Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2015 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего по делу - Ковалева С.С.,
при секретаре - Долгушовой Н.С.,
с участием заявителя Иванова С.Н., представителя командира войсковой части 89553 - Малашиной М.Н., а также заместителя военного прокурора - войсковая часть 56680 майора юстиции Артюхова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № Иванова ФИО12 об оспаривании действий Командующего ракетными войсками стратегического назначения, командира войсковой части 89553, руководителей Федеральных казенных учреждений «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») и «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее по тексту - ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»), связанных с исключением из списков личного состава воинской части и невыплатой денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иванов С.Н. обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что на основании приказов Командующего ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу) и от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.
Ссылаясь на п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы заявитель Иванов С.Н. указывает, что оснований для исключения его из списков личного состава воинской части не имелось, так как ему не выплачены командировочные расходы (суточные) в размере 32 100 рублей за период нахождения на профессиональной переподготовке, дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Министра обороны № года, а единовременное пособие при увольнении с военной службы ему было выплачено только ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, по мнению заявителя, лишение его права на получение командировочных расходов со стороны ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», а также непредставление его командованием войсковой части 89553 к выплате дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ № года является необоснованным и противоречит требованиям закона.
На основании изложенного Иванов С.Н. в окончательной редакции своих требований просит суд:
- Признать незаконным приказ Командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) в части указания даты исключения его из списков личного состава войсковой части 89553 - ДД.ММ.ГГГГ;
- Обязать Командующего РВСН внести изменения в вышеуказанный приказ, изменив дату его исключения из списков личного состава войсковой части 89553 с ДД.ММ.ГГГГ на дату окончательного обеспечения положенными видами довольствия;
- Обязать руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обеспечить выплату положенного ему денежного довольствия с учетом изменения даты исключения из списков личного состава воинской части;
- Признать незаконными действия руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», связанные с отказом в выплате ему командировочных расходов;
- Обязать руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» выплатить ему командировочные расходы согласно авансовому отчету в размере 32 100 рублей;
- Признать незаконными действия командира войсковой части 89553, связанные с непредставлением его к выплате дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за 2014 год;
- Обязать командира войсковой части 89553 рассмотреть вопрос о выплате ему дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за период военной службы в 2014 году.
В судебном заседании заявитель Иванов С.Н. поддержал указанные требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель командира войсковой части 89553 - Малашина М.Н. требования заявителя не признала и указала, что Иванов С.Н. исключен из списков личного состава войсковой части 89553 на законных основаниях после получения всех причитающихся выплат. Иванов С.Н. не был представлен к выплате дополнительного материального стимулирования за 2014 год, поскольку на момент принятия командиром войсковой части 89553 решения о производстве данной выплаты он уже не числился в списках воинской части, так как был уволен с военной службы.
Представитель руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» - Бирюкова О.В. просила рассмотреть дело без ее участия и в своем возражении указала, что согласно базе данных на выплату денежного довольствия Иванову С.Н. перед исключением из списков личного состава части было выплачено денежное довольствие с 1 по ДД.ММ.ГГГГ и единовременное пособие при увольнении с военной службы, в связи с чем свои обязательства по расчету и перечислению заявителю денежного довольствия при исключении из списков личного состава части названное учреждение выполнило в полном объеме.
Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» Ковин Д.В. в отзыве на заявление просил рассмотреть дело без его участия и указал, что оснований для выплаты Иванову С.Н. командировочных расходов за период прохождения профессиональной переподготовки в Вольском военном институте материального обеспечения не имеется, поскольку он находился на обучении не в порядке исполнения служебного задания.
Командующий РВСН, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, своего представителя для участия в деле не направил и о причинах неявки не сообщил, в связи с чем дело было рассмотрено без участия названного должностного лица.
Заместитель военного прокурора - войсковая часть 56680 Артюхов А.С. в своем заключении полагал необходимым удовлетворить требования Иванова С.Н. частично, в связи с чем возложить на командира войсковой части 89553 обязанность по рассмотрению вопроса о выплате ему дополнительного материального стимулирования на основании приказа Министра обороны РФ № года, а в остальной части в удовлетворении заявления Иванова С.Н. - отказать.
Выслушав доводы сторон, заключение заместителя военного прокурора и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Выпиской из приказа Командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) подтверждается, что Иванов С.Н., уволенный с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 89553.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Согласно расчетному листку за ноябрь 2014 года единовременное пособие при увольнении с военной службы было выплачено Иванову С.Н. ДД.ММ.ГГГГ, а причитающееся денежное довольствие за октябрь и ноябрь 2014 года - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 185 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Порядок обеспечения денежным довольствием), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части.
При этом, п.п. 1, 2 данного Порядка установлено, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу п. 140 Порядка обеспечения денежным довольствием единовременное пособие при увольнении с военной службы является отдельной дополнительной выплатой.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выплата заявителю единовременного пособия при увольнении с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, то есть после исключения его из списков личного состава воинской части, не является самостоятельным основанием для переноса даты его исключения из списков личного состава воинской части, поскольку силу положений приведенного законодательства данная выплата не входит в состав денежного довольствия.
Рассматривая требования заявителя о выплате ему дополнительного материального стимулирования за 2014 год, суд считает установленным, что Иванов С.Н. в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части 89553 на должности начальника службы радиоэлектронной борьбы и не был представлен командиром данной воинской части к дополнительному материальному стимулированию, выплачиваемому в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», по результатам службы за 2014 год, что подтверждается выписками из приказов Главнокомандующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части), от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части), а также пояснениями представителя командования части в суде.
В соответствии с ч. 34 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» кроме выплат, предусмотренных настоящим Законом, Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В соответствии с п. 7 указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министру обороны Российской Федерации, предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение названного Указа Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты указанным категориям лиц (далее по тексту - Порядок).
Как следует из п.п. 2, 6, 7 названного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
При этом, в соответствии с п. 11 упомянутого Порядка не представляются к дополнительному материальному стимулированию:
военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;
военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.
Как установлено в судебном заседании, Иванов С.Н. не был представлен к дополнительному материальному стимулированию по результатам службы в 2014 году, поскольку на момент принятия командиром войсковой части 89553 решения об установлении конкретных размеров данной выплаты (ДД.ММ.ГГГГ) он отсутствовал в списках данной воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Вместе с тем, суд считает, что Иванов С.Н. имеет право претендовать на получение дополнительного материального стимулирования за 2014 год пропорционально прослуженному времени, поскольку доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований, согласно которым он не может быть представлен к выплате дополнительного материального стимулирования по результатам службы в 2014 году, суду не представлено, а отсутствие военнослужащего в списках личного состава воинской части к моменту принятия решения ее командиром об установлении конкретных размеров материального стимулирования, к таковым не относится.
Таким образом, для восстановления прав Иванова С.Н. суд считает необходимым возложить на командира войсковой части 89553 обязанность по рассмотрению вопроса о выплате ему дополнительного материального стимулирования по результатам службы в 2014 году.
Согласно п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Принимая решение о восстановлении прав заявителя на получение дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны РФ № года, которое является стимулирующей выплатой и не входит в состав денежного довольствия военнослужащего, суд приходит к выводу что восстановление его прав в данной части возможно без восстановления Иванова С.Н. в списках личного состава воинской части.
Разрешая требования заявителя о выплате ему командировочных расходов суд приходит к следующим выводам.
Как следует из направления командира войсковой части 89553 от ДД.ММ.ГГГГ № 499, Иванов С.Н. направлен в Вольский военный институт материального обеспечения (<адрес>) для прохождения профессиональной переподготовки в период с 3 февраля по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из приказов начальника Вольского военного института материального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов С.Н. находился в названном учебном заведении на курсах переподготовки в указанный период.
В судебном заседании заявитель пояснил, что изъявлял желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей перед увольнением с военной службы, для чего обращался к командованию войсковой части 89553.
Судом установлено, что после окончания прохождения профессиональной подготовки Иванов С.Н. направил в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» авансовый отчет на получение командировочных расходов в размере 32 100 рублей, к которому приложил документы, подтверждающие прохождения указанной подготовки в период с 3 февраля по ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из письма начальника ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 5122, заявителю было отказано в выплате командировочных расходов на требуемую сумму, поскольку профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей не является обязательной для всех военнослужащих, а ее прохождение является правом увольняемых военнослужащих, что не является служебным поручением и не связано с дальнейшим прохождением военной службы.
Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев.
Таковые определены Министром обороны РФ в своем Приказе № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Согласно п. 10 указанного Порядка военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная (вечерняя) форма обучения в военной образовательной организации, командир воинской части выдает направление согласно приложению. В воинской части издается приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку. Направленные на профессиональную переподготовку военнослужащие прибывают в военные образовательные организации к установленному сроку.
Пунктами 12 и 18 названного Порядка также установлено, что военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от соответствующих воинских частей, а профессиональная переподготовка военнослужащих проводится без взимания с них платы за обучение.
В силу пп. «г», «е» п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Порядок обеспечения денежным довольствием), не считаются командировками поездки военнослужащих при выездах, связанных с поступлением на обучение и обучением в заочных федеральных государственных профессиональных образовательных организациях, федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, заочной адъюнктуре, а также временно направленных в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (начальников) в другие населенные пункты.
Таким образом, изложенное указывает на то, что профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей не является служебной командировкой, а, следовательно, расходы, понесенные военнослужащим при ее прохождении, помимо установленного права на бесплатное обучение, подлежат оплате в случае прямого указания об этом в Законе.
Согласно ранее действовавшей редакции п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с проведением профессиональной переподготовки указанных военнослужащих по одной из гражданских специальностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, выделяемых на переподготовку кадров (абзац 2). Во исполнение данного положения Правительством РФ было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей», которым предусматривались обязанность и порядок возмещения таких расходов.
Между тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ абзац 2 п. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан утратившим силу, а Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № вышеназванное Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № также признано утратившим силу.
В настоящее время, ни ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ни ст. 20 этого же Закона (право на проезд), ни другие подзаконные нормативные правовые акты не предусматривают возможность оплаты расходов, связанных с профессиональной переподготовкой, военнослужащим Вооруженных Сил РФ.
При таких условиях, Иванову С.Н., находившемуся в период с 3 февраля по ДД.ММ.ГГГГ на профессиональной переподготовке в Вольском военном институте материального обеспечения оплата командировочных расходов не положена и его требования в данной части являются необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Иванова ФИО13 - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с непредставлением Иванова № к выплате дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за 2014 год.
Обязать командира войсковой части № рассмотреть вопрос о выплате Иванову № дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» за период военной службы в 2014 году.
В удовлетворении остальной части требований Иванову С.Н. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>а