № 5-170/4-2020 год
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 мая 2020 года г. Курск
Судья Кировского районного суда г. Курска Кратюк А.И., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ИП Прозорова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Прозорова ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, женатого, имеющего высшее образование, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося ИП,
У С Т А Н О В И Л:
12 марта 2020 года в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в отделе иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Курской области было установлено, что ИП Прозоров С.С. 02 апреля 2019 года заключил трудовой договор с гражданином ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о трудоустройстве последнего в качестве подсобного рабочего. При этом ИП Прозоров С.С. являясь работодателем иностранного гражданина в течение трех рабочих дней, с даты трудоустройства ФИО1, а именно в период с 03 по 05 апреля 2019 года не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции УМВД России по Курской области, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина.
Не уведомив о трудоустройстве иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в визовом порядке, ИП Прозоров С.С. нарушил п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Прозоров С.С. вину в совершении вышеуказанного правонарушения признал, пояснив, что он является ИП и с апреля 2019 года у него в качестве разнорабочих работают три гражданина Грузии, с последними он заключил трудовые договора, однако не уведомил органы миграции о привлечении к труду иностранных граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена ответственность за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, которое влечет наложение административного штрафа.
В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ отражено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, оценив совокупность имеющихся в материалах исследованных письменных доказательств в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и признавая их достаточными для разрешения дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП Прозорова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении 46 АБ № 390931 от 12 марта 2020 года, составленным уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, ИП Прозоров С.С., являясь работодателем иностранного гражданина в течение трех рабочих дней, с даты трудоустройства, не уведомил территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции – УМВД России по Курской области, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ИП Прозоровым С.С. административного правонарушения также подтверждается:
-копией свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серия 46 №, согласно которого Прозорову С.С. присвоен ИНН №;
- копией свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 46 №, согласно которого Прозоров С.С. зарегистрирован с 10 марта 2009 года в качестве ИП;
- объяснениями ФИО1 от 11 марта 2020 года, их которых следует, что с марта 2018 года он проживает со своей семьей в <адрес>. Он получил ГВП. С апреля 2019 года по настоящее время он работает у ИП Прозорова С.С. по трудовому договору, которой платит ему заработную плату;
- копией трудового договора с иностранным работником от 02 апреля 2019 года, согласно которого ИП Прозоров С.С. 02 апреля 2019 года заключил трудовой договор с гражданином ФИО1;
- копией из трудовой книжки ТК-VI №, где в сведении о работе указано, что к ИП Прозорову С.С. принят ФИО1 на должность подсобного рабочего с 02 апреля 2019 года;
- копией паспорта гражданина республики ФИО1;
- копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО1 в качестве подсобного рабочего.
Из исследованных в судебном заседании письменных материалов, а также объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ИП Прозорова С.С. установлено, что ИП Прозоров С.С., являясь работодателем иностранного гражданина в течение трех рабочих дней, с даты трудоустройства, не уведомил территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции – УМВД России по Курской области, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина.
Таким образом, совокупность имеющихся по делу доказательств суд считает достаточными для установления вины ИП Прозорова С.С. в инкриминируемом правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 18.15 КоАП РФ, равен одному году.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 указанного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку правовым актом определен срок направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информации о трудовом договоре, заключенном с иностранным гражданином, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется невыполнением данной обязанности и которое по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, начинает течь по прошествии трех дней с момента заключения такого договора или фактического допуска такого лица к осуществлению трудовой деятельности.
В протоколе об административном правонарушении от 12 марта 2020 года ИП Прозорову С.С. вменено нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которое выразилось в неисполнении обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции УМВД России по Курской области, о привлечении 02 апреля 2019 года к трудовой деятельности гражданина ФИО1, в срок, не превышающий три рабочих дня, то есть до 05апреля 2019 года.
Следовательно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, годичный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, истек.
Исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных выше обстоятельствах производство по делу в отношении ИП Прозорова С.С. подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ИП Прозорова ФИО5 прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Кировский районный суд г. Курска в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: А.И. КРАТЮК