Решение по делу № 2-464/2013 ~ М-426/2013 от 15.05.2013

2-464/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2013 г.

Луховицкий районный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Ващенко Е.А.

При секретаре Волковой А.С.,

С участием заявителя Черепкова М.А., представителя должностного лица, чьи действия оспариваются – Дрок Е.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Черепков М.А. об оспаривании действий и.о.... городского прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Черепков М.А. обратился в суд с заявлением? в котором просит признать действия и.о. Луховицкого городского прокурора, выразившиеся в направлении в администрацию Луховицкого муниципального района Московской области запроса о предоставлении в ... городскую прокуратуру копий справок о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как муниципального служащего, а так же членов его семьи. Свои требования мотивировал тем, что ... и.о. ... городского прокурора направил в администрацию Луховицкого муниципального района Московской области запрос о предоставлении в ... городскую прокуратуру копий справок о его доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как муниципального служащего, а так же членов его семьи за 2012 г. В своем запросе и.о. прокурора указал, что документы запрашиваются им в связи с проведением проверки по обращению жителей города Луховицы. Заявитель полагает, что действиями прокурора нарушаются его права на неприкосновенность частной жизни, предусмотренные Конституцией РФ. Черепков М.А. не давал своего согласия и.о.прокурора на сбор в отношении него информации. Прокурор не указан в числе должностных лиц, имеющих право по своей инициативе проверять интересующие его сведения о частной жизни, изложенные в справке о доходах.

В судебном заседании заявитель требования, изложенные в заявлении, поддержал, ссылаясь на вышесказанное.

Представитель лица, чьи действия оспариваются, с требованиями Черепкова М.А. не согласилась и пояснила, что, запрашивая информацию о доходах заявителя, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Законом «О прокуратуре».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определен предмет надзора прокурора за исполнением законов:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При этом, частью 2 приведенной нормы в отношении проверок исполнения законов предусмотрено, что они проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Статьей 22 названного закона закреплены полномочия прокурора. В силу данной нормы при осуществлении возложенных на прокурора функций он вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно ст.6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора,

вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22,27,30 и 33 Федерального

закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Из содержания приведенных норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что требование прокурора по представлению руководителями и другими должностными лицами необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, подлежит безусловному исполнению и его реализация, в отличие от проверок исполнения законов, во взаимосвязи с фактами нарушения закона не находится.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" одной из мер профилактики коррупции является проверка в установленном порядке сведений, представляемых государственными и муниципальных служащими.

Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Как следует из материалов дела, ... в ... городскую прокуратуру из ... задание о проведении проверок соблюдения обязанности государственными, муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, представлять сведения о доходах. Согласно данного задания, проверки подлежит исполнение муниципальными служащими обязанности по предоставлению сведений о доходах за 2012 г., в том числе в отношении супругов и несовершеннолетних детей.

... и.о. Луховицкого городского прокурора со ссылкой на статью 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" направлен запрос, в котором содержалось требование о предоставлении в срок до ... копий справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Черепков М.А., его супруги и несовершеннолетних детей.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от ... N 273-ФЗ предусмотрено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ... N 273-ФЗ).

В соответствии с указанными нормами закона, предусматривающего меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3, 6, 7 - 11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения муниципальной службы.

В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от ... N 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, согласно которому национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (подпункты "б", "д" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Национальной стратегии Генеральному прокурору Российской Федерации поручено уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней; принять меры по повышению эффективности деятельности прокуроров по защите имущественных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с требованиями уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от ... N 195 предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от ... N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.77 ФЗ от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных актов.

Обобщая положения вышеназванных норм права, суд приходит к выводу, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от ... N 273-ФЗ, иных законов вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований и.о.Луховицкого городского прокурора действующему законодательству.

Доводы заявителя о том, что справка о его доходах и доходах членов его семьи содержит персональные данные, сбор которых без его согласия нарушает положение Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «О персональных данных» суд находит не обоснованными.

Согласно ФЗ N 152-ФЗ от ... "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В соответствии с п. 2 ст. 3 вышеназванного ФЗ оператором, осуществляющим обработку персональных данных, является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ обработка персональных данных - это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

В данном случае Луховицкая городская прокуратура не является оператором персональных данных, поскольку в соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" на нее возложены иные функции.

Наличие в материалах надзорного производства сведений, являющихся персональными данными заявителя, не может являться обработкой и хранением персональных данных по смыслу ст. 3 ФЗ "О персональных данных", в связи с чем, действия и.о.Луховицкого городского прокурора не могут быть признаны не соответствующими ФЗ "О персональных данных".

Кроме того, нахождением в материалах надзорного производства справки, содержащей

персональные данные заявителя, не нарушает каких-либо его прав в виду того, что доступ к материалам надзорного производства, в силу положений, закрепленных Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от ... N 107, имеют лишь заявители и работники прокуратуры, имеющие непосредственное отношение к документам.

Размещение сведений о доходах муниципальных служащих на официальном сайте администрации Луховицкого муниципального района не препятствовало истребованию прокурором копий соответствующих справок, так как одним из предметов прокурорской проверки в этом случае является соответствие размещенных сведений сведениям, содержащимся в справках.

Проверяя законность действий и.... городского прокурора, касающихся истребований справки о доходах Черепкова М.А. в рамках поступившего в прокуратуру заявления от граждан г.Луховицы, суд исходит из того, что ... в ... городскую прокуратуру поступило заявление от жителей г.Луховицы и Луховицкого района о том, что Черепков М.А. присваивает земельные участки, собирает деньги с арендаторов, открыл рынок, о чем не указывает в ежегодной декларации.

В том числе и для проверки указанных фактов и.о. Луховицкого городского прокурора в адрес администрации Луховицкого муниципального района направлен запрос о предоставлении в адрес прокуратуры справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Черепков М.А. и членов его семьи.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ... ... «О прокуратуре РФ» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ... ... «О прокуратуре РФ» при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ... № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их

компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запрашивает, в том числе в электронной форме, для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (ч.1 ст.10 ФЗ от ... № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ... № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и п. 2.8. Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры РФ утвержденной приказом Генерального прокурора РФ ... от ..., в случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего, обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся.

В направленном в прокуратуру обращении не указаны фамилии гражданин направивших обращение почтовые адреса, по которому должен быт направлен ответ. В связи с этим ответ на обращение никому даваться не должен.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ... № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершённом противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение в прокуратуру жителей ... и ... содержит сведения о нарушении законов, в связи с чем подлежит прокурорской проверке. В случае установления в ходе прокурорской проверки обстоятельств и лиц, указанных в ст.11 вышеназванного закона, данное обращение на основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ... № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и п. 2.8. Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ ... от ..., должно быть незамедлительно направлено в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Из анализа приведенных норм права следует, что прокурор не только вправе

произвести проверку по анонимному заявлению, но и обязан проверить изложенные в нем

факты.

Таким образом, каких-либо нарушений при направлении запроса в администрацию

Луховицкого муниципального района в судебном заседании не установлено. Направляя

запрос, прокурор действовал в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения

обращения граждан, законом «О прокуратуре» и «О борьбе с коррупцией» с

неукоснительным соблюдением положений Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Черепков М.А. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий и.о.... городского прокурора, выразившихся в направлении в администрацию Луховицкого муниципального района Московской области запроса о предоставлении ... городскую прокуратуру копий справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как муниципального служащего, а так же членов его семьи за 2012 г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд Московской области в течение месяца.

...

...

2-464/2013 ~ М-426/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черепков Матвей Анатольевич
Другие
и.о. Луховицкого городского прокурора Лазыкин Иван Викторович
Суд
Луховицкий районный суд Московской области
Судья
Ващенко Елена Анатольевна
Дело на странице суда
luhovitsy--mo.sudrf.ru
15.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2013Передача материалов судье
16.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.05.2013Предварительное судебное заседание
30.05.2013Судебное заседание
04.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее