Дело № 2-8096/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 октября 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
при секретаре Кролевецком А.А.,
с участием третьего лица Филипповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Благовещенска обратилась в суд с указанным исковым заявлением, указав, что 05 февраля 2018 года Благовещенский городской суд вынес решение о возложении обязанности на администрацию города Благовещенска предоставить Филипповой А.В. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м., по договору специализированного найма жилого помещения. 01.06.2018 г. судебным приставом исполнителем было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства. 20.08.2018 г. в адрес администрации города Благовещенска поступило Постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Филипповой А.В. жилого помещения. Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим. В соответствии с Законом Амурской области от 13.12.2017 N 158-03 "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" (принят Законодательным Собранием Амурской области 11.12.2017) муниципальному образованию города Благовещенска запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 33 513,2 рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 7055,5 рублей; за счет средств федерального бюджета - 26457,75 рублей. Администрация города Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. По состоянию на 01.01.2018 года при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 413 лиц из числа детей-сирот, в отношении 243 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Кроме этого, возникает право на обеспечение жилыми помещениями у 44 детей-сирот, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Благовещенска и в 2018 г. достигнут возраста 18 лет. Таким образом, потребность администрации города Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 806079450,00 рублей. Однако, в 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 33513,20 рублей, вместо необходимых 806079450,00 рублей. 28.11.2017 г. администрацией города Благовещенска были направлены письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области и в Правительство Амурской области об увеличении объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, на которое 15.12.2017 г. получен ответ об отсутствии возможности предусмотреть выделение администрации города Благовещенска дополнительные субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей сирот. За период 2018 года по результатам проводимых аукционов с 1 января по 01 сентября 2018 года было приобретено 22 жилых помещения на всю сумму выделенных в 2018 г. из областного бюджета лимитов денежных средств. В настоящее время, администрацией города Благовещенска все 22 жилых помещения предоставлены, соответствующей категории граждан по судебным актам 2015 года, то есть ранее, чем по иску Филипповой А.В. При таких обстоятельствах администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Филипповой А.В. жилого помещения. При этом, главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам в требуемом объеме. В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в не исполнении судебного акта в установленный законом срок.
На основании изложенного, истец просит суд освободить администрацию г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 6006/18/28025-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданным Благовещенским городским судом № 2-1656/2018.
В судебном заседании третье лицо Филиппова А.В. возражала против удовлетворения искового заявления.
Иные, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
В представленном письменном отзыве представитель специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов Власова А.Е. полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. 01.06.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, копии постановления направлены сторонам исполнительного производства. Сведения об исполнении решения суда судебному приставу-исполнителю не были предоставлены. При таких обстоятельства, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, 14.08.2018 года, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей. Довод заявителя о том, что вина должника отсутствует по причине отсутствия финансирования не состоятелен, так как единственным основанием, при наличии которого судебный пристав-исполнитель не может вынести постановление о взыскании исполнительского сбора, является наличие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных непредотвратимых обстоятельствах, которые препятствуют должнику добровольно исполнить судебное решение. Согласно материалов исполнительного производства, такие основания отсутствуют. Уменьшение размера исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля физического лица. Заявителем не предоставлено оснований и фактических обстоятельств, не позволившие исполнить решение суда в срок для добровольного исполнения, а также не представлены доказательства наличия непредотвратимых, чрезвычайных обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда в установленный срок. Администрация г. Благовещенска не предприняла мер к исполнению решения суда, вступившего в законную силу в добровольный срок, установленный судебным приставом-исполнителем (пять дней).
Выслушав Филиппову А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского городского суда от 05 февраля 2018 года по делу № 2-1656/2018 на администрацию города Благовещенска была возложена обязанность предоставить Филипповой А.В. по договору специализированного найма жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
На основании исполнительного листа серии ФС № 022521204, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 01.06.2018 года возбуждено исполнительное производство № 6006/18/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
14.08.2018 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Корниенковым Р.В., в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 6006/18/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Филипповой А.В. жилого помещения вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Настоящее постановление утверждено начальником отдела - старшим судебным приставом Буханцевой Н.В. 09.10.2018 г.
Администрация города Благовещенска в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
Давая оценку приведенным доводам, суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно части 2 статьи 18 указанного Федерального закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местными бюджетами из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случае и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, финансирование по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма является расходным обязательством муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Амурской области от 13.12.2017 года № 158-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», принятым Законодательным Собранием Амурской области 11.12.2017 года, муниципальному образованию города Благовещенска запланированы лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в размере 33 513,2 рублей.
По состоянию на 01.01.2018 года при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 413 лиц из числа детей-сирот, в отношении 243 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Кроме этого, возникает право на обеспечение жилыми помещениями у 44 детей-сирот, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Благовещенска и в 2018 г. достигнут возраста 18 лет.
Таким образом, на момент принятия и вступления в законную силу решения суда от 05.02.2018 г. в 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 33 513,20 рублей вместо необходимых 806 079 450,00 рублей.
При указанных обстоятельствах, поскольку приобретение жилого помещения, требует значительных временных и денежных затрат и не зависит от воли администрации города Благовещенска, у должника отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №6006/18/28025-ИП.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ -░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14.08.2018 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 6006/18/28025-░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 022521204, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1656/2018.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.