Дело № 2-121/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2016 года г. Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой С.В.
при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.,
с участием:
истца Юртаева С.Н.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Юртаева Н.И., Студневой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Юртаева ФИО14 к администрации Тургеневского муниципального образования Аткарского муниципального района <адрес> об установлении факта принятия наследства, включении имущества в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Юртаев С.Н. обратился в Аткарский городской суд <адрес> с иском к администрации Тургеневского муниципального образования Аткарского муниципального района <адрес> об установлении факта принятия наследства, включении имущества в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество.
Исковые требования обоснованы Юртаевым С.Н. тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – Калугина В.Я., зарегистрированная на день смерти по месту жительства по адресу: <адрес>. После смерти матери открылось наследство, состоящее из ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Мать, как собственник, владела и пользовалась данной недвижимостью, была зарегистрирована по вышеуказанному адресу. Ему известно, что решением Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за его матерью - Калугиной В.Я. и Юртаевым Н.И. было признано право общей долевой собственности на вышеуказанную недвижимость. Других наследников, помимо него, не имеется. Для оформления наследственных прав он обратился к нотариусу <адрес> и <адрес> ФИО6 Однако, нотариусом было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия мотивированное тем, что право собственности его матери на недвижимое имущество не было зарегистрировано в регистрирующем органе. Также он пропустил установленный законом шестимесячный срок для подачи заявления нотариусу. Однако он проживал на день смерти вместе с матерью, взял на память ее личные вещи, осуществлял похороны, то есть фактически принял наследство. Просит включить в состав наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ Калугиной В.Я., ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>; <адрес>, установить факт принятия им (Юртаевым С.Н.) наследства после умершей 23 мая 2015 года Калугиной В.Я., признать за ним (Юртаевым С.Н.) право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Юртаев С.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – Калугина В.Я., зарегистрированная на день смерти по месту жительства по адресу: <адрес>. Решением Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за его отцом – Юртаевым Н.И. и за матерью – Калугиной В.Я. было признано право собственности по ? доле за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Однако мать ввиду болезни не смогла своевременно зарегистрировать в регистрирующем органе свое право собственности. В январе 2016 года он обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери, но выяснилось, что он пропустил установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства. Однако он фактически принял наследство после смерти матери – Калугиной В.Я., так как осуществлял похороны матери, взял на память ее личные вещи. Его сестра – Студнева Т.Н. к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась.
Представитель ответчика - администрации Тургеневского муниципального образования Аткарского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени, предмете и основаниях исковых требований.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Юртаев Н.И. и Студнева Т.Н. не возражали против удовлетворения исковых требований Юртаева С.Н., при этом Юртаев Н.И. пояснил, что Юртаев С.Н., действительно, после смерти своей матери – Калугиной В.Я. принял наследство, забрал часть вещей, принадлежащих Калугиной В.Я., а Студнева Т.Н. пояснила, что после смерти матери – Калугиной В.Я. она с заявлением к нотариусу о принятии наследства не обращалась, и в последующем обращаться не намерена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения истца Юртаева С.Н., третьих лиц – Юртаева Н.И. и Студневу Т.Н., исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, а также материалы гражданского дела №, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
При этом в соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно свидетельству о смерти Калугина ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.19).
В соответствии со статьей 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из свидетельства о рождении Юртаева ФИО16 (л.д.35), его матерью является Носова ФИО17.
Из справки о заключении брака (л.д.49) следует, что в архиве отдела ЗАГС по <адрес> и <адрес> по Малокопенскому сельскому совету <адрес> имеется запись о заключении брака Стукалиной В.Я. и Носова Н.Д. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Носов, жене – Носова.
Из справки о расторжении брака усматривается, что в архиве отдела ЗАГС по <адрес> и <адрес> имеется запись акта о расторжении брака Носова Н.Д. и Носовой В.Я. После расторжения брака ей присвоена фамилия – Стукалина (л.д.51)
Из справки о заключении брака (л.д.50), следует, что Калугин К.И. и Стукалина В.Я. заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Калугин, жене – Калугина.
Как указано в постановлении об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), причиной отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону послужило то, что Юртаев С.Н. заявлений о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство в установленный шестимесячный срок со дня открытия наследства не подавал, а также то, что у умершей Калугиной В.Я. не возникло право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 218 ГК РФ во взаимосвязи со статьей 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из содержания пункта 1 статьи 1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять, то есть подать по месту открытия наследства нотариусу заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст.1153 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 1154 ГК РФ, наследство может быть принято наследником в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя (ст.1113 ГК РФ).
Как видно из постановления об отказе в совершении нотариального действия (л.д.45) Юртаев С.Н. пропустил шестимесячный срок, установленный законом для принятия наследства и каких - либо документов о фактическом принятии наследства не предоставил.
Заявление о принятии наследства подано Юртаевым С.Н. ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока. Однако, как следует из объяснений истца Юртаева С.Н. и объяснений третьих лиц - Юртаева Н.И. и Студневой Т.Н., сразу после смерти Калугиной В.Я., Юртаев С.Н. забрал вещи, принадлежащие матери, то есть в течение шести месяцев со дня открытия наследства, фактически принял наследство.
Таким образом, в суде нашел свое подтверждение факт принятия Юртаевым С.Н. наследства после смерти матери – Калугиной В.Я. в течение установленного законом срока для принятия наследства путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ), свидетельство о праве на наследство является документом, служащим основанием для государственной регистрации подтверждения перехода к наследнику прав на недвижимое имущество.
Истец обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Однако, постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону отказано, основанием чему послужило отсутствие государственной регистрации права на недвижимое имущество за Калугиной В.Я. В этой связи Юртаеву С.Н. рекомендовано обратиться в суд по вопросу включения имущества в состав наследства.
Согласно пункту 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. При этом, в силу статьи 18 ГК РФ под правоспособностью понимается, в том числе, возможность для гражданина иметь имущество на праве собственности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Из смысла указанных норм следует, что способностью приобретать гражданские права обладают только живые лица.
Калугина В.Я. умерла, следовательно, со смертью утратила способность приобретать права и ее право собственности на недвижимость не может быть за ней зарегистрировано иначе как при государственной регистрации перехода права собственности к наследнику (правопреемнику) по заявлению последнего.
Истцу не выдано свидетельство о праве на наследство на объект недвижимости, следовательно, не может быть зарегистрирован и переход права собственности на имущество умершего к его наследнику.
Право наследования, принадлежащее Юртаеву С.Н. в силу части 4 статьи 35 Конституции РФ нарушено, и самостоятельно разрешить возникшую ситуацию истец не в состоянии.
Из содержания статьи 1112 ГК РФ следует, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По смыслу закона, в состав наследства может входить имущество, принадлежащее наследодателю на законном основании.
Проверив принадлежность наследодателю объекта недвижимости, в выдаче свидетельства о праве на наследство на которые истцу отказано, суд приходит к следующему.
Из решения Аткарского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Юртаева ФИО18 и Калугиной ФИО19 к администрации Аткарского муниципального района <адрес> о признании права собственности на квартиру (л.д.38-40) следует, что исковые требования Юртаева Н.И. и Калугиной В.Я. удовлетворены. За Юртаевым Н.И. и Калугиной В.Я. признано право общей долевой собственности (по ? доле каждому) на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Указанное решение вступило в законную силу.
Следовательно, ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежала Калугиной В.Я. на законных основаниях и подлежит включению в состав наследства.
После смерти Калугиной В.Я., иные лица, помимо Юртаева С.Н., с заявлениями о принятии наследства либо выдаче свидетельства о праве на наследство по закону не обращались, что подтверждается копией наследственного дела № Калугиной В.Я., умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-45).
Следовательно, приобретя при жизни на законном основании долю в праве собственности на объект недвижимости, Калугина В.Я., тем самым, приобрела на него право собственности, однако в силу отсутствия факта государственной регистрации это право у нее не возникло (пункт 2 статьи 223 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как юридического акта признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в тоже время является составным и конечным элементом в сложном юридическом составе приобретения и подтверждения титула собственника, в силу чего отсутствие регистрации, само по себе, не свидетельствует об отсутствии у лица права в случае его приобретения на законном основании.
Учитывая правовую природу наследования, как универсального правопреемства всех без исключения имущественных прав, принадлежащих наследодателю, такие права, приобретенные на законном основании, подлежат включению в состав наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Однако, отсутствие подтверждающего право документа - свидетельства о праве на наследство, указанного в статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», лишает Юртаева С.Н. возможности зарегистрировать право собственности на долю в праве собственности на объект недвижимого имущества, то есть получить единственное доказательство наличия зарегистрированного права (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), а как следствие - возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Следовательно, право собственности на недвижимое имущество, приобретенное и возникшее у истца в силу закона, нарушено, поскольку он лишен возможности в полной мере реализовать права собственника, закрепленные в статье 209 ГК РФ.
При таком положении исковые требования Юртаева С.Н. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░20, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░21, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░22, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░23, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░24 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░25, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2016 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░