Судья – Ланг З.А. Дело №22-7513/18
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Краснодар 26 ноября 2018 года
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Рубана В.В.
при секретаре Грунской Т.Ю.
с участием: прокурора Гуляева А.В.
адвоката Кацко В.Н.
обвиняемой Ц.О.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционному представлению государственного обвинителя Коваленко Ю.Ю. на постановление Прикубанского районного суда <...> от <...>, которым в том числе отказано в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения Ц.О.А. с домашнего ареста на содержание под стражей; разъяснено, что местом отбытия Ц.О.А. меры пресечения в виде домашнего ареста является земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи, изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционного представления и возражений, выслушав прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, адвоката и обвиняемую, который просили меру пресечения оставить без изменений, суд
У С Т А Н О В И Л :
В ходе судебного заседания первой инстанции адвокат Кацко В.Н. заявил ходатайство об изменении ограничений установленных Ц.С.В. при отбытии меры пресечения в виде домашнего ареста, помимо этого он просил уточнить Ц.О.А. место отбытия домашнего ареста.
Участвующий в деле прокурор возражал против удовлетворения вышеуказанных ходатайств, и просил изменить Ц.О.А. меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей.
Суд отказал в удовлетворении заявленных ходатайств, и разъяснил, что местом отбытия Ц.О.А. меры пресечения в виде домашнего ареста является земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <...>
В апелляционном представлении прокурор считает обжалуемое постановление незаконным и необоснованным. В обоснование указывает, что в ходе рассмотрения ходатайства подсудимой Ц.О.А. в судебном заседании был допрошен заместитель начальника Кореновского МФ ФКУ УФСИН России по Краснодарскому краю Г.С.В., который пояснил, что Ц.О.А. неоднократно нарушались ограничения, установленные судом при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста, а именно: пользование телекоммуникационной сетью - Интернет, пользование сотовой связью, посещение стоматологической клиники и оставление места отбытия домашнего ареста, с целью осуществления личных нужд. По данным обстоятельствам Г.С.В. в адрес Прикубанского районного суда г. Краснодара было направлено 3 представления о замене меры пресечения в виде домашнего ареста на заключение под стражу, в двух из которых судом было отказано, одно представление до настоящего времени не рассмотрено. Считает, что оснований для изменения ограничений, установленных Ц.О.А. с учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, не имелось. Также, суд необоснованно отказал в ходатайстве государственного обвинителя об изменении меры пресечения, так как подсудимой неоднократно нарушались ограничения, установленные ей судом. Кроме того, она обвиняется в совершении четырех эпизодов тяжких преступлений, пользуется телекоммуникационными сетями, использует сотовую связь, оставляет место отбытия домашнего ареста без уведомления надзирающего инспектора, что дает основания полагать, что она может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказывать давление на свидетелей и иным образом препятствовать осуществлению производству по уголовному делу. Просит постановление суда об изменении Ц.О.А. ограничений, установленных ей в рамках избранной меры пресечения в виде домашнего ареста и об отказе в удовлетворении ходатайства государственного обвинителя об изменении меры пресечения на заключение под стражу - отменить, изменить меру пресечения в виде домашнего ареста на заключение под стражу.
В письменных возражениях адвокат Кацко В.Н. приводит доводы о необоснованности апелляционного представления. Считает, что использование подсудимой Ц.О.А. средств коммуникации (осуществлении абонентских вызовов), а также выезд последней за пределы места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, обусловлены реализацией последней предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод, а именно - владеть на праве собственности имуществом и защищать приведенное право в установленном законом порядке (выезд на участок местности, расположенный по адресу: <...>, с целью установления обстоятельств хищения имущества и заявлении о совершенном преступлении; осуществление абонентского вызова лицу, осуществляющему работы по ремонту роллета с целью недопущения повторного хищения имущества), получать социальное обеспечение по достижении определённого возраста (пенсии) и т.д. (осуществление абонентского вызова в Пенсионный фонд РФ). Также указывает, что отражение в тексте апелляционного представления указания на отнесение допущенных подсудимой Ц.О.А. нарушений как на возможную попытку сокрыться от суда, оказать давление на свидетелей со стороны обвинения, а равно продолжить заниматься преступной деятельностью является ошибочным, так как по своей правовой и фактической природе выявленные контролирующим органом - Кореновским МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Краснодарскому краю нарушения не препятствуют отправлению правосудия по настоящему уголовному делу. Просит постановление оставить без изменений, апелляционное представление – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражения, выслушав мнение сторон, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения постановления по доводам, изложенным в апелляционном представлении.
В соответствии с ч.1 ст.107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.
В силу ч.8 ст.107 УПК РФ в зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, указанным в части седьмой настоящей статьи, либо некоторым из них. Запреты могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.
В ходе судебного заседания первой инстанции, был установлен факт нарушения Ц.О.А. условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а именно использования мобильного телефона как средства связи, а также выход за пределы места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
При этом суд первой инстанции пришел к убеждению, что указанные нарушения Ц.О.А. меры пресечения в виде домашнего ареста не носят существенный характер для рассматриваемого уголовного дела, поскольку не связаны с влиянием подсудимой на участников процесса, либо воспрепятствованию производству по уголовному делу, не ведут к совершению новых преступлений и не способствуют возможности скрыться от суда.
С данным убеждением соглашается и апелляционная инстанция.
Так, в апелляционную инстанцию стороной защиты предоставлены документы, а именно ходатайство Ц.О.А. и талон-уведомление от 04 августа 2018 года, согласно которому принято ее заявление КУСП <...> о хищении неустановленными лицами принадлежащего ей на праве собственности имущества с участка местности, расположенного по адресу: <...>, возбуждено уголовное дело, а сам заявитель (подсудимая Ц.О.А.) признана и допрошена в установленном законом порядке в качестве потерпевшего.
Таким образом, выезд на участок местности, расположенный по адресу: <...>, осуществлен с целью установления обстоятельств хищения имущества и подачи заявления о совершенном преступлении, а использование подсудимой Ц.О.А. средств коммуникации - осуществление абонентского вызова в Пенсионный фонд РФ с целью получения социального обеспечения по достижении определённого возраста (пенсии), осуществление абонентского вызова лицу, осуществляющему работы по ремонту роллета с целью недопущения повторного хищения имущества.
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что подсудимой Ц.О.А. нарушались установленные ей запреты и ограничения, установленные ей судом при отбытии меры пресечения в виде домашнего, являются необоснованными.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что, находясь на свободе, Ц.О.А. может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, а также имеет возможность оказывать давление на свидетелей и иным образом препятствовать осуществлению производству по уголовному делу.
Поэтому суд первой инстанции учел все эти обстоятельства, обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства государственного обвинителя об изменении Ц.О.А. меры пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей.
Суд первой инстанции принял обоснованное решение в соответствии с нормами УПК РФ.
Апелляционная инстанция также полагает, что цели судебного разбирательства могут быть достигнуты не только путем заключения подсудимой под стражу, но и посредством содержания ее под домашним арестом с наложением определенных ограничений, что будет служить гарантией явки в суд.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления и отмены постановления суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л :
Постановление Прикубанского районного суда г.Краснодара от 08 ноября 2018 года, которым в том числе отказано в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения Ц.О.А. с домашнего ареста на содержание под стражей; разъяснено, что местом отбытия Ц.О.А. меры пресечения в виде домашнего ареста является земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <...>, - оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий