№2-63/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2014 года г.Нововоронеж, Воронежской области
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
с участием
от прокуратуры г.Нововоронежа ст.помощника прокурора Крюкова М.А.,
заявителя Познахириной С.А.,
представителя администрации городского округа город Нововоронеж Городнянской Ю.В.,
представителя ООО «АтомТеплоСбыт» Сметаниной О.Г.,
при секретаре Корчугановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Познахириной С.А. о признании постановления Администрации городского округа город Нововоронеж №1679 от 11.10.2013г. противоречащим закону,
установил:
Заявитель Познахирина С.А. обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнения требований которого, просит признать недействующим со дня его принятия постановление Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области №1679 от 11 октября 2013г. «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», официально опубликованное 15 октября 2013г. в №49 (433) в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» в части п.1 и п.4, о распространении его действия на собственников помещений в многоквартирном доме, противоречащий норме п.7 статьи 156, п.5, п. б. п. 8 ст. 162 ЖК РФ: «5-этажный, кирпичный, подвальный, кровля рулонная мягкая, фундамент железобетонный блочный». Также просит обязать управляющую компанию «Атом-ЖКХ Нововоронеж» филиал ООО «АтомТеплоСбыт» и МУП «Информационно-расчетный центр» произвести в отношении квартиры № в доме <адрес> перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ., исходя из ставок, действующих с ДД.ММ.ГГГГ. – 9руб. 80 коп. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, согласно договору управления многоквартирным домом от 01.04.2013г.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением, согласно п.1, с 01 ДД.ММ.ГГГГ. установлен предельный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в расчете на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, согласно Приложению 1 к Постановлению - в размере -12.59руб. для домов, в том числе, 5-этажный, кирпичный, подвальный, кровля рулонная мягкая, фундамент железобетонный блочный. К данной категории относится <адрес>, где расположена <адрес>, собственником, которой она является.
Согласно п.4 оспариваемого постановления, оно распространяется и на собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании в установленном порядке не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Этим постановлением нарушены ее права и законные интересы, так как на нее незаконно возложена обязанность оплачивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в повышенном размере-12руб.59коп., в то время как в Договоре управления многоквартирным домом с «Атом-ЖКХ Нововоронеж» филиал ООО «АтомТеплоСбыт» с 01.04.2013г. установлена плата в размере -9руб. 80 коп.
Администрация обосновала свое постановление положениями ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими, однако при этом не указала конкретные правовые нормы.
В силу п.4 ст.7 Закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое постановление противоречит положениям п.7 ст. 156 ЖК РФ, согласно которого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год, п.п.5,6- при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока, его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором, п.8 -изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским Законодательством, ст.162 ЖК РФ, и нарушает ее законные интересы и права собственника жилого помещения.
Жилищным кодексом РФ (ч.3 ст.156 и ч.4 ст.158) предусматриваются случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, если: собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом; собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании выбрали способ управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании выбрали способ управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч.4 ст. 158 ЖК), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается исходя из стоимости совокупности работ и услуг, входящих в утвержденный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перечень услуг по содержанию и работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Без принятия на общем собрании собственников помещений перечня услуг и работ по содержанию общего имущества установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч.4 ст. 158 ЖК невозможно (л.д.5-8,187,205).
В связи с соединением заявителем в одном заявлении требований о признании нормативного правового акта недействующим в части, принятого органом местного самоуправления, и требований об обязывании совершения действий коммерческой организацией, исходя из избранной заявителем формы обращения в суд - заявление подано в порядке главы 24 ГПК РФ, а нормы указанной главы гражданского процессуального кодекса не допускают возможности оспаривания решений и действий органов управления организациями, суд определил рассматривать заявленные Познахириной С.А. требования по правилам искового производства (л.д.193).
В судебное заседание представитель МУП «ИРЦ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании заявитель Познахирина С.А. поддержала заявленные требования, с учетом уточнения, в полном объеме. Дополнительно пояснила, что «Атом-ЖКХ Нововоронеж» филиал ООО «АтомТеплоСбыт» должно начислять плату по тарифам, установленным договором управления, а так как непосредственное начисление платы, распечатку квитанций, сбор платежей по договору с управляющей компанией осуществляет МУП «ИРЦ», именно эта организация должна произвести перерасчет.
Представитель администрации городского округа город Нововоронеж Городнянская Ю.В. не согласна с заявленными требованиями, полагая, что оспариваемый правовой акт принят администрацией в полном соответствии с законодательством и в пределах полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и не нарушает права и свободы заявителя, предоставив возражения в письменном виде.
Согласно возражений, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Принятие указанного акта потребовало приведения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствие с новым перечнем услуг. Оспариваемое постановление принято в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ - если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Из поданного заявления не усматривается, какие именно права и свободы С.А.Познахириной оспариваемый акт нарушает.
Дополнительно пояснила, что полагает, что заявитель оспаривает не сам нормативный правовой акт, а оспаривает его применение управляющей организацией к сложившимся между ними правоотношениям по управлению многоквартирным домом.
Представитель ООО «АтомТеплоСбыт» Сметанина О.Г. с требованиями заявителя не согласилась, возражения представлены в письменной форме, согласно которых ООО «АтомТеплоСбыт» филиал «Атом ЖКХ Нововоронеж» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по <адрес>. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013г. №290 утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» и «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Ранее деятельность управляющих компаний регламентировали порядка 40 нормативно-правовых актов, в которых был рекомендательный перечень работ и услуг, а собственники жилых помещений на общих собраниях сами выбирали, что им необходимо. Но ввиду того, что большинство собственников мало осведомлены в этой области и не всегда активно участвовали в формировании перечня работ, который необходимо было проводить управляющей компании, требования Жилищного кодекса не выполнялись. Постановление № 290 четко регламентирует деятельность управляющих компаний, оно содержит конкретный перечень работ, обеспечивает прозрачность и обязательность их выполнения. В связи с утверждением «Минимального перечня…» управляющая организация довела до сведения собственников помещений о необходимости принять на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из утвержденного Правительством РФ минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления согласно п.4 ст. 158 ЖК РФ. Такой размер был установлен в соответствии с указанной нормой Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 11.10.2013 г. №1679 «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».
Также п.4.5 договора управления многоквартирным домом предусмотрено изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, в случае принятия уполномоченными органами технических регламентов (с обязательным перечнем работ и услуг) иным способом, установленным Жилищным Кодексом РФ. Управляющая организация проинформировала собственников об изменении размера платы за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата. Познахирина С.А. выразила свое согласие с изменением размера платы, оплатив направленный ей платежный документ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, который полагал, что требования Познахириной С.А. в отношении Постановления администрации не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему:
Согласно части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установлено, что 11.10.2013г. администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области издала постановление за № «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», которое было опубликовано в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» от ДД.ММ.ГГГГг. № (433) – лист 32 (л.д.48-81).
Постановление содержит 6 пунктов и Приложение в виде таблицы. Согласно пункта 1 был установлен с 01 ноября 2013 года предельный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц согласно Приложения 1 к этому Постановлению. Согласно п.2 Постановления определено, что оно действует до 01 ноября 2016 года. Согласно п.3 Постановления определено, что индексацию размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме допускается производить не выше уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период», не чаще 1 (Одного) раза в год. Согласно п.4 действие постановления распространяется на нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, расположенных в многоквартирных домах; собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании в установленном порядке не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Пункт 5 определяет вступление в силу постановления с момента опубликования и п.6 – необходимость опубликования. Приложение №1 к Постановлению «Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, расположенных в многоквартирных домах, для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» представляет собой Таблицу, в первой графе указаны категории многоквартирных домов, во второй графе – стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предельный размер платы за содержание жилого помещения в месяц на 1кв.м. общей площади, в рублях.
Согласно Преамбуле Постановления, оно принято в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 11.08 2006г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Постановлением Правительства №290 от 3 апреля 2013 года «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013г. «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», ст. ст. 3, 43, 46 Устава городского округа город Нововоронеж.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в т.ч. у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно п.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст.45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с п.4 ст.158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Анализ содержания указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что п.4 ст.158 ЖК РФ обязывает органы местного самоуправления принимать решение, которое будет регулировать правоотношения в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и которое будет применяться только в случаях, определенных указанной нормой. Обязанность принимать органами местного самоуправления такое решение призвана восполнить пробел, который может иметь место во взаимоотношениях собственников помещений в многоквартирном доме, если собственники не в полном объеме выполнили свои обязанности, предусмотренные указанными выше нормами жилищного кодекса, когда не проведено ежегодное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме или на таком собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. И оспариваемое постановление закрепляет правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Согласно п.п. 4, 4.1 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п.1 ст.34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст.37 указанного закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Аналогичные нормы закреплены Уставом городского округа город Нововоронеж Воронежской области, принятого решением Нововоронежской городской Думы от 01.11.2012г. №285 (л.д.114-142).
Т.е. оспариваемое постановление издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления. Доводы заявителя, что глава администрации превысил свои полномочия при издании оспариваемого постановления суд находит несостоятельными, основанными на неправильном понимании закона.
При установлении тарифа произведена его дифференциация в отношении различных категорий домов: исходя из этажности, вида использованных строительных конструкций, вида кровли, фундамента и т.п., т.е. учтены индивидуальные особенности категорий домов. И в связи с наличием этих особенностей, был определен размер тарифа по каждой категории домов, он является различным.
Всеми участниками процесса признано, что многоквартирный <адрес>, собственником квартиры в котором является Познахирина С.А., является 5-ти этажным, кирпичным, подвальным, имеющим рулонную мягкую кровлю, железобетонный блочный фундамент. Данное обстоятельство также подтверждается Техническим паспортом на указанную квартиру (л.д.24-28).
Администрацией городского округа город Нововоронеж представлен расчет установленного оспариваемым постановлением тарифа – Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме: 5-этажный, кирпичный, подвальный, кровля рулонная мягкая, фундамент железобетонный блочный, в котором указаны подробно работы и услуги, определена периодичность их выполнения, что соотносится с содержанием «Минимального перечня…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, также приведены экономические расчеты стоимости отдельных работ и услуг, образующих в целом размер тарифа (л.д.182-186). У суда нет оснований не доверять представленному расчету.
Оспариваемое заявителем постановление не распространяет свое действие конкретно на жилой дом, собственником квартиры в котором является Познахирина С.А. Оснований считать, что оспариваемое Постановление влечет для заявителя непосредственно обязанность производить плату за содержание и ремонт жилого помещения именно в размере, установленным этим постановлением, не имеется. Как указано судом выше, положения данного постановления применяются только в случае, определенном ч.4 ст.158 ЖК РФ.
Наделение органов местного самоуправления в соответствии с этой нормой полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с чем доводы заявителя суд считает несостоятельными.
Исходя из совокупности указанных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств по делу суд находит Постановление администрации городского округа город Нововоронеж №1679 от 11.10.2013г. в части установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме принятым в рамках полномочий органа местного самоуправления, и не противоречащим закону.
Как указано судом выше, в соответствии с положениями ч.1 ст.158, ст.39 ЖК РФ собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно п.31 Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Установлено, что заявитель Познахирина С.А. является собственником <адрес>-а по <адрес> (л.д.14). Указанный дом является многоквартирным (л.д.24-28).
В соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений в указанном доме от ДД.ММ.ГГГГ., собственниками было принято решение о выборе способа управления домом – управление управляющей организацией ООО «АтомТеплоСбыт» филиал «Атом ЖКХ Нововоронеж», что отражено в Протоколе общего собрания (л.д.82-83).
Однако непосредственно в Протоколе не указано, что обсуждались условия Договора управления, Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, размер такой платы.
Исходя из пояснений участников процесса, а также представленных документов, суд считает установленным, что между собственниками помещений и управляющей организацией был фактически заключен договор управления многоквартирным домом на условиях, предложенных ООО «АтомТеплоСбыт», оформленных в Типовом договоре (л.д.90-95), между сторонами был согласован Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (л.д.89), который является приложением к этому договору, а также определен тариф по этим работам и услугам, составляющий составляющая 9руб. 80 коп. на 1 кв.м. площади жилого помещения. Фактически данные обстоятельства отражены в выставляемых ежемесячно собственнику жилого помещения счетах на оплату квартплаты с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.16). Данные условия признавались и исполнялись как управляющей компанией, так и собственниками помещений.
И суд считает установленным, что собственниками жилых помещений в <адрес> решением ДД.ММ.ГГГГ был выбран с ДД.ММ.ГГГГ. способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, был утвержден Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также утвержден размер такой платы в виде тарифа в расчете на 1кв.м.- 9руб. 80 коп.
В квитанции на оплату коммунальных услуг и платы за содержание и ремонт жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ., выставленной ООО «АтомТеплоСбыт» значится тариф «содержание и ремонт жилья» 9руб. 80 коп. (л.д.16-21), а в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. – 12руб. 59 коп. (л.д.22,23,181).
Согласно позиции ООО «АтомТеплоСбыт», увеличение тарифа было произведено в соответствии с п.4.5 Договора управления многоквартирным домом, Постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013г., а также на основании оспариваемого Постановления.
Пунктом 4.5 Договора управления многоквартирным домом предусмотрено изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, в случае принятия уполномоченными органами технических регламентов (с обязательным перечнем работ и услуг) иным способом, установленным Жилищным Кодексом РФ.
Как указано судом выше, в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ и п.4 Постановления администрации городского округа город Нововоронеж №1679 от 11.10.2013г. его положения применяются только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и указано судом выше, собственниками помещений в <адрес> такое решение принято ДД.ММ.ГГГГ. и было реализовано как самими собственниками, так и управляющей организацией с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из содержания ст.ст.45-48, 156 ЖК РФ указанное решение собственников в части размера тарифа действует в течение года. В связи с чем положения Постановления администрации городского округа город Нововоронеж не могут применяться в отношении квартиры Познахириной С.А. в части размера установленного в нем тарифа.
Кроме того, согласно Постановления Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, оно принято в соответствии с частью 1.2 ст.161 ЖК РФ. Этим Постановлением утверждены
-минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
-Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
-изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также пунктом 2 Постановления установлено, что перечень и Правила, утвержденные этим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу этого постановления.
Учитывая, что правоотношения управляющей компании и собственников жилых помещений в <адрес> возникли до издания постановления Правительства РФ №290 и вступления его в силу, ссылка ООО «АтомТеплоСбыт» на необходимость увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в связи с увеличением объемов работ и услуг на основании этого Постановления, являются несостоятельными.
И управляющая организация должна была производить начисление платежа по такому виду в период ДД.ММ.ГГГГ. исходя из тарифа, установленного решением общего собрания собственников жилых помещений -9руб.80 коп. на 1 кв.м. площади.
В соответствии с п.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В связи с чем обязанность по перерасчету платы должна быть возложена на управляющую компанию ООО «АтомТеплоСбыт».
Между заявителем Познахириной С.А. и МУП «Информационно-расчетный центр» нет никаких договорных правоотношений. Исходя из содержания заключенного между ООО «АтомТеплоСбыт» и МУП «ИРЦ» агентского договора от 15.05.2012г., начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги МУП «ИРЦ» осуществляется по информации, представляемой ООО «АтомТеплоСбыт» - раздел 3 Договора. Увеличение тарифа с 01.11.2013г. по строке «содержание и ремонт жилья» МУП «ИРЦ» было осуществлено по указанию управляющей компании ООО «АтомТеплоСбыт», что следует из письма ООО «АтомТеплоСбыт» от 23.10.2013г. (л.д.84-86). В связи с чем оснований возлагать обязанность по перерасчету платы не на управляющую организацию, а на иное лицо, с которым у Познахириной С.А. отсутствуют договорные отношения, суд оснований не усматривает.
Учитывая, что увеличение платы по указанному выше тарифу было осуществлено за период 3 месяца, в отношении иных периодов счета на оплату не выставлялись, оснований обязывать ООО «АтомТеплоСбыт» производить начисление платы по ДД.ММ.ГГГГ. суд не усматривает.
Таким образом, суд удовлетворяет требования Познахириной С.А. частично и обязывает ООО «АтомТеплоСбыт» произвести перерасчет платы по квартире за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период ДД.ММ.ГГГГ., исходя из тарифа 9 рублей 80 коп. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ, пропорционально удовлетворенной части иска.
Поскольку законодательством на производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Заявителем Познахириной С.А. при подаче заявления была уплачена госпошлина в размере 200 руб., было заявлено два требования, одно из которых в отношении ООО «АтомТеплоСбыт» судом удовлетворено, в связи с чем с него в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина в размере 100руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.253 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Познахириной С.А. о признании постановления Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», в части п.1 и п.4, недействующим со дня его принятия, отказать.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «АтомТеплоСбыт» произвести Познахириной С.А. как собственнику <адрес>, расположенной в <адрес>-а по <адрес>, перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период ДД.ММ.ГГГГ исходя из тарифа 9 рублей 80 коп. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц.
В остальной части требований Познахириной С.П. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АтомТеплоСбыт» в пользу Познахириной С.А. 100 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Решение в окончательной форме изготовлено 04.03.2014 года
№2-63/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2014 года г.Нововоронеж, Воронежской области
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
с участием
от прокуратуры г.Нововоронежа ст.помощника прокурора Крюкова М.А.,
заявителя Познахириной С.А.,
представителя администрации городского округа город Нововоронеж Городнянской Ю.В.,
представителя ООО «АтомТеплоСбыт» Сметаниной О.Г.,
при секретаре Корчугановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Познахириной С.А. о признании постановления Администрации городского округа город Нововоронеж №1679 от 11.10.2013г. противоречащим закону,
установил:
Заявитель Познахирина С.А. обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнения требований которого, просит признать недействующим со дня его принятия постановление Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области №1679 от 11 октября 2013г. «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», официально опубликованное 15 октября 2013г. в №49 (433) в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» в части п.1 и п.4, о распространении его действия на собственников помещений в многоквартирном доме, противоречащий норме п.7 статьи 156, п.5, п. б. п. 8 ст. 162 ЖК РФ: «5-этажный, кирпичный, подвальный, кровля рулонная мягкая, фундамент железобетонный блочный». Также просит обязать управляющую компанию «Атом-ЖКХ Нововоронеж» филиал ООО «АтомТеплоСбыт» и МУП «Информационно-расчетный центр» произвести в отношении квартиры № в доме <адрес> перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ., исходя из ставок, действующих с ДД.ММ.ГГГГ. – 9руб. 80 коп. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, согласно договору управления многоквартирным домом от 01.04.2013г.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением, согласно п.1, с 01 ДД.ММ.ГГГГ. установлен предельный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в расчете на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, согласно Приложению 1 к Постановлению - в размере -12.59руб. для домов, в том числе, 5-этажный, кирпичный, подвальный, кровля рулонная мягкая, фундамент железобетонный блочный. К данной категории относится <адрес>, где расположена <адрес>, собственником, которой она является.
Согласно п.4 оспариваемого постановления, оно распространяется и на собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании в установленном порядке не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Этим постановлением нарушены ее права и законные интересы, так как на нее незаконно возложена обязанность оплачивать содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в повышенном размере-12руб.59коп., в то время как в Договоре управления многоквартирным домом с «Атом-ЖКХ Нововоронеж» филиал ООО «АтомТеплоСбыт» с 01.04.2013г. установлена плата в размере -9руб. 80 коп.
Администрация обосновала свое постановление положениями ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими, однако при этом не указала конкретные правовые нормы.
В силу п.4 ст.7 Закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое постановление противоречит положениям п.7 ст. 156 ЖК РФ, согласно которого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год, п.п.5,6- при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока, его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором, п.8 -изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским Законодательством, ст.162 ЖК РФ, и нарушает ее законные интересы и права собственника жилого помещения.
Жилищным кодексом РФ (ч.3 ст.156 и ч.4 ст.158) предусматриваются случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, если: собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом; собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании выбрали способ управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании выбрали способ управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч.4 ст. 158 ЖК), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается исходя из стоимости совокупности работ и услуг, входящих в утвержденный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перечень услуг по содержанию и работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Без принятия на общем собрании собственников помещений перечня услуг и работ по содержанию общего имущества установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч.4 ст. 158 ЖК невозможно (л.д.5-8,187,205).
В связи с соединением заявителем в одном заявлении требований о признании нормативного правового акта недействующим в части, принятого органом местного самоуправления, и требований об обязывании совершения действий коммерческой организацией, исходя из избранной заявителем формы обращения в суд - заявление подано в порядке главы 24 ГПК РФ, а нормы указанной главы гражданского процессуального кодекса не допускают возможности оспаривания решений и действий органов управления организациями, суд определил рассматривать заявленные Познахириной С.А. требования по правилам искового производства (л.д.193).
В судебное заседание представитель МУП «ИРЦ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании заявитель Познахирина С.А. поддержала заявленные требования, с учетом уточнения, в полном объеме. Дополнительно пояснила, что «Атом-ЖКХ Нововоронеж» филиал ООО «АтомТеплоСбыт» должно начислять плату по тарифам, установленным договором управления, а так как непосредственное начисление платы, распечатку квитанций, сбор платежей по договору с управляющей компанией осуществляет МУП «ИРЦ», именно эта организация должна произвести перерасчет.
Представитель администрации городского округа город Нововоронеж Городнянская Ю.В. не согласна с заявленными требованиями, полагая, что оспариваемый правовой акт принят администрацией в полном соответствии с законодательством и в пределах полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и не нарушает права и свободы заявителя, предоставив возражения в письменном виде.
Согласно возражений, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Принятие указанного акта потребовало приведения размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствие с новым перечнем услуг. Оспариваемое постановление принято в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ - если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Из поданного заявления не усматривается, какие именно права и свободы С.А.Познахириной оспариваемый акт нарушает.
Дополнительно пояснила, что полагает, что заявитель оспаривает не сам нормативный правовой акт, а оспаривает его применение управляющей организацией к сложившимся между ними правоотношениям по управлению многоквартирным домом.
Представитель ООО «АтомТеплоСбыт» Сметанина О.Г. с требованиями заявителя не согласилась, возражения представлены в письменной форме, согласно которых ООО «АтомТеплоСбыт» филиал «Атом ЖКХ Нововоронеж» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по <адрес>. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013г. №290 утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» и «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Ранее деятельность управляющих компаний регламентировали порядка 40 нормативно-правовых актов, в которых был рекомендательный перечень работ и услуг, а собственники жилых помещений на общих собраниях сами выбирали, что им необходимо. Но ввиду того, что большинство собственников мало осведомлены в этой области и не всегда активно участвовали в формировании перечня работ, который необходимо было проводить управляющей компании, требования Жилищного кодекса не выполнялись. Постановление № 290 четко регламентирует деятельность управляющих компаний, оно содержит конкретный перечень работ, обеспечивает прозрачность и обязательность их выполнения. В связи с утверждением «Минимального перечня…» управляющая организация довела до сведения собственников помещений о необходимости принять на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из утвержденного Правительством РФ минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления согласно п.4 ст. 158 ЖК РФ. Такой размер был установлен в соответствии с указанной нормой Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 11.10.2013 г. №1679 «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».
Также п.4.5 договора управления многоквартирным домом предусмотрено изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, в случае принятия уполномоченными органами технических регламентов (с обязательным перечнем работ и услуг) иным способом, установленным Жилищным Кодексом РФ. Управляющая организация проинформировала собственников об изменении размера платы за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата. Познахирина С.А. выразила свое согласие с изменением размера платы, оплатив направленный ей платежный документ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, который полагал, что требования Познахириной С.А. в отношении Постановления администрации не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему:
Согласно части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установлено, что 11.10.2013г. администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области издала постановление за № «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», которое было опубликовано в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» от ДД.ММ.ГГГГг. № (433) – лист 32 (л.д.48-81).
Постановление содержит 6 пунктов и Приложение в виде таблицы. Согласно пункта 1 был установлен с 01 ноября 2013 года предельный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц согласно Приложения 1 к этому Постановлению. Согласно п.2 Постановления определено, что оно действует до 01 ноября 2016 года. Согласно п.3 Постановления определено, что индексацию размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме допускается производить не выше уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период», не чаще 1 (Одного) раза в год. Согласно п.4 действие постановления распространяется на нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, расположенных в многоквартирных домах; собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании в установленном порядке не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Пункт 5 определяет вступление в силу постановления с момента опубликования и п.6 – необходимость опубликования. Приложение №1 к Постановлению «Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, расположенных в многоквартирных домах, для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» представляет собой Таблицу, в первой графе указаны категории многоквартирных домов, во второй графе – стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предельный размер платы за содержание жилого помещения в месяц на 1кв.м. общей площади, в рублях.
Согласно Преамбуле Постановления, оно принято в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 11.08 2006г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Постановлением Правительства №290 от 3 апреля 2013 года «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013г. «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», ст. ст. 3, 43, 46 Устава городского округа город Нововоронеж.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в т.ч. у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно п.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст.45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с п.4 ст.158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Анализ содержания указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что п.4 ст.158 ЖК РФ обязывает органы местного самоуправления принимать решение, которое будет регулировать правоотношения в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и которое будет применяться только в случаях, определенных указанной нормой. Обязанность принимать органами местного самоуправления такое решение призвана восполнить пробел, который может иметь место во взаимоотношениях собственников помещений в многоквартирном доме, если собственники не в полном объеме выполнили свои обязанности, предусмотренные указанными выше нормами жилищного кодекса, когда не проведено ежегодное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме или на таком собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. И оспариваемое постановление закрепляет правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Согласно п.п. 4, 4.1 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п.1 ст.34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст.37 указанного закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Аналогичные нормы закреплены Уставом городского округа город Нововоронеж Воронежской области, принятого решением Нововоронежской городской Думы от 01.11.2012г. №285 (л.д.114-142).
Т.е. оспариваемое постановление издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления. Доводы заявителя, что глава администрации превысил свои полномочия при издании оспариваемого постановления суд находит несостоятельными, основанными на неправильном понимании закона.
При установлении тарифа произведена его дифференциация в отношении различных категорий домов: исходя из этажности, вида использованных строительных конструкций, вида кровли, фундамента и т.п., т.е. учтены индивидуальные особенности категорий домов. И в связи с наличием этих особенностей, был определен размер тарифа по каждой категории домов, он является различным.
Всеми участниками процесса признано, что многоквартирный <адрес>, собственником квартиры в котором является Познахирина С.А., является 5-ти этажным, кирпичным, подвальным, имеющим рулонную мягкую кровлю, железобетонный блочный фундамент. Данное обстоятельство также подтверждается Техническим паспортом на указанную квартиру (л.д.24-28).
Администрацией городского округа город Нововоронеж представлен расчет установленного оспариваемым постановлением тарифа – Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме: 5-этажный, кирпичный, подвальный, кровля рулонная мягкая, фундамент железобетонный блочный, в котором указаны подробно работы и услуги, определена периодичность их выполнения, что соотносится с содержанием «Минимального перечня…», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, также приведены экономические расчеты стоимости отдельных работ и услуг, образующих в целом размер тарифа (л.д.182-186). У суда нет оснований не доверять представленному расчету.
Оспариваемое заявителем постановление не распространяет свое действие конкретно на жилой дом, собственником квартиры в котором является Познахирина С.А. Оснований считать, что оспариваемое Постановление влечет для заявителя непосредственно обязанность производить плату за содержание и ремонт жилого помещения именно в размере, установленным этим постановлением, не имеется. Как указано судом выше, положения данного постановления применяются только в случае, определенном ч.4 ст.158 ЖК РФ.
Наделение органов местного самоуправления в соответствии с этой нормой полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с чем доводы заявителя суд считает несостоятельными.
Исходя из совокупности указанных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств по делу суд находит Постановление администрации городского округа город Нововоронеж №1679 от 11.10.2013г. в части установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме принятым в рамках полномочий органа местного самоуправления, и не противоречащим закону.
Как указано судом выше, в соответствии с положениями ч.1 ст.158, ст.39 ЖК РФ собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно п.31 Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Установлено, что заявитель Познахирина С.А. является собственником <адрес>-а по <адрес> (л.д.14). Указанный дом является многоквартирным (л.д.24-28).
В соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений в указанном доме от ДД.ММ.ГГГГ., собственниками было принято решение о выборе способа управления домом – управление управляющей организацией ООО «АтомТеплоСбыт» филиал «Атом ЖКХ Нововоронеж», что отражено в Протоколе общего собрания (л.д.82-83).
Однако непосредственно в Протоколе не указано, что обсуждались условия Договора управления, Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, размер такой платы.
Исходя из пояснений участников процесса, а также представленных документов, суд считает установленным, что между собственниками помещений и управляющей организацией был фактически заключен договор управления многоквартирным домом на условиях, предложенных ООО «АтомТеплоСбыт», оформленных в Типовом договоре (л.д.90-95), между сторонами был согласован Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (л.д.89), который является приложением к этому договору, а также определен тариф по этим работам и услугам, составляющий составляющая 9руб. 80 коп. на 1 кв.м. площади жилого помещения. Фактически данные обстоятельства отражены в выставляемых ежемесячно собственнику жилого помещения счетах на оплату квартплаты с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.16). Данные условия признавались и исполнялись как управляющей компанией, так и собственниками помещений.
И суд считает установленным, что собственниками жилых помещений в <адрес> решением ДД.ММ.ГГГГ был выбран с ДД.ММ.ГГГГ. способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, был утвержден Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также утвержден размер такой платы в виде тарифа в расчете на 1кв.м.- 9руб. 80 коп.
В квитанции на оплату коммунальных услуг и платы за содержание и ремонт жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ., выставленной ООО «АтомТеплоСбыт» значится тариф «содержание и ремонт жилья» 9руб. 80 коп. (л.д.16-21), а в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. – 12руб. 59 коп. (л.д.22,23,181).
Согласно позиции ООО «АтомТеплоСбыт», увеличение тарифа было произведено в соответствии с п.4.5 Договора управления многоквартирным домом, Постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013г., а также на основании оспариваемого Постановления.
Пунктом 4.5 Договора управления многоквартирным домом предусмотрено изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, в случае принятия уполномоченными органами технических регламентов (с обязательным перечнем работ и услуг) иным способом, установленным Жилищным Кодексом РФ.
Как указано судом выше, в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ и п.4 Постановления администрации городского округа город Нововоронеж №1679 от 11.10.2013г. его положения применяются только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и указано судом выше, собственниками помещений в <адрес> такое решение принято ДД.ММ.ГГГГ. и было реализовано как самими собственниками, так и управляющей организацией с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из содержания ст.ст.45-48, 156 ЖК РФ указанное решение собственников в части размера тарифа действует в течение года. В связи с чем положения Постановления администрации городского округа город Нововоронеж не могут применяться в отношении квартиры Познахириной С.А. в части размера установленного в нем тарифа.
Кроме того, согласно Постановления Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, оно принято в соответствии с частью 1.2 ст.161 ЖК РФ. Этим Постановлением утверждены
-минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
-Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
-изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Также пунктом 2 Постановления установлено, что перечень и Правила, утвержденные этим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу этого постановления.
Учитывая, что правоотношения управляющей компании и собственников жилых помещений в <адрес> возникли до издания постановления Правительства РФ №290 и вступления его в силу, ссылка ООО «АтомТеплоСбыт» на необходимость увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в связи с увеличением объемов работ и услуг на основании этого Постановления, являются несостоятельными.
И управляющая организация должна была производить начисление платежа по такому виду в период ДД.ММ.ГГГГ. исходя из тарифа, установленного решением общего собрания собственников жилых помещений -9руб.80 коп. на 1 кв.м. площади.
В соответствии с п.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В связи с чем обязанность по перерасчету платы должна быть возложена на управляющую компанию ООО «АтомТеплоСбыт».
Между заявителем Познахириной С.А. и МУП «Информационно-расчетный центр» нет никаких договорных правоотношений. Исходя из содержания заключенного между ООО «АтомТеплоСбыт» и МУП «ИРЦ» агентского договора от 15.05.2012г., начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги МУП «ИРЦ» осуществляется по информации, представляемой ООО «АтомТеплоСбыт» - раздел 3 Договора. Увеличение тарифа с 01.11.2013г. по строке «содержание и ремонт жилья» МУП «ИРЦ» было осуществлено по указанию управляющей компании ООО «АтомТеплоСбыт», что следует из письма ООО «АтомТеплоСбыт» от 23.10.2013г. (л.д.84-86). В связи с чем оснований возлагать обязанность по перерасчету платы не на управляющую организацию, а на иное лицо, с которым у Познахириной С.А. отсутствуют договорные отношения, суд оснований не усматривает.
Учитывая, что увеличение платы по указанному выше тарифу было осуществлено за период 3 месяца, в отношении иных периодов счета на оплату не выставлялись, оснований обязывать ООО «АтомТеплоСбыт» производить начисление платы по ДД.ММ.ГГГГ. суд не усматривает.
Таким образом, суд удовлетворяет требования Познахириной С.А. частично и обязывает ООО «АтомТеплоСбыт» произвести перерасчет платы по квартире за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период ДД.ММ.ГГГГ., исходя из тарифа 9 рублей 80 коп. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ, пропорционально удовлетворенной части иска.
Поскольку законодательством на производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Заявителем Познахириной С.А. при подаче заявления была уплачена госпошлина в размере 200 руб., было заявлено два требования, одно из которых в отношении ООО «АтомТеплоСбыт» судом удовлетворено, в связи с чем с него в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина в размере 100руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.253 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Познахириной С.А. о признании постановления Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об установлении предельного размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме», в части п.1 и п.4, недействующим со дня его принятия, отказать.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «АтомТеплоСбыт» произвести Познахириной С.А. как собственнику <адрес>, расположенной в <адрес>-а по <адрес>, перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период ДД.ММ.ГГГГ исходя из тарифа 9 рублей 80 коп. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц.
В остальной части требований Познахириной С.П. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АтомТеплоСбыт» в пользу Познахириной С.А. 100 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Решение в окончательной форме изготовлено 04.03.2014 года