Дело № 2-576/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 09 октября 2014 года гражданское дело по иску Администрации муниципального района «Сысольский» к Беляеву Ю.Е. о признании строений, сооружений самовольной постройкой на чужом земельном участке, об обязании снести строение, сооружение и восстановить (рекультивировать) территорию строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального района «Сысольский» обратилась в суд с иском к Беляеву Ю.Е. с требованиями о признании строений, сооружений самовольной постройкой на чужом земельном участке, об обязании снести строение, сооружение и восстановить (рекультивировать) территорию строительства, мотивировав заявленные требования тем, что ответчик самовольно занял земельный участок, смежный с земельным участком по адресу: <адрес>, разместив на нем дровяник, хлев, сарай, доски и дрова.
В ходе судебного разбирательства, истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика освободить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., размерами <данные изъяты> м, являющийся смежным и расположенным южнее земельного участка по адресу: <адрес>, от самовольно возведенных строений: хлева, сарая для дров, сарая дощатого, досок, пиломатериалов и иного имущества.
В судебном заседании представитель истца Беляев А.Н., действующий на основании доверенности, на уточненных исковых требованиях настаивал.
Ответчик Беляев Ю.Е. исковые требования не признал, суду пояснил, что пользуется спорным земельным участком длительное время и намерен оформить на него право аренды.
Представитель третьего лица администрации СП «Визинга» Мамаенко Н.В., заявленные требования поддержала.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Беляев Ю.Е. является владельцем земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. при доме <адрес> на основании свидетельства о праве пожизненного владения землей №, выданного (дата) года. Земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.14).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером №, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.37). Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Между тем, согласно Техническому отчету инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках с. Визинга, и приложенной к нему схеме кадастрового квартала №, выполненной на основании данных аэрофотосъемки, фактическом в пользовании Беляева Ю.Е. находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 38-41).
По результатам инвентаризации земель с. Визинга в кадастровом квартале №, выполненной в 2008 году, было установлено, что ответчик фактически пользуется земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. При этом, из схемы земель указанного кадастрового квартала следует, что за пределами земельного участка, находящегося в пользовании Беляева Ю.Е., имеются постройки. Данный участок находится между дорогой по <адрес> и земельным участком Беляева Ю.Е. и относится к территории общего пользования, собственность на которую не разграничена (л.д. 23-28).
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 264 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также предоставляются гражданам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При этом, в силу ст. 21 Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ, также сохраняется.
Из положений ст. 41, 42 Земельного кодекса РФ следует, что собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно пункту 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из приведенных правовых норм следует, что владелец земельного участка вправе осуществлять целевое использование только того земельного участка, право на который приобретено в установленном законом порядке.
В ходе судебного разбирательства, ответчик пояснил, что между дорогой и забором принадлежащего ему земельного участка, имеются возведенные им постройки: хлев, сеновал, сарай для дров. Хлев и сеновал построены для содержания скота, однако в настоящее время не используются и требуют ремонта. В сарае в настоящее время хранятся дрова. Данные строения не являются объектами недвижимости, так как возведены без фундамента и являются временными.
Также ответчик подтвердил, что данные объекты были построены им за пределами своего земельного участка в целях ведения хозяйства и обеспечения содержания жилого дома без оформления правоустанавливающих документов на землю, так как все жители <адрес> размещали вспомогательные постройки подобным образом.
Из акта инструментального замера земельного участка по адресу: <адрес> от (дата) следует, что площадь земельного участка, принадлежащего Беляеву Ю.Е., в границах, обозначенных забором, составляет <данные изъяты> кв.м. Замеры проведены в присутствии ответчика Беляева Ю.Е.
Актом инструментального замера земельного участка, смежного с земельным участком, принадлежащим Беляеву Ю.Е., от (дата) установлено, что площадь земельного участка, занятого хозяйственными постройками (сарай для сена, хлев, сарай для дров) составляет <данные изъяты> кв.м.
В ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено доказательств предоставления ему в установленном порядке земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для целей размещения хозяйственных построек и иного движимого имущества.
Напротив, из анализа материалов дела и пояснений сторон, следует, что Беляев Ю.Е. самовольно, без законных на то оснований, занял земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения на нем хозяйственных построек.
Администрацией СП «Визинга» 13.11.2013 в адрес ответчика было направлено требование о необходимости в срок до 01.05.2014 года провести работы по освобождению самовольно занятого земельного участка (л.д. 6), однако, в установленный срок ответчик указанные требования не выполнил.
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (пп. 2 п. 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п. 2).
В соответствии с пунктом 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Таким образом, требования истца о понуждении ответчика освободить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. от хозяйственных построек и иного движимого имущества за счет ответчика являются обоснованными.
При этом, суд не принимает во внимание доводы ответчика о его намерении оформить права на указанный земельный участок путем заключения договора аренды, по тем основаниям, что на момент возведения указанных построек у ответчика правоустанавливающих документов на землю не имелось и последующее оформление арендных прав на земельный участок не может являться основанием для признания самовольных хозяйственных построек законными. Кроме того, по состоянию на дату рассмотрения дела в суде со стороны ответчика не предпринято никаких мер по оформлению прав на землю в установленном земельным законодательством порядке.
Разрешая требования о возложении на ответчика обязанности восстановить (рекультивировать) самовольно занятый земельный участок, суд приходит к следующему:
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (п.п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).
По смыслу земельного законодательства и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Рекультивация земель осуществляется на основании проекта рекультивации, что прямо предусмотрено как положениями Земельного кодекса РФ, так и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Со стороны истца не представлено доказательств, что самовольно занятый ответчиком земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. предназначен для использования в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях. Так же не представлено доказательств осуществления ответчиком деятельности, влекущей обязательное выполнение требований по рекультивации земель. Из обстоятельств по делу следует, что на участке размещены постройки, не являющиеся объектами недвижимости, соответственно, их демонтаж возможен без причинения ущерба земельному покрову. При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности рекультивировать земельный участок не имеется.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что спорный земельный участок является территорией общего пользования и истцом поставлены требования о его восстановлении в целях приведения облика улицы в соответствие с эстетическими требованиями и реализации неопределенным кругом лиц права пользования указанной территорией, на основании положений ст.ст. 60, 76 Земельного кодекса РФ, суд считает необходимым обязать ответчика привести земельный участок в состояние, пригодное для его целевого использования.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей (п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) в равных долях.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации муниципального района «Сысольский» к Беляеву Ю.Е. удовлетворить.
Обязать Беляева Ю.Е. освободить от хлева, сарая для дров, сарая из дощатого, дров, досок, пиломатериалов и иного имущества земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., являющийся смежным и расположенным южнее земельного участка по адресу: <адрес> привести указанную территорию в пригодное для использования состояние за свой счет.
Взыскать с Беляева Ю.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 14 октября 2014 года.