Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Патрикеевой Г.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца,
у с т а н о в и л:
Патрикеева Г.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, в обоснование заявленных требований указав, что является вдовой ФИО4, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ В период прохождения военных сборов ФИО4 непосредственно участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Факт связи смерти ФИО4 с непосредственным участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтвержден решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации ФГУЗ «Всероссийский центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ
Истица полагала, что непосредственное участие ФИО4 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС определяется как исполнение обязанностей военной службы и его смерть наступила в связи с военной травмой, то есть его смерть наступила вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем семье ФИО4 должно быть гарантировано соответствующее социальное обеспечение по случаю потери кормильца погибшего вследствие военной травмы.
Истица полагала, что на основании положений ч. 9 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г. № 306-ФЗ, подпункта б пункта 2 «Правил выплат ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 ФЗ № 306-ФЗ, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется пенсионным фондом РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. № 142, она имеет право на назначение с 01.01.2012г. выплат ежемесячной денежной компенсации в сумме 7 000 рублей в качестве восполнения имущественных потерь, причиненных смертью кормильца.
Истица обратилась за назначением соответствующей выплаты в Управление социальной защиты, однако, в назначении данной выплаты истице было отказано.
Истица просила суд признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации в сумме 7 000 рублей, предусмотренной положениями ч. 9 ст. 3 ФЗ № 306-ФЗ от 07.11.2011г. с 01.01.2012г., а также обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара назначить истице вышеуказанную ежемесячную денежную компенсацию в сумме 7 000 рублей с 01.01.2012г. и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение данной выплаты. В последующем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе. Суду также пояснил, что для назначении истице компенсации в соответствии с положениями ФЗ № 306-ФЗ необходимо наличие заключения военно-врачебной комиссии о причинно-следственной связи смерти мужа истицы с военной травмой, между тем, таковое заключение у истицы отсутствует.
Третье лицо Управления Федерального казначейства по Самарской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило суду отзыв, в котором просило дело рассмотреть в свое отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Третье лицо Федеральная служба по труду и занятости в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представила. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истица является вдовой ФИО4, участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ В период прохождения военных сборов ФИО4 непосредственно участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Факт связи смерти ФИО4 с непосредственным участием в действиях ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС подтвержден решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации ФГУЗ «Всероссийский центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11,2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», вступившего в силу с 1.01.2012 года, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи. выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации. Данными Правилами установлено, что члены семьи (заявители) подают в уполномоченный орган копию документа, подтверждающего гибель (смерть), военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.
С учётом требований ст. 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
Подпунктом «г» пункта 3 Положения предусмотрено, что на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военныхсборов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ АКПИ12-1050), оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (дело № АПЛ12-705), отказано в признании недействующим подпункта «г» пункта 3 Положения в части ограничивающей полномочия военно-врачебной комиссии определять причинную связь увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, в течении одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов.
Нормативный правовой акт в данной части оспаривался на предмет не соответствия ч.9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № З0б-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с препятствием членам семьи военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, умерших вследствие военной травмы по прошествии года после увольнения, получать ежемесячную денежнуюкомпенсацию, предусмотренную указанным Федеральным законом. Часть 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не обуславливает реализацию права членов семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, на получение ежемесячной денежной компенсации за сроком, истекшим с момента увольнения этих лиц с военной службы или военных сборов,
В соответствии со вступившим в законную силу названным выше решением Верховного Суда Российской Федерации военно-врачебные комиссии правомочны устанавливатьпричинную связь увечий, заболеваний, диагностированных до истечения одного года пос. увольнения с военной службы, у граждан, проходивших военную службу (военные сборы, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), независимо от времени, прошедшего с момента увольнения граждан с военной службы (прохождения военных сборов).
Между тем, соответствующее заключение военно-врачебной комиссии истицей не представлено, в связи с чем, у последней отсутствует право на получение соответствующих денежных выплат. Установленных положениями ФЗ № 306-ФЗ..
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № З0б-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1). ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения вдействие названного закона, не имеющего обратной силы. Отношений до введения в действие Федерального закона от 07.11.20.11 года № 306-ФЗ, регулируемых данным законом, у сторон по делу не возникло.
Федеральный закон от 07.11.2011 года № 306-ФЗ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. с 01.01.2012г. (п.1 ст. 4 ГК РФ). Аналогичный вывод содержат вышеприведённые судебные постановления Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования истицы о назначении денежной компенсации по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №30б-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных, выплат» не основаны на законе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Патрикеевой Г.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ