Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-165/2017 ~ М-73/2017 от 13.01.2017

Дело <номер>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                                         <адрес>

     Благовещенский районный суд в составе

     председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,

     при секретаре Умец О.А.,

     с участием представителя истца Бондарь И.В., ответчика и представителя ответчика Ильиных Е.И., третьих лиц Добрыдень В.Н., Строковой Т.Д., Борзых Н.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Новотроицкого сельсовета к председателю избирательной комиссии Новотроицского сельсовета Благовещенского района Ильиных Е.И., избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета Благовещенского района о взыскании неправомерно использованных денежных средств,

у с т а н о в и л:

     Администрация Новотроицкого сельсовета обратилась в суд с настоящим иском, указав, что Решением Новотроицкого Совета народных депутатов Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О сельском бюджете на 2016 год» предусмотрены ассигнования на подготовку и проведение выборов в представительные органы в сумме <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. председателем избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета Добрыдень В.Н. заключен договор на открытие банковского счета в ПАО «Сбербанк России», на указанный счет из бюджета Новотроицкого сельсовета перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты>. платежным поручением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.5 ст.62 Избирательного кодекса Амурской области председатели комиссии распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств. В ходе проверки ревизором Финансового управления администрации Благовещенского района установлено следующее. Смета расходов избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов утверждена решением избирательной комиссии МО Новотроицкого сельсовета <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты>., уточненная смета утверждена ДД.ММ.ГГГГ, после проведения выборов. ДД.ММ.ГГГГ. был рассмотрен вопрос о размере вознаграждения избирательной комиссии в размере 50% (начисление и выплата вознаграждения произведена на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. <номер>). Решением избирательной комиссии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. установлен размер дополнительной выплаты (вознаграждение) за один час работы членам избирательной комиссии и установлен размер ведомственного коэффициента – 100% - председателю и секретарю комиссии, 50% - заместителю председателя и членам комиссии. Данное решение неправомерно из-за отсутствия протокола комиссии и в связи с тем, что подписано Ильиных Е.И. как председателем избирательной комиссии и Строковой Т.Д. – секретарем, которые на тот момент являлись, соответственно, заместителем председателя и членом комиссии. Председатель комиссии Добрыдень В.Н. была освобождена от должности председателя комиссии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., Ильиных Е.И. и Строкова Т.Д. назначены председателем комиссии и секретарем ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ принято без соответствующего кворума, так как согласно табеля рабочего времени за июль 2016 года ДД.ММ.ГГГГ дежурили два члена комиссии. Решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. без номера составлено в отсутствие протокола заседания и решения избирательной комиссии, согласно табеля рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия не работала. Табели рабочего времени за июнь-сентябрь 2016 года утверждены и подписаны председателем избирательной комиссии и подписаны Ильиных Е.И., тогда как за период с июня по ДД.ММ.ГГГГ. председателем ИК являлась Добрыдень В.Н. В табеле за июль 2016 года допущена арифметическая ошибка в подсчете отработанных часов Ильиных Е.И., что повлекло не доначисление дополнительной оплаты. Отсутствует решение ИК об утверждении графика дежурств челнов ИК за июль 2016 года. Табель учета рабочего времени не соответствует графику дежурств за июль 2016 года. При расчете вознаграждения Добрыдень В.Н. и Монастыревой В.И. не учтено время работы в комиссии в качестве председателя и секретаря. ДД.ММ.ГГГГ. председателем ИК Ильиных Е.И. заключен гражданско-правовой договор <номер> со Строковым В.А. на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. <номер>, которое не представлено, по оказанию услуги автотранспорта на время выборной кампании с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., стоимость работ <данные изъяты>. (заработная плата и расходы на бензин), тогда как в смете, утвержденной решением ИК от ДД.ММ.ГГГГ. <номер>, транспортные расходы определены в <данные изъяты>. В решении ИК от ДД.ММ.ГГГГ. <номер> размер оплаты труда по гражданско-правовому договору не указан. Решением ИК <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. создана комиссия на списание материальных запасов и материальных ценностей в составе председателя и двух членов комиссии, на проверку представлены акты списания материальных ценностей без указания даты и номера. В авансовом отчете от ДД.ММ.ГГГГ. б/н Ильиных Е.И. на общую сумму <данные изъяты>. имеется акт от ДД.ММ.ГГГГ. <номер> ООО «Издательский дом Дважды два» на изготовление печати избирательных бюллетеней в количестве <данные изъяты> шт. на сумму <данные изъяты>. без документов, подтверждающих оплату. Проверкой установлены факты отсутствия утвержденного регламента ИКМО Новотроицкий сельсовет, сумма заключенного гражданско-правового договора на услуги автотранспорта не соответствует смете расходов, комиссией представлены две утвержденные сметы расходов избирательной комиссии, одна из них утверждена после проведения выборов, т.е. по фактически произведенным расходам, недоплата вознаграждения. Администрация сельсовета является распорядителем бюджетных средств, выделенных на проведение выборов депутатов Новотроицкого сельсовета и имеет право на взыскание в доход местного бюджета неправомерно использованных бюджетных средств. Председателю ИКМО Новотроицкий сельсовет Ильиных Е.И. 02.12.2016г. направлено письмо об устранении нарушений до ДД.ММ.ГГГГ., до настоящего времени неправомерно использованные бюджетные средства в бюджет Новотроицкого сельсовета не возвращены. Просит суд взыскать с Ильиных Е.И. как председателя ИКМО Новотроицкий сельсовет и избирательной комиссии МО Новотроицкий сельсовет солидарно неправомерно использованные денежные средства в период выборов 2016 года в сумме <данные изъяты>. в бюджет Новотроицкого сельсовета Благовещенского района.

     В письменных заявлениях третьи лица Фесенко О.Н., Монастырева В.И., Елисеева Н.П., Борзых Н.В. указали, что с иском не согласны, претензий к избирательной комиссии МО Новотроицкий сельсовет по начислению и выплате дополнительной оплаты и ведомственного коэффициента не имеют.

     В судебном заседании представитель истца Администрации Новотроицкого сельсовета Бондарь И.В. заявленные требования поддержала, пояснила, что избирательная комиссия МО Новотроицкий сельсовет не является юридическим лицом, должность председателя комиссии является выборной. Период действия полномочий председателя комиссии Ильиных Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Неправомерно использованные денежные средства в период выборов 2016 года в сумме <данные изъяты>., в том числе перерасход по заработной плате членам избирательной комиссии в сумме <данные изъяты>. из расходов, запланированных на изготовление печатной продукции, <данные изъяты>. транспортные расходы, <данные изъяты>. на сотовую связь, <данные изъяты>. на изготовление информационных листов, которые не были запланированы, <данные изъяты>. расходы участковой избирательной комиссии. Указанные денежные средства фактически были использованы избирательной комиссией, большая часть указанной суммы была израсходована на заработную плату членам избирательной комиссии, в основном председателю и секретарю.

    Ответчик и представитель ответчика избирательной комиссии МО Новотроицкий сельсовет Ильиных Е.И. возражала против иска и пояснила, что при составлении предварительной сметы избирательная комиссия не могла знать, какое количество денежных средств будет затрачено подготовку и проведение выборов. Расходы по заработной плате согласно предварительной смете составляли <данные изъяты> рублей, при утверждении были выявлены излишки в сумме <данные изъяты> рубля, указанные денежные средства были добавлены на заработную плату. На печатную продукцию были заложены по предварительной смете денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, фактически затрачено <данные изъяты> рублей. Расхождения связаны с тем, что в указанные расходы были внесены расходы по заправке картриджей, копировального аппарата, распечатка удостоверений. Расхождения по сотовой связи в сумме <данные изъяты> рублей сложились в связи с увеличением звонков на телефонные номера разных сотовых операторов. Смета была ошибочно утверждена и подписана ДД.ММ.ГГГГ, тогда как заседание комиссии состоялось ДД.ММ.ГГГГ Расходы на печатную продукцию при принятии сметы были выделены отдельным пунктом в сумме <данные изъяты> рублей. По предварительной смете на транспортные расходы были заложены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на оплату водителю, фактически на транспортные расходы было затрачено <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей составила заработная плата водителя, а <данные изъяты> рублей расходы на бензин. С начала работы ИКМО транспортные услуги предоставлялись Строковым В.А., договор с ним был заключен ею, как заместителем председателя, в связи с производственной необходимостью. Председатель комиссии Добрыдень В.Д. не оспаривала данную сделку. Договор Строковым В.А. исполнен в полном объеме, услуга оказана и оплачена. ДД.ММ.ГГГГ. состав избирательной комиссии был изменен, в связи со сложением полномочий председателя комиссии, она приступила к исполнению своих полномочий с указанного числа. Табель учета рабочего времени обязан вести председатель комиссии. Изначально табель рабочего времени не велся, после избрания ее председателем комиссии, с августа она стала вести табель учета рабочего времени. В сентябре 2016 года ею был сделан табель рабочего времени за июнь и июль. Материальная ответственность председателя избирательной комиссии законом не предусмотрена, договоры о материальной ответственности с членами комиссии не заключаются, вся документация по окончанию выборов предоставляется в Финансовое управление Администрации Благовещенского района, председатель комиссии осуществляет контроль за финансовыми документами. Все <данные изъяты> рублей, полученные из местного бюджета, были израсходованы на подготовку и проведение выборов в полном объеме.

     Третье лицо Строкова Т.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что исполняла обязанности секретаря избирательной комиссии, решения и протоколы печатались в вечернее время, после основной работы. Все решения и протоколы заседаний избирательной комиссии были предоставлены в прокуратуру Благовещенского района Амурской области. Всю работу избирательной комиссии вела Ильиных Е.И. Транспортные услуги были представлены Строковым В.А. в полном объеме.

     Третье лицо Добрыдень В.Н. доводы иска поддержала и пояснила, что все решения избирательной комиссии были приняты с нарушением, протоколы и решения выносились позже, что свидетельствует о том, что денежные средства были израсходованы не по назначению. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она назначала заседания комиссии и вела табель учета рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ табель не велся в связи с занятостью в судебных заседаниях, заседания комиссии не проводились. Членам комиссии в табеле учета рабочего времени неправомерно было проставлено по 8 рабочих часов, так как у членов избирательной комиссии имеется основная работа. Во избежание срыва выборов она была вынуждена ДД.ММ.ГГГГ сложить полномочия председателя комиссии. В период исполнения своих полномочий она не пользовалась транспортными услугами Строкова В.А. и не видела его на рабочем месте.

    Третье лицо Борзых Н.В. возражала против заявленных требований, пояснила, что самый большой объем работы комиссии выполняли председатель комиссии Ильиных Е.И. и секретарь Строкова В.А.

     В письменном ходатайстве представитель третьего лица территориальной избирательной комиссии Благовещенского района указал, что избирательная комиссия Мо при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями Мо за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия МО. Не допускается вмешательство органов местного самоуправления в процесс распределения средств, выделенных избирательной комиссии на проведение выборов.

    Свидетель Г.З.А. пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ являлась членом избирательной комиссии МО Новотроицкий сельсовет с правом совещательного голоса. Подтверждает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по день окончания выборов оказывались транспортные услуги Строковым В.А., она неоднократно вместе с членами избирательной комиссии Строковой Т.Д., Ильиных Е.И., ездили в г. Благовещенск для решения вопросов по работе муниципальной избирательной комиссии.

     В судебное заседание не явились представители третьих лиц территориальной избирательной комиссии Благовещенского района, администрации Благовещенского района, третьи лица Монастырева В.И., Елисеева Н.П., Фесенко О.Н., будучи извещены о времени месте судебного разбирательства. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

     Выслушав представителей сторон, третьих лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

     Решением Новотроицкого сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Новотроицкого сельского Совета народных депутатов шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

     Решением Новотроицкого сельского Совета народных депутатов пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ <номер> сформирована избирательная комиссия муниципального образования Новотроицкого сельсовета в количестве 6 человек в составе Б.О.С., Борзых Н.В., Монастыревой В.И., Елисеевой Н.П., М.Л.Г., К.Л.В.

     ДД.ММ.ГГГГ от исполнения обязанностей члена избирательной комиссии освобождены М.Л.Г. и Б.О.С. ДД.ММ.ГГГГ <номер> в состав избирательной комиссии введены Добрыдень В.Н. и Ильиных Е.И.

     ДД.ММ.ГГГГ от исполнения обязанностей члены избирательной комиссии освобождена К.Л.В. ДД.ММ.ГГГГ в состав избирательной комиссии введена Строкова Т.Д.

     В соответствии с ч.2 ст.24 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.2 ст.22 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

     Ч.2 ст.50.1 Устава Новотроицкого сельсовета предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования Новотроицкого сельсовета Благовещенского района является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

     Избирательная комиссия Новотроицкого сельсовета не является юридическим лицом.

     Финансирование выборов депутатов Новотроицкого сельского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ. производилось из бюджета муниципального образования Новотроицского сельсовета – Решением Новотроицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. <номер> «О сельском бюджете на 2016 год» предусмотрены ассигнования на подготовку и проведение выборов в представительные органы в сумме <данные изъяты>.

     В соответствии с п.е ч.10 ст.24 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г., п.6 ч.1 ст.29 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств.

     В силу ч.1,3 ст.57 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. и ч.1,2 ст.62 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, с эксплуатацией и развитием средств автоматизации и с обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями муниципальных образований за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении основных, повторных, дополнительных и досрочных выборов.

     Главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования.

     Ст.63 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. предусмотрено, что за счет средств местного бюджета финансируются расходы по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, расходы по обеспечению деятельности избирательной комиссии муниципального образования в межвыборный период, в том числе: денежное содержание, компенсационные и другие выплаты членам избирательной комиссии, работающим на постоянной основе, и работникам ее аппарата, а также отчисления в государственные внебюджетные фонды; расходы, связанные с оплатой мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, служебных командировок, печатно-издательской деятельности, транспорта, связи, доставки корреспонденции средствами связи; канцелярские, почтово-телеграфные, хозяйственные и прочие расходы, связанные с исполнением полномочий избирательной комиссии муниципального образования (ч.1).

     В смете расходов избирательных комиссий муниципальных образований должны предусматриваться расходы по подготовке и проведению выборов, в том числе: 1) компенсационные выплаты среднего заработка по месту основной работы членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов; 2) дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу в комиссии с учетом почасовых ставок оплаты труда, установленных при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области; 3) оплата труда работников аппаратов избирательных комиссий, привлеченных специалистов за работу в комиссии; 4) оплата служебных командировок, печатно-издательской деятельности, транспорта, связи, доставки корреспонденции средствами связи, канцелярских, почтово-телеграфных расходов; 5) изготовление печатной продукции (избирательных бюллетеней, плакатов, обращений, приглашений, бланков протоколов комиссий и других материалов), ее доставка избирательным комиссиям, информирование избирателей, обучение участников выборов, дополнительные хозяйственные и иные расходы избирательных комиссий; 6) отчисления в государственные внебюджетные фонды. (ч.2). Избирательная комиссия муниципального образования представляет отчеты об использовании средств местного бюджета, выделенных на обеспечение ее деятельности, проведение выборов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации (ч.4).

     Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных Федеральным законом, настоящим Законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование (ч.5).

     В соответствии с п.5 ст.17 Закона РФ №131-ФЗ ль 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения на органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов возлагаются полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов.

     В силу ч.2ст.64 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через 35 дней со дня проведения выборов представляет в представительный орган муниципального образования финансовый отчет о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Неизрасходованные избирательными комиссиями средства местного бюджета подлежат возврату в соответствующий местный бюджет не позднее чем через 35 дней со дня проведения выборов (ч.4).

     В силу приведенных норм, учитывая, что избирательная комиссия Новотроицкого сельсовета не является юридическим лицом, все расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Новотроицкого сельского Совета народных депутатов шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ, подлежали возмещению за счет средств местного бюджета МО Новотроицкого сельсовета.

     Истец – Новотроицкий сельсовет – выделил избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета на подготовку и проведение указанных выборов ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>., главным распорядителем которых являлась избирательная комиссия Новотроицкого сельсовета.

     В соответствии с Рекомендациями по составлению сметы расходов на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, являющимися Приложением к Постановлению избирательной комиссии Амурской области от 23 марта 2016 г. 217/1950-5, в смете расходов избирательных комиссий муниципальных образований должны предусматриваться расходы на подготовку и проведение выборов, в том числе: 1) компенсационные выплаты среднего заработка по месту основной работы членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов; 2) дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу в комиссии с учетом почасовых ставок оплаты труда, установленных при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Амурской области; 3) оплата труда работников аппаратов избирательных комиссий, привлеченных специалистов за работу в комиссии; 4) оплата служебных командировок, печатно-издательской деятельности, транспорта, связи, канцелярских, почтово-телеграфных расходов, доставки корреспонденции средствами связи; 5) изготовление печатной продукции (избирательных бюллетеней, плакатов, обращений, приглашений, бланков протоколов комиссий и других материалов), ее доставка избирательным комиссиям, информирование избирателей, обучение участников выборов, дополнительные хозяйственные и иные расходы избирательных комиссий (п. 2 ст. 63 Закона № 222-ОЗ).

     Решением избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена предварительная смета расходов избирательной комиссии, согласно которой расходы составили: 1) печатная продукция: публикация решения о результатах голосования – <данные изъяты>., удостоверения избранным депутатам – <данные изъяты>., информационный стенд – <данные изъяты>., бюллетени – <данные изъяты>., 2) транспортные расходы – <данные изъяты>., 3) сотовая связь – <данные изъяты>., 4) канцтовары – <данные изъяты>, 5) прочие расходы (заправка картриджа и т.д.) – <данные изъяты>., 6) УИК – <данные изъяты>., 7) заработная плата и вознаграждение членов ИКМО – <данные изъяты>. Общая сумма указанных расходов составила <данные изъяты>.

     ДД.ММ.ГГГГ. председателем ИКМО Ильиных Е.И. утвержден расчет выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов членам ИКМО с правом решающего голоса, согласно которому сумма дополнительной оплаты труда составила: Борзых Н.В. (коэффициент 50%) – <данные изъяты>., Добрыдень В.Н. (коэффициент 50%) – <данные изъяты>., Елисеевой Н.П. (коэффициент 50%) – <данные изъяты>., Ильиных Е.И. (коэффициент 100%) – <данные изъяты>., Монастыревой В.И. (коэффициент 50%) – <данные изъяты>., Строковой Т.Д. (коэффициент 100%) – <данные изъяты>., Фесенко О.Н. (коэффициент 50%) – <данные изъяты>. Общая сумма доплат составила <данные изъяты>.

     Согласно смете расходов ИК, утвержденной председателем ИКМО Ильиных Е.И. ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией израсходованы: канцелярия – <данные изъяты>., расходы УИК – <данные изъяты>., сотовая связь – <данные изъяты>., расходы на изготовление печатной продукции – <данные изъяты>., изготовление информационных листов – <данные изъяты>., транспортные расходы – <данные изъяты>., дополнительная оплата труда (вознаграждение) – <данные изъяты>., всего сумма расходов составила <данные изъяты>

    Представленными к смете документами подтверждаются расходы, которые фактически понесены избирательной комиссией: заправка картриджа и распечатка текста ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., канцтовары ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., канцтовары ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., печать, ватман, макет ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., файлы ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., бумага ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., конверты ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., конверты ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., обложка удостоверения ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., бумага ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., оплата печати избирательных бюллетеней ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., услуги сотовой связи ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., услуги сотовой связи ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., платежная ведомость <номер> от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. платежная ведомость <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., платежная ведомость <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., платежная ведомость <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> <данные изъяты>., платежная ведомость <номер> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., гражданско-правовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. на услуги автотранспорта – <данные изъяты>., канцтовары ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., сотовая связь ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>. заправка картриджа ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., ремонт ксерокса ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>., расходы УИК – питание ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>., канцтовары ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>., зарплата ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>., всего <данные изъяты>.

     Всего документами, представленными избирательной комиссией, подтверждается фактическая оплата расходов на общую сумму <данные изъяты>., указанная сумма согласно квитанциям, товарным чекам, платежным ведомостям, расходным накладным была фактически израсходована.

     Администрацией Новотроицкого сельсовета, за счет бюджета которой финансируются расходы по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, заявлено требование о взыскании с Ильиных Е.И. – председателя избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета и избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета в солидарном порядке денежных средств в сумме <данные изъяты>., которые, по мнению истца, использованы ответчиками неправомерно.

    В сумму <данные изъяты>., согласно пояснениям представителя истца, включены: <данные изъяты>. перерасход по заработной плате членам избирательной комиссии, <данные изъяты>. из расходов, запланированных на изготовление печатной продукции, <данные изъяты> транспортные расходы, <данные изъяты>. на сотовую связь, <данные изъяты>. на изготовление информационных листов, <данные изъяты>. расходы участковой избирательной комиссии

     В соответствии с п.е ч.10 ст.24 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г., п.6 ч.1 ст.29 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. избирательная комиссия МО распределяет выделенные из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и контролирует их целевое использование, ст.63 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. предусмотрено финансирование за счет средств местного бюджета расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, в силу ч.2 ст.64 данного ЗАО возврату избирательными комиссиями в соответствующий бюджет подлежат неизрасходованные средства.

     По смыслу приведенных норм при определении вопроса о возложении на избирательную комиссию и председателя избирательной комиссии обязанности по выплате указанных денежных средств в бюджет Новотроицкого сельсовета обстоятельствами, имеющими значение, являются – размер средств, которые фактически израсходованы, а также цели, на которые данные денежные средства использованы.

     Из материалов дела (авансовых отчетов от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и документов к ним) следует, что перечисленные на счет избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета денежные средства в сумме <данные изъяты>. были израсходованы избирательной комиссии в полном объеме, неизрасходованных средств нет.

     Указанная сумма была использована избирательной комиссии только на цели, связанные с подготовкой и проведением выборов (оплата канцелярских товаров, средств связи и транспорта, оплата печати избирательных бюллетеней, работы членов избирательной комиссии, ремонт компьютерной и копировальной техники, расходы УИК). На иные цели средства, выделенные из бюджета Новотроицкого сельсовета, избирательной комиссией Новотроицкого сельсовета в период выборов ДД.ММ.ГГГГ не использовались.

     Главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов депутатов представительного органа Новотроицкого сельсовета, являлась избирательная комиссия Новотроицкого сельсовета, в силу ч.2 ст.62 Закона Амурской области № 222-ОЗ от 26.06.2009г. вмешательство органов местного самоуправления в процесс распределения средств, выделенных избирательной комиссии муниципального образования на проведение выборов, не допускается.

     Учитывая изложенное, а также то, что денежные средства, выделенные из местного бюджета избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета, в сумме <данные изъяты>., израсходованы в полном объеме и в соответствии с их целевым назначением, оснований для взыскания части указанных денежных средств в пользу истца не имеется.

     Исковые требования о взыскании денежных средств в солидарном порядке предъявлены истцом к двум ответчикам – Ильиных Е.И. – председателю ИК Новотроицкого сельсовета и избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета.

     В силу ч.1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

     Избирательная комиссия Новотроицкого сельсовета является муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, и не является юридическим лицом. Ильиных Е.И. является председателем избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета. Законом либо договором солидарная ответственность избирательной комиссии и её председателя не предусмотрена.

     Возложение ответственности по иску только на избирательную комиссию, не обладающую статусом юридического лица, невозможно.

     Ильиных Е.И. как председатель избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств.

     Материальная ответственность Ильиных Е.И. за полученные избирательной комиссией из местного бюджета денежные средства не установлена, договор о полной материальной ответственности избирательной комиссией с председателем Ильиных Е.И. не заключен.

     В силу ч.1,2 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

      Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абзац первый).

     В соответствии с ч.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

     Ч.1 ст.401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

     Пленум ВС РФ в п.5 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснил, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

     Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

     При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

      Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

     Судом причинение по вине Ильиных Е.И. убытков бюджету Новотроицкого сельсовета не установлено – денежные средства в сумме <данные изъяты>., предназначенные для подготовки и проведения выборов, использованы избирательной комиссией в полном объеме, неизрасходованных средств нет, нецелевое использование данных средств не установлено.

     То обстоятельство, что финансовые документы избирательной комиссии по выборам ДД.ММ.ГГГГ. не полностью соответствуют решениям избирательной комиссии по финансовым вопросам, свидетельствует о ненадлежащем оформлении Ильиных Е.И. указанных документов, но само по себе основанием для возложения на председателя избирательной комиссии материальной ответственности по возмещению денежных средств не является. Кроме того, решения избирательной комиссии, принятые в период подготовки и проведения выборов в установленном законом порядке – вышестоящей избирательной комиссией или судом – недействительными не признаны.

     Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     В удовлетворении иска Администрации Новотроицкого сельсовета к председателю избирательной комиссии Новотроицского сельсовета Благовещенского района Ильиных Е.И., избирательной комиссии Новотроицкого сельсовета Благовещенского района о взыскании неправомерно использованных денежных средств отказать.

     Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                             Л.Е.Факеева

     Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-165/2017 ~ М-73/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация Новотроицкого сельсовета
Ответчики
Избирательная комиссия МО Новотроицкий сельсовет
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Факеева Лариса Евгеньевна
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
13.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2017Передача материалов судье
17.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2017Подготовка дела (собеседование)
14.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2017Судебное заседание
24.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее