Дело № 2а-180/2021
10 RS 0006-01-2021-000431-64
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 25 мая 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Масловой Розы Валерьевны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка и понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Маслова Р.В. обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Заявленные требования мотивированны тем, что семья административного истца поставлена на учет в качестве многодетной семьи на территории Лахденпохского муниципального района, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Административный истец в соответствии с Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №1201-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» неоднократно обращалась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1419 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, <адрес>, кадастровый квартал 10:12:0020101, категория - земли населенных пунктов, цель использования земельного участка - размещение жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.№.4-21 Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления, с которым административный истец не согласен, полагая, что Министерством не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств о расположении испрашиваемого земельного участка в пределах границ запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Маслова Р.В. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что административным ответчиком в отношении соседних земельных участков принимались решения о заключении договоров аренды.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц -Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в оспариваемом решении.
Филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации – Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации просило отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в границы военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) Маслова Р.В. в соответствии с Законом Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия" обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1419 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, <адрес>, кадастровый квартал 10:12:0020101, категория - земли населенных пунктов, цель использования земельного участка - размещение жилого дома.
В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21), Министерство отказало Масловой Р.В. в удовлетворении поданного ею заявления по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок располагается в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Маслова Р.В., не согласившись с принятым решением Министерства, обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам о предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка относится к компетенции административного ответчика.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ).
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям участков на территории Республики Карелия установлен Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК.
В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия" (далее Закон) земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13,14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно положениям п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором, в том числе должны быть определены: срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 405 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен. В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; под военными объектами - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Поскольку Положение содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, а значит к данным
объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
Таким образом, земли обороны и безопасности, в том числе земельные участки в границах запретных зон и районов, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
Отказывая Масловой Р.В. в бесплатном предоставлении в собственность как многодетной семье земельного участка, административный ответчик сослался на проведенную аналитическую работу, в результате которой было установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что согласно акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1419 кв.м., испрашиваемый Масловой Р.В., входит в границы Островского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России – квартал 49, выдел 29, то есть входит в границы военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, также входит в запретную зону военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленную Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № ДСП от ДД.ММ.ГГГГ.
На запрос суда ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» сообщили, что по сведениям Росреестра испрашиваемый Масловой Р.В. земельный участок находится в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации. Данная зона была установлена в соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Суд полагает, что указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, нашло свое подтверждение, что дает основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение составлено 26 мая 2021 года