Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3041/2022 ~ М-2639/2022 от 26.09.2022

Дело № 2-3041/2022

УИД 63RS0044-01-2022-005284-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2022 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Александровой Т.В.,

при секретаре Никишовой Д.Е.,

с участием представителя истца Канунникова И.С.,

представителей ответчиков Мироновой О.С., Алюкова Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3041/2022 по иску Кузнецова Сергея Анатольевича к МВД России, ГУ МВД России по Самарской области, Управлению МВД России по г. Самаре о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

установил:

Кузнецов С.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском к У МВД России по г. Самаре о компенсации морального вреда и судебных расходов, в обоснование требований указав, что 20.04.2022 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, которым он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. Железнодорожным районным судом г. Самара 16.06.2022 вынесено решение об отмене указанного постановления и прекращения производства. В связи с производством ему нанесены нравственные страдания, которые заключались в бессоннице, подавленном состоянии, душевном волнении, снижении самооценки как вред его достоинству. В результате перенесённого стресса он попал в больницу 14.07.2022 по причине мочекаменной болезни. Для представления его интересов в суде он понес расходы на оплату услуг представителя в размере 20.000 рублей. Просит взыскать с УМВД России по г. Самаре компенсацию морального вреда в размере 20.000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20.000 рублей

В ходе досудебной подготовки к участию в процессе в качестве соответчика привлечено МВД России, ГУ МВД России по Самарской области.

В судебном заседании представитель истца Канунников И.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что правонарушение было зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством. Судом установлено, что за рулем находился другой водитель – супруга истца Кузнецова Е.П. Право управления транспортным средством ей передал Кузнецов С.А. Мочекаменная болезнь у истца возникла по причине стресса, а это была единственная стрессовая ситуация.

Представитель ответчиков МВД России, ГУ МВД России по Самарской области Алюков Д.И., действующий на основании доверенностей, в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку истцом не представлены доказательства причинно-следственной связи между моральным вредом и составленным протоколом с использованием средств автоматической фиксации. Истец, передавая управление принадлежащим ему автомобилем супруге, должен был предупредить Кузнецову С.А., чтобы она не нарушала ПДД.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по г. Самара Миронова О.С., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых травлений просила отказать, по аналогичным основаниям.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 1 статьи 1064 данного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Статьей 1069 указанного выше кодекса установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Кроме того, статьей 151 этого же кодекса предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из приведенных положений закона следует, что вред подлежит возмещению лицом его причинившим, при этом основанием для его возмещения является совокупность условий, включающих противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину и наличие причинно-следственной связи между указанными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками.

Отступления от этого правила могут быть установлены законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15 июля 2020 г. N 36-П, недоказанность незаконности действий (бездействия) должностных лиц или их вины не является основанием для отказа в возмещении расходов на оплату юридической помощи и иных расходов, являющихся по своей сути судебными издержками, понесенными лицами, в отношении которых дело об административном правонарушении прекращено на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие события или состава административного правонарушения) либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы).

Между тем приведенные выше положения закона и их толкование относятся к тем случаям, когда привлечение заявителя к административной ответственности признано незаконным вследствие того, что основания для его привлечения к административной ответственности отсутствовали или не были доказаны.

В отличие от приведенных выше норм материального права статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит компенсации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно статье 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (часть 1).

Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 27).

Конституционным Судом Российской Федерации указано, что законодатель мог предусмотреть правовую конструкцию, в соответствии с которой собственники транспортных средств, как физические, так и юридические лица, признаются специальным субъектом административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в случае их автоматической фиксации специальными техническими средствами.

Данный правовой механизм направлен на предупреждение совершения правонарушений, связанных с повышенной угрозой для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, и тем самым обеспечивает защиту конституционно значимых ценностей, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определение от 17 июля 2012 г. N 1286-О).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П указано, что для собственников (владельцев) транспортных средств в таком случае Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях закреплены самостоятельные санкции в виде штрафов, обособленные от санкций для водителей (пункт 3.2).

Из приведенных положений закона и актов их толкования следует, что в предусмотренных статьей 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях случаях личность водителя не устанавливается, а к ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств как специальные субъекты такого рода правонарушений.

Освобождение собственника (владельца) транспортного средства от административной ответственности на основании части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не означает, что постановление о привлечении собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности являлось незаконным.

Напротив, применение части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о том, что привлечение собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности признано законным (иначе постановление подлежало бы отмене по иным основаниям), и о том, что вред собственнику в данном случае причинен не незаконными действиями и постановлениями должностных лиц, а лицом, управлявшим транспортным средством в момент фиксации нарушения правил дорожного движения.

Как установлено в судебном заседании на основании вступившего в законную силу решения Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.06.2022, постановлением инспектора ИАЗ ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от 20.04.2022 Кузнецов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, и повергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Данное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.06.2022 постановление от 20.04.2022 отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием в действиях Кузнецова С.А. состава правонарушения. Судом установлено, что на момент фиксации административного правонарушения специальным техническим средством, автомобилем управляла супруга собственника – Кузнецова С.А. (л.д. 14-16).

Оценивая доводы истца о незаконности привлечения его к административной ответственности, вследствие чего ему причинен моральный вред, суд отклоняет их как несостоятельные, поскольку в силу выше приведенных требований закона к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ). Следовательно, постановление от 20.04.2022 является законным.

Передавая транспортное средство в управление иному лицу, Кузнецов С.А. был обязан проявить должную степень заботливости и осмотрительности в целях предупреждения совершения данным лицом административных правонарушений.

Последующее несение Кузнецовым С.А. расходов по оплате услуг представителя в целях оспаривания постановления (л.д. 12), связано с его процессуальной обязанностью по доказыванию отсутствия его вины в совершении административного правонарушения (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ), а не обусловлено действиями ответчиков.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова Сергея Анатольевича к МВД России, ГУ МВД России по Самарской области, Управлению МВД России по г. Самаре о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 03 ноября 2022 года.

Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова

Копия верна.

Судья Секретарь

2-3041/2022 ~ М-2639/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов С.А.
Ответчики
ГУ МВД России по Самарской области
МВД РФ
УМВД РФ по гор. Самаре
Другие
Канунников И.С.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Александрова Т. В.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2022Судебное заседание
16.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее