Дело № 2-2219/2014 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2014 года г. Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
при секретаре Ульяновой Е.А.,
с участием помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Желыбаевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению действий по уборке несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды органами местного самоуправления муниципального образования Никольский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области. По результатам проверки установлено, что на окраине <адрес> на восьми участках диаметром до 3 м. организована несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора (пластиковые и стеклянные бутылки, металлические банки, полиэтилен, ветошь).
Зная об указанной несанкционированной свалке на территории муниципального образования, администрация Никольского сельсовета мер по ее ликвидации до настоящего времени не приняла.
Дальнейшее бездействие со стороны администрации Никольского сельского совета создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью людей, нарушает права неопределенного круга лиц.
Просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в с. Никольское Кузнецкого района и обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды - убрать несанкционированную свалку на окраине <адрес> на склоне ямы и на обочине полевой дороги.
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Желыбаева М.Ю. требования, изложенные в заявлении поддержала и пояснила вышеизложенное.
Представитель администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области - специалист 1 категории Терехина Т.А., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора Кузнецкого района Пензенской области, пояснив, что со стороны администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области имеет место нарушение законодательства об охране окружающей среды.
Суд, выслушав помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Желыбаеву М.Ю., представителя администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Терехину Т.А., действующую по доверенности, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 1 ст. 8).
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 13).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 1 ст. 7). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления (п. 2 ст. 16). Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе и радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра, на почву.
Судом установлено, что помощником прокурора Кузнецкого района Пензенской области составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым установлено, что на окраине <адрес> выкопана яма, вдоль которой проходит полевая дорога. На склоне ямы и на обочине полевой дороги размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на возьми участках. Размер первого участка, на склоне ямы, составляет 3м. х 2м., размер семи других участков составляет 2м. х 1,5м. каждый (пластиковые и стеклянные бутылки, битое стекло, полиэтилен, ветошь, пластик, кусты, гнилые овощи, металлические банки, ветошь, мусор).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела справкой, фотографиями и не отрицались в судебном заседании представителем администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Таким образом, суд установил, что на территории администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, а именно на окраине <адрес> на склоне ямы и на обочине полевой дороги на восьми участках диаметром до 3 м. организована несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов и мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с законодательством РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Участки, где выявлена несанкционированная свалка, относятся к категории земель населенных пунктов и находится в ведении администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Обязанность администрации Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора закреплена в Уставе Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Администрацией Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области не предпринимаются достаточные меры для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, о чем свидетельствуют наличие несанкционированных свалок на территории администрации, в связи, с чем допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, что приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования и создает реальную угрозу здоровью граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Названная возложенная на администрацию муниципального образования Никольского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязанность подлежит исполнению в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в с. Никольское Кузнецкого района Пензенской области.
Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды - убрать несанкционированную свалку на окраине <адрес> на склоне ямы и на обочине полевой дороги в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения.
Судья: