Дело № 2-634/2013 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2013 года Канский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Корниловой А.В.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Сапинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Канска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог, обязании провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах МО г. Канск,
У С Т А Н О В И Л:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог, обязании провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах МО г. Канск. Свои требования мотивирует тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог на территории г. Канска. Указанной проверкой установлено, что в границах МО г. Канск имеются автомобильные дороги местного значения. При этом администрацией МО г. Канска, являющейся владельцем автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта МО г. Канск, работа по получению технического паспорта автодороги, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, не проведена. Таким образом, администрация МО г. Канска бездействует, и фактически самоустранилась от исполнения требований федерального законодательства, обязывающего органы местного самоуправления провести техническую паспортизацию дорог местного значения, что нарушает интересы граждан и права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасность дорожного движения. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Канска и обязать провести паспортизацию дорожного полотна объездной автомобильной дороги, расположенной вокруг <адрес>.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора ФИО3 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации города Канска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, поэтому суд с учетом мнения прокурора считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, заслушав пом. прокурора ФИО3, изучив материалы дела, находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, в том числе прочего относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью в соответствии с п.6 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
В силу п.8 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.
Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в законодательные акты Российской Федерации'1 определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
При этом пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Статья 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. В соответствии с данной статьей ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог ч.2 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно Ведомственных строительных норм (далее ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР проведение паспортизации дорог возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 1.1 ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п.1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии с п.1.3. ВСН 1-83 элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы.
В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства
В соответствии с п. 6 Правил ведения Единого Государственного Реестра объектов градостроительной деятельности, утвержденных Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу запись об объекте градостроительной деятельности в Едином реестре устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками.
Как установлено в судебном заседании, Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог на территории г. Канска. Указанной проверкой установлено, что в границах МО г. Канск имеются автомобильные дороги местного значения, а именно автодорога вокруг мкр. Солнечный, что подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности г. Канска (л.д.7). При этом администрацией МО г. Канска, являющейся владельцем автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта МО г. Канск, работа по получению технического паспорта автодороги, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, не проведена, автодорога вокруг мкр. солнечный на кадастровом учете МКУ КУМИ г. Канска не стоит (л.д.8).
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Канского межрайпрокурора обоснованными, так как администрация МО г. Канска бездействует, и фактически самоустранилась от исполнения требований федерального законодательства, обязывающего органы местного самоуправления провести техническую паспортизацию дорог местного значения, что нарушает интересы граждан и права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасность дорожного движения, и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 235-238 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Канского межрайпрокурора - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Канска по непринятию мер по паспортизации объездной автомобильной дороги, расположенной вокруг мкр. Солнечный г. Канска.
Обязать администрацию г. Канска в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию дорожного полотна объездной автомобильной дороги, расположенной вокруг <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Судья Глущенко Ю.В.