Дело №12-461/2017
Р Е Ш Е Н И Е
28 апреля 2017 года город Уфа
Судья Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Шафикова Е.С., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Шафиева, д. 27/2,
с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу Козаева С.Л., действующего по доверенности №65 от 09 марта 2017 года, Селиной О.В., действующей по доверенности №335 от 19 декабря 2016 года, государственного инспектора Валеева Т.Ф., действующего по доверенности №11 от 14 марта 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» на постановление главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору №118 от 15 марта 2017 года, которым
Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания», расположенное по адресу: <адрес> признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа 150000 рублей,
установил:
обжалуемым постановлением Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания» ( далее по тексту ФКП «РОСГОСЦИРК» ) признано виновным в том, что при проведении в период с 11.00 часов до 12.00 25 января 2017 года со стороны ФКП «РОСГОСЦИРК» установлено нарушение ряда требований пожарной безопасности чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1, ч.3, ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не соглашаясь с данным постановлением, ФКП «РОСГОСЦИРК» подало жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, указывая, что нарушение требований пожарной безопасности, вменные оспариваемым постановлением являются предметом рассмотрения дела в гражданском порядке, решение по соответствующему иску прокурора не принято. При этом здание является памятником архитектуры.
В поданном дополнении к жалобе указано, что нарушения требований правил пожарной безопасности относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания. Здание введено в эксплуатацию в 1968 году, поэтому к требованиям пожарной безопасности ныне действующие СНиПы не применимы. Кроме того, привлечение к административной ответственности ранее срока окончания выполнения предписания является недопустимым.
Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу, в судебном заседании жалобу поддержали, по основаниям, в ней указанным, также считали размер штрафа несоразмерным, учитывая, что предприятие не располагает средствами для оплаты штрафа в таком размере.
Инспектор ОНД г. Уфы Валеев Т.Ф. в судебном заседании считал вину предприятия доказанной, указав также, что значительная часть выявленных нарушений не требует внесения изменений в конструктивные особенности здания.
Проверив представленные материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
На основании ч.1, ч.3, ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи;
нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с выводами должностного лица не имеется, поскольку они подтверждаются материалами дела.
Вина ФКП «РОСГОСЦИРК» доказана материалами дела, актом проверки от 26 января 2017 года, которым дана правильная оценка должностным лицом.
По мнению общества, СНиП 21-01-97* не подлежит применению, т.к. здание, которое было проверено, построено до вступления в силу данного документа. Данный довод является несостоятельным. ФКП «РОСГОСЦИРК» не представлено доказательств физической невозможности приведения здания в соответствие со СНиП 21-01-97*, а также доказательств того, что положения документа не распространяются на ранее построенные здания.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При этом согласно пункту 1 Правил, данными Правилами установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Письмом Госстроя РФ N 130552, ГУГПС МВД РФ N 20/2.2/2433 от 14.10.1998 "О применении требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" разъяснен порядок применения требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие с 01.01.1998, при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
Указанным Письмом Госстроя разъясняется, что строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем (водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, газоснабжение и др.), могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.
При этом, указанное Письмо не содержит разъяснений относительно того, что в отношении зданий, построенных ранее введения в действие требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", не должна производится корректировка на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.
В обоснование своих доводов заявитель также ссылается на то, что здание относится к памятникам архитектуры.
Вместе с тем заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что для устранения нарушения требований пожарной безопасности, указанных должностным лицом, необходимо внесение конструктивных изменений в несущие элементы здания.
В жалобе заявитель указывает, что в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного Закона не распространяются.
Однако ч. 4 ст. 4 Технического регламента предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Ввиду того, что в принадлежащих ФКП «РОСГОСЦИРК» помещениях установлено наличие нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые вследствие возможного возникновения пожара могут привести к угрозе жизни и здоровью людей, на них распространяется действие требований Технического регламента.
Доводы заявителя о необоснованности привлечения к административной ответственности ранее истечения срока исполнения предписания являются ошибочными. Внесение предписания направлено на побуждение исполнения требований законодательства и не исключает ответственности за допущенные правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доводы ФКП «РОСГОСЦИРК» об отсутствии вины являются голословными опровергаются материалами дела. Порядок привлечения к административной ответственности должностным лицом не нарушен.
Таким образом, ФКП «РОСГОСЦИРК» деяния образуют состав административного правонарушения, предусмотренных ч.1, ч.3, ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела не установлено, срок для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела должностным лицом не истек. Наказание назначено с применением ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ обоснованно.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление подлежит изменению в части назначенного наказания.
Как установлено в судебном заседании ФКП «РОСГОСЦИРК» является казенным предприятием, ранее к административной ответственности не привлекалось.
На основании ч.,ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ- при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, принимая во внимание имущественное и финансовое положение ФКП «РОСГОСЦИРК», нахожу возможным, назначить ФКП «РОСГОСЦИРК» наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела в размере 75000 рублей.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №118 ░░ 15 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 75000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░